город Тула |
Дело N А09-6363/07-33 |
07 февраля 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2008 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.
судей Тимашковой Е.Н., Тучковой О.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-4421/2007) ИП Ферапонтовой Г.И., ИП Яшелина А.А., ИП Грязева С.В.
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 08.11.2007 года по делу N А09-6363/07-33 (судья Халепо В.В.), принятое
по заявлению ИП Ферапонтовой Г.И., ИП Яшелина А.А., ИП Грязева С.В.
к Брянской городской администрации
третьи лица: ООО "Брянское пассажирское транспортное предприятие",
ООО "Автотрейд-плюс"
о признании решения и действий незаконными
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя:
- ИП Ферапонтова Г.И. - Гусейнов Ф.В., адвокат, уд. N 441;
- ИП Яшелин А.А., ИП Грязев С.В. - Коломоец А.Д., адвокат, дов. от 27.11.2007,
уд. N 403,
от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Индивидуальные предприниматели Ферапонтова Галина Игоревна, Яшелин Алексей Алексеевич, Грязев Сергей Владимирович (далее - Предприниматели) обратились в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской городской администрации (далее - Администрация) о признании незаконными решения и действий по проведению и организации открытого конкурса с предварительным квалификационным отбором на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршруте регулярного сообщения N 43 г. Брянска.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены победители конкурса ООО "Брянское пассажирское транспортное предприятие" и ООО "Автотрейд".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2007 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, Предприниматели обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просят отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в материалах дела.
Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная инстанция приходит к выводу, что неявка представителей ответчика и третьих лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей Предпринимателей, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжениями Брянской городской администрации от 10.12.2004 N 901-р, от 18.05.2001 N 493-р, от 14.07.2003 N 822-р ИП Ферапонтовой Г.И., ИП Яшелину А.А., ИП Грязеву С.В. разрешено осуществлять транспортные услуги по перевозке пассажиров по маршруту N 43 "Мясокомбинат - пр. Ленина - Курган Бессмертия - Больница N 4 - Бежицкий стальзавод - Камвольный комбинат", используя транспортные средства - микроавтобус "Газель", гос. номер АА 083 32; микроавтобус "Газель", гос. номер А 088 ХН 32 и микроавтобус "Газель", гос. номер АА 194 32, без указания срока осуществления данного вида деятельности.
На основании заказа Администрации Комитетом по промышленности, транспорту и связи Брянской городской администрации в газете "Брянск" от 07.09.2007 N 38 опубликовано извещение о проведении открытого конкурса с предварительным квалификационным отбором на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршруте регулярного сообщения N 43 г. Брянска.
Полагая, что действия Администрации по организации и проведению указанного конкурса, являются незаконными, нарушают их права и законные интересы, Предприниматели обратились в Арбитражный суд Брянской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пп. 20 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения находится в ведении муниципальных образований и отнесена к вопросам местного значения.
Подпункт 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с п. 6 ст. 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" городская администрация руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе, организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах.
Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения.
Кроме того, пп. 34 п. 2 ст. 45 Устава города Брянска, принятого Брянским городским Советом народных депутатов 30.11.2005, установлено, что к исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относится организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений.
Постановлением Брянской городской администрации от 01.06.2006 N 1676-п с 22.05.2006 функции по размещению заказа на право заключения договоров по выполнению перевозок пассажиров на коммерческих маршрутах г. Брянска возложены на Комитет по промышленности, транспорту и связи Брянской городской администрации.
Для реализации полномочий местного самоуправления в сфере пассажирских перевозок Постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 29.04.2004 N 746-п приняты Правила организации транспортного обслуживания населения в г. Брянске (далее - Правила) и Положение о конкурсе на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршрутах г. Брянска (далее - Положение).
Согласно п. 1.7 Правил функции заказчика пассажирских перевозок выполняет Брянская городская администрация, которая определяет организатора пассажирских перевозок.
К исключительной компетенции Заказчика относится утверждение конкурсной документации и проведение конкурсов, информирование перевозчиков об их проведении (п. 1.9 Правил).
В соответствии с п. 3.4.4 Правил допуск перевозчиков с принадлежащими им транспортными средствами на коммерческие маршруты осуществляется по итогам конкурса на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршрутах, подписание данного договора и наличие свидетельства, удостоверяющего факт подписания договора (в ред. Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 26.09.2006 N 512).
Решение конкурсной комиссии является основанием для заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршрутах города Брянска победителем конкурса с заказчиком перевозок.
Исходя из анализа приведенных правовых норм следует, что к полномочиям городской администрации в области транспорта относятся определение необходимого количества транспортных средств на маршрутах города с учетом сложившегося пассажиропотока и соблюдения требований безопасности перевозки пассажиров и Правил дорожного движения, подготовка и проведение конкурсов среди владельцев транспортных средств по перевозке пассажиров на коммерческой основе по городской маршрутной сети, утверждение условий конкурса и состава конкурсной комиссии.
В силу пункта 2.1 Положения решение о проведении конкурса принимается Заказчиком, который определяет Организатора конкурса.
Конкурс проводится на действующих и вновь открытых маршрутах.
Кроме того, проведение конкурса направлено на выявление наиболее ответственных перевозчиков, способных обеспечить соблюдение технических, санитарных, кадровых и иных требований, предъявляемых к перевозчикам в целях обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечения мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании заказа Администрации в газете "Брянск" от 07.09.2007 N 38 опубликовано извещение на проведение открытого конкурса с предварительным квалификационным отбором на право заключения договоров на выполнение перевозок пассажиров на маршрутах регулярного сообщения N 43.
