г. Тула
13 февраля 2008 г. |
Дело N А09-1463/06-17-5 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Можеевой Е.И.,
судей Байрамовой Н.Ю., Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Андреевой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2007 по делу N А09-1463/06-17-5 (судья Матвеева Н.И.), принятое по иску ТУ ФА по УФИ по Брянской области к Федерации профсоюзов Брянской области, третьи лица: ООО Детский санаторий "Вьюнки", Управление федеральной регистрационной службы по Брянской области, Комитет по охране и сохранению объектов культурного наследия Брянской области, ГУ "Брянская областная Дирекция по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры", Управление культуры Брянской области, Территориальное управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия по Центральному Федеральному округу, ГУК "Брянский областной центр историко-культурного наследия" о признании права федеральной собственности,
при участии:
от Территориального управления Росимущества по Брянской области: не явился, извещен надлежаще;
от Федерации профсоюзов Брянской области:
Балабко М.М. - председатель Федерации профсоюзов Брянской области на основании Постановления от 25.11.2005 "Об избрании председателя Федерации профсоюзов Брянской области", паспорт 15 04 N 375209, выдан 29.03.2005 ОВД Бежицкого района г. Брянска;
Козина В.В. - представитель по доверенности N 54 от 04.02.2008, паспорт 15 04 N 154673, выдан 18.08.2003 ОВД Выгоничского района Брянской области;
от ООО Детского санатория "Вьюнки":
Ерченко А.П. - представитель по доверенности N 10 от 10.01.2008, паспорт 15 02 N 834535, выдан 05.12.2002 ОВД Фокинского района г. Брянска;
от Управления федеральной регистрационной службы по Брянской области: не явился, извещен надлежаще;
от Комитета по охране и сохранению объектов культурного наследия Брянской области: не явился, извещен надлежаще;
от ГУ "Брянская областная Дирекция по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры": не явился, извещен надлежаще;
от Управления культуры Брянской области: не явился, извещен надлежаще;
от Территориального управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия по Центральному Федеральному округу: не явился, извещен надлежаще;
от ГУК "Брянский областной центр историко-культурного наследия": не явился, извещен надлежаще,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Брянской области (далее - ТУФАУФИ по Брянской области) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федерации профсоюзов Брянской области о признании права федеральной собственности на нежилые помещения - спальный корпус N 1 площадью 868,6 кв.м, спальный корпус N 2 площадью 94,3 кв.м, клуб-столовую площадью 1058,8 кв. м, ледник площадью 36,3 кв. м., расположенные по адресу: Брянская область, Клинцовский район, п. Вьюнки.
До принятия судом решения по делу истец в порядке ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального Российской Федерации уточнил исковые требования, просил признать право федеральной собственности на нежилые помещения: спальный корпус N 1 (банкетная вилла) площадью 916,7 кв.м., спальный корпус N 2 (здание машинного отделения) площадью 80,7 кв.м., клуб - столовую (здание конюшни с голубятней) площадью 1120 кв.м., ледник площадью 28,8 кв.м, расположенные в п.Вьюнки Клинцовского района Брянской области. Также просил восстановить положение, существовавшее до нарушения права, путем прекращения права собственности Федерации профсоюзов Брянской области на спорные объекты.
Ходатайство об уточнении наименования и площади объектов судом удовлетворено в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ходатайство о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, путем прекращения права собственности Федерации профсоюзов Брянской области на спорные объекты судом отклонено, поскольку требование о прекращении права является новым требованием, которое не заявлялось истцом при обращении в суд.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Детский санаторий "Вьюнки" (далее - ООО "Детский санаторий "Вьюнки"), Управление федеральной регистрационной службы по Брянской области (далее УФРС по Брянской области), Комитет по охране и сохранению объектов культурного наследия Брянской области, ГУ "Брянская областная Дирекция по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры" Брянской области, Управление культуры Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16 октября 2006 требования Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области удовлетворены, признано право федеральной собственности на объекты недвижимого имущества: спальный корпус N 1 (банкетная вилла) площадью 916,7 кв.м, спальный корпус N 2 (здание машинного отделения) площадью 80,7 кв.м, клуб - столовую (здание конюшни с голубятней) площадью 1120 кв.м, ледник площадью 28,8 кв.м, расположенные в п.Вьюнки Клинцовского района Брянской области.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2007 данное решение суда оставлено без изменений.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.05.2007 решение суда первой инстанции от 16.10.2006 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2007 по делу N А09-1463/06-17 отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию, но в ином составе.
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьего лица привлечено территориальное управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия по Центральному Федеральному округу в связи с ликвидацией 29.09.2006 Комитета по охране и сохранению объектов культурного наследия Брянской области.
ГУ "Брянская областная Дирекция по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры" переименовано в ГУК "Брянский областной центр историко-культурного наследия".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 28.01.2007 ООО "Детский санаторий "Вьюнки" реорганизовано в ООО "Санаторий Вьюнки".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2007 в удовлетворении исковых требований Территориальному управлению Росимущества по Брянской области отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Территориальное управление Росимущества по Брянской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2007 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать право федеральной собственности на объекты недвижимого имущества: спальный корпус N 1 (банкетная вилла) площадью 916,7 кв.м, спальный корпус N 2 (здание машинного отделения) площадью 80,7 кв.м, клуб - столовую (здание конюшни с голубятней) площадью 1120 кв.м, ледник площадью 28,8 кв.м, расположенные в п.Вьюнки Клинцовского района Брянской области.
По мнению заявителя жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы считает, что в 1918 году в связи с принятием Декрета Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 20 августа 1918 года "Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах" указанные объекты были национализированы, на основании чего стали объектами государственной собственности.
Заявитель жалобы также указывает на то, что при передаче имущества с баланса государственной организации на баланс общественной без указания на передачу его на праве собственности автоматическое изменение формы собственности не происходило. Никаких договоров, связанных с отчуждением спорных объектов лицом, уполномоченным распоряжаться объектами государственной собственности, ответчиком не представлено.
По мнению заявителя жалобы, п. 3 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1 относит к федеральной собственности объекты историко-культурного наследия не только общероссийского значения. Слова "общероссийского значения" относятся исключительно к учреждениям культуры.
Представители Федерации профсоюзов Брянской области, ООО Детского санатория "Вьюнки" с апелляционной жалобой не согласны, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители истца и третьих лиц в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Брянский областной центр историко-культурного наследия, Управление Россвязьохранкультуры по Москве и Московской области направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Судом ходатайства удовлетворены.
Руководствуясь ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение арбитражного суда Брянской области от 06.11.2007 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, комплекс "Усадьба Вьюнки" - бывшая Вилла Сапожкова, основана в 1910-1912. В состав усадьбы входят: банкетная вилла, здание машинного отделения, здание конюшни с голубятней, ледник, в настоящее время имеющие название спальный корпус N 1,спальный корпус N 2, клуб-столовая, ледник.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР N 335 от 10.03.1960 все действующие на хозяйственном расчете санатории системы Министерства здравоохранения были переданы в ведение профсоюзных органов. На основании указанного постановления Министерство здравоохранения РСФСР передало, а Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов принял по акту от июня 1960 года дом отдыха "Вьюнки", расположенный по адресу: Брянская область, Клинцовский район, д. Вьюнки.
Распоряжением Центрального Совета по управлению курортами профсоюзов от 28.06.1990 N 152 Брянскому объединению санаторно-курортных учреждений профсоюзов разрешено перепрофилировать дом отдыха "Вьюнки" в специализированный санаторный пионерский лагерь "Вьюнки" на 180 мест.
Постановлением от 27.10.1990 XIX съезда профсоюзов СССР правопреемником всей профсоюзной собственности признана Всеобщая конфедерация профсоюзов СССР.
17 июля 1992 года Всеобщая конфедерация профсоюзов СССР заключила с Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) договор о передаче в собственность ФНПР профсоюзного имущества. В приложении N 3.1 к договору в качестве имущества, закрепляемого на праве собственности за ФНПР, значится в том числе пионерский лагерь "Вьюнки".
11.02.1993 года между ФНПР и Федерацией профсоюзов Брянской области был заключен договор о разграничении прав владения, пользования и распоряжения собственностью профсоюзов на территории Брянской области. В приложениях N 1, 1.3 к договору указан перечень объектов, передаваемых Федерации профсоюзов Брянской области, в том числе объекты санаторно-курортного назначения - пионерский лагерь "Вьюнки", в составе которого поименованы спальный корпус 1, спальный корпус 2, клуб - столовая и ледник.
Договор заключен на основании постановления Президиума ФНПР N 1-27 от 11.02.1993 "О заключении договора между ФНП и Федерацией профсоюзов Брянской области по разграничению прав владения, пользования и распоряжения имуществом профсоюзов на территории Брянской области".