Организатором конкурса является Комитет по промышленности, транспорту и связи Брянской городской администрации.
Цель конкурса - отбор добросовестных перевозчиков, предоставляющих безопасные услуги населению с высокой культурой и качеством обслуживания, а также упорядочение пассажирских перевозок.
Извещение о конкурсе было опубликовано и направлено неограниченному кругу лиц, имеющих лицензию, в том числе и заявителям.
При этом ИП Ферапонтова Г.И., ИП Яшелин А.А., ИП Грязев С.В. заявки на участие в конкурсе по маршруту N 43 не подавали, свой отказ от участия в нем мотивировали наличием ранее изданных распоряжений Брянской городской администрации на право осуществления перевозок по указанному маршруту, что подтверждается протоколом судебного заседания от 08.11.2007 (л.д. 93 т. 2).
В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Предприниматели не представили доказательств нарушения их прав и законных интересов решением и действиями Брянской городской администрации по проведению и организации открытого конкурса с предварительным квалификационным отбором на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршруте регулярного сообщения N 43 г. Брянска.
Учитывая, что в настоящее время Предприниматели осуществляют пассажирские перевозки на спорном маршруте на основании распоряжений Брянской городской администрации от 10.12.2004 N 901-р, от 18.05.2001 N 493-р, от 14.07.2003 N 822-р, а Правила организации транспортного обслуживания населения в г.Брянске не предусматривают автоматического прекращения действия указанных распоряжений после проведения конкурса, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сам факт проведения открытого конкурса не нарушает права и законные интересы Предпринимателей.
Довод жалобы о том, что Администрацией в нарушение п. 2.1 Положения не издан муниципальный акт о проведении конкурса, где определялся бы организатор конкурса, который должен быть опубликован и только после этого вступает в законную силу, отклоняется судом апелляционной инстанцией по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Закона N 131-ФЗ муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер
Пунктом 3 ст. 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (ст. 43 названного Закона).
Согласно п.п.7 п.1 ст. 16 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа, по которым принятие решений, обязательных на территории муниципального образования, отнесено к компетенции представительного органа муниципального образования (п. 1 ст. 43 Закона N 131-ФЗ).
Как видно из материалов дела, Брянским городским Советом народных депутатов издано постановление от 29.04.2004 N 746-п, которым приняты Правила организации транспортного обслуживания населения в г. Брянске и Положение о конкурсе на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршрутах г. Брянска, текст которого опубликован в муниципальной газете "Брянск", N 6, 17.05.2004.
Следовательно, данный муниципальный правовой акт обязателен для исполнения на всей территории муниципального образования.
В соответствии с п. 3 Правил организации транспортного обслуживания населения в г. Брянске до проведения конкурсов на право заключения договоров на выполнение перевозок по маршрутам, предложенным на конкурсы, перевозки по данным маршрутам осуществляются на основании распоряжений Брянской городской администрации, принятых ранее.
Пунктом 2.1 Положение о конкурсе на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршрутах г. Брянска установлено, что решение о проведении конкурса принимается Заказчиком, который определяет Организатора конкурса. Конкурс проводится на действующих и вновь открытых маршрутах.
Поскольку в соответствии с п. 1.9 Правил к исключительной компетенции заказчика (Брянской городской администрации) относится утверждение конкурсной документации и проведение конкурсов, информирование перевозчиков об их проведении, а также учитывая вышеизложенные нормы и исходя из Положения о конкурсе на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров на маршрутах г. Брянска, Брянская городская администрация приняла решение в соответствии с п.2.1 , которое выразилось в информационном сообщении, которое опубликовано в официальном печатном издании муниципальной газете " Брянск" от 07.09.2007 N 38 (368), а также размещено на официальном Интернет сайте www.admin.bryansk.ru. Данное извещение направлено неограниченному кругу лиц, в том числе и заявителям, в связи с чем их права не нарушены.
Ссылка заявителей жалобы на п. 3.2.7 Правил, в соответствии с которым конкурс объявляется после издания распоряжения Главы городской администрации об открытии маршрута, является несостоятельной, поскольку в рассматриваемом случае конкурс проводится на действующем маршруте N 43, об открытии которого было издано распоряжение администрации г. Брянска от 23.06.2000 N 545-р, что следует из паспорта указанного маршрута (т. 1, л.д. 118-120).
Ошибочным является утверждение жалобы о том, что судом первой инстанции неверно изложены фактические обстоятельства дела, касающиеся того, что ИП Ферапонтова Г.И. не обращалась за получением конкурсной документации в кабинет N 77.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.09.2007 ИП Ферапонтова Г.И. обратилась в Администрацию с письменным заявлением на имя заместителя Главы Брянской городской администрации Кобозева М.С. о даче распоряжения на выдачу ей конкурсной документации (т. 1, л.д. 6).
Вместе с тем в извещении о проведении открытого конкурса от 07.09.2007 указано, что конкурсную документацию можно получить по адресу: г. Брянск, пр. Ленина, д.35, каб. 77 (т. 1, л.д. 5).
Письмом от 25.09.2007 N 4/15-4055 Администрация сообщила ИП Ферапонтовой Г.И. о возможности представления конкурсной документации в форме электронного документа или на официальном сайте Брянской городской администрации (т. 1, л.д. 58).
Кроме того, как усматривается из протокола судебного заседания от 08.11.2007 (л.д. 93 т. 2), ИП Ферапонтова Г.И. пояснила, что за получением