На основании договора о закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом от 17.07.1992, акта приема-передачи имущества в соответствии с договором от 17.07.1992 с приложением 3.1 было зарегистрировано право собственности Федерации профсоюзов Брянской области на нежилые помещения: спальный корпус 1, спальный корпус 2, клуб - столовую и ледник, расположенные по адресу: Брянская область, Клинцовский район, д/с Вьюнки, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.11.2004 сделаны записи о регистрации за N 32-1/13-9/2004-451, 32-1/13-9/2004-452, 32-1/13-1-453, 32-1/13-9/2004-454 (свидетельства о государственной регистрации права 32 АБ N 137635,32 АБ137634, 32 АБ N 137637, 32 АБ N 137659).
Детский санаторий "Вьюнки" как юридическое лицо зарегистрирован постановлением Администрации г. Клинцы N 708 от 28.07.1995.
На основании постановления президиума Совета Федерации профсоюзов Брянской области N 51 5.03.1995 Советом Федерации профсоюзов издан приказ N 16 от 06.03.1995 о преобразовании пионерского лагеря санаторного типа "Вьюнки" в детский санаторий "Вьюнки".
Постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Брянской области от 05.11.1997 N 11-2 учреждено ООО "Детский санаторий "Вьюнки", перерегистрация общества осуществлена постановлением Муниципального образования г. Клинцы N 136 от 10.02.1998.
По акту N 4 от 10.09.2002 Федерация профсоюзов Брянской области передала в пользование ООО "Детский санаторий "Вьюнки" объекты исторического и культурного наследия усадьбы "Вьюнки", в том числе спальный корпус N 1, спальный корпус N 2, клуб-столовую, ледник.
08.01.1998 Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры ООО "Детский санаторий "Вьюнки" выданы охранные обязательства на использование памятников истории и культуры банкетной виллы, здания машинного отделения, здания конюшни с голубятней, ледника усадьбы "Вьюнки".
На основании заявления ООО "Детский санаторий "Вьюнки" от 28.05.1999 карты учета федерального имущества, имеющегося у юридического лица, с перечнем объектов недвижимости в реестр федерального имущества включены объекты (памятники истории и культуры усадьбы "Вьюнки"): спальный корпус N 1, спальный корпус N 2, клуб-столовая, ледник, расположенные в п. "Вьюнки" Клинцовского района Брянской области. ООО "Детский санаторий "Вьюнки" выдано свидетельство N 022410 о внесении в реестр федерального имущества, имеющегося у общества с ограниченной ответственностью.
В ответах от 18.08.2005 N 95, от 06.09.2005 N 320 на запрос ТУ Росимущества по Брянской области ООО "Детский санаторий Вьюнки" и Федерация профсоюзов Брянской области сослались на то, что объекты спальный корпус 1, спальный корпус 2, клуб - столовая и ледник, расположенные в п. Вьюнки г. Клинцы Брянской области, являются собственностью Федерации профсоюзов Брянской области и зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ссылаясь на то, что объекты недвижимого имущества спальный корпус N 1 (банкетная вилла), спальный корпус N 2 (здание машинного отделения), клуб - столовая (здание конюшни с голубятней), расположенные в п. Вьюнки Клинцовского района Брянской области, являются федеральной собственностью, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд Брянской области.
Рассмотрев данный спор, суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным.
В соответствии с приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Если на момент разграничения права собственности на государственное имущество объект памятником общероссийского значения не являлся, на него не распространялось действие этой нормы.
Материалы дела свидетельствуют, что во исполнение Постановления Совета Министров СССР N 335 от 10.03.1960 дом отдыха "Вьюнки", расположенный по адресу: Брянская область, Клинцовский район, п. Вьюнки, был безвозмездно передан Министерством здравоохранения РСФСР по акту от июня 1960 Всесоюзному Центральному Совету Профессиональных Союзов.
В 1979 "Усадьба Вьюнки" (банкетная вилла, здание машинного отделения, здание конюшни с голубятней, ледник) включена в список исторических памятников области, подлежащих государственной охране, как памятник местного значения (Решение Брянского облисполкома от 10.07.1979 N 406).
В соответствии с договорами о закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом от 17.07.1992 и о разграничении прав владения, пользования и распоряжения собственностью профсоюзов на территории Брянской области от 11.02.1993 спорный объект был передан Федерации профсоюзов Брянской области.
Вышеуказанные договоры в установленном порядке не расторгнуты и не признаны недействительными.
В ноябре 2004 Федерация профсоюзов Брянской области на основании договора о закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом от 17.07.1992 и акта приема-передачи имущества в соответствии с названным договором (приложение 3.1) зарегистрировала право собственности на нежилое помещение (спальный корпус N 1), литер А, площадью 916,7 кв. м, нежилое помещение (спальный корпус N 2), литер Б, площадью 80,7 кв. м, нежилое помещение (клуб-столовая), литер Л, площадью 1120 кв. м и нежилое помещение (ледник), литер К, площадью 28,8 кв. м, расположенные в д/с Вьюнки Брянской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 05.11.2004 и 09.11.2004 серии 32 АБ NN 137635, 137634, 137637, 137659.
В Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения объект "Усадьба Вьюнки" включен только в 1995 году.
При этом включение впоследствии спорных объектов в перечень объектов культурного наследия федерального значения само по себе не могло повлечь прекращение на них права собственности Федерации профсоюзов Брянской области и передачу их в федеральную собственность.
С учетом изложенного судом области правомерно отклонен довод истца о том, что спорные объекты являются федеральной собственностью в силу приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1.
Утверждение заявителя жалобы о том, что спорные объекты были национализированы на основании Декрета СНК СССР от 20.08.1918 "Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах", несостоятельно.
Поименованный перечень объектов, подлежащих национализации, данный Декрет не содержит.
Исходя из содержания статьи 1 указанного Декрета, отменяется право частной собственности на все без исключения участки, как построенные, так и не застроенные, как принадлежащие частным лицам и промышленным предприятиям, так и учреждениям, находящиеся в пределах городских поселений.
Бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что на момент принятия Декрета спорные объекты недвижимости находились в пределах городских поселений, истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.
Согласно справке государственного архива Брянской области N 615 от 02.10.2006 хутор Вьюнки, бывшее имение фабриканта Сапожкова, до 1917 относился к Голубовской волости Суражского уезда Черниговской губернии, Российская империя; после февраля 1917 - республика; с 1919 по 1921 - к Голубовской волости Суражского уезда Гомельской губернии РСФСР; с 1921 по 1926 - к Голубовской волости Клинцосвкого уезда Гомельской губернии РСФСР; с 1926 по 1929 - к Клинцовской волости Клинцовского уезда Брянской губернии РСФСР.
В 1918 году 4 северных уезда Черниговской губернии (Суражский, Стародубвский, Новозыбковский, Мглинский) на своем съезде приняли решение о выходе из состава объявившей о независимости Украины и о вхождении в состав Советской России, почему и были в 1919 году включены в состав Гомельской губернии РСФСР на основании декрета СНК от 27.01.1918 "Об изменении границ губернских, уездных и прочих" (т.3 л/д 156).
В сообщении территориального (межрайонного) отдела по Клинцовскому району, городу Клинцы, Красногорскому и Гордеевскому районам Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Брянской области от 15.05.2006 N 556 также указано, что п. Вьюнки находится на территории муниципального образования Клинцовский район в границах Коржово-Голубовского сельского поселения и не входит в территорию муниципального образования г. Клинцы (т.2 л/д 73).
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на положения постановления ЦИК СССР, СНК СССР, ВЦСПС от 23.06.1933 не заслуживает внимания, поскольку доказательства, подтверждающие нахождение спорных объектов в указанный период в ведении Наркомтруда Союза СССР, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы не представлены.
При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении исковых требований является правомерным.
Безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Территориального управления Росимущества по Брянской области и отмены принятого законного и обоснованного решения.
В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина относится на заявителя жалобы и возврату не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2007 по делу N А09-1463/06-17-5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине отнести на заявителя жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.И. Можеева |
Судьи |
Н.Ю. Байрамова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1463/06
Истец: ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области
Ответчик: Федерация профсоюзов Брянской области
Третье лицо: Управление федеральной регистрационной службы по Брянской области, Управление культуры Брянской области, Территориальное управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия по Центральному Федеральному округу, ООО Детский санаторий 'Вьюнки', Комитет по охране и сохранению объектов культурного наследия Брянской области, ГУ "Брянская областная Дирекция по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры", ГУК"Брянский областной центр историко-культурного наследия"
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-493/2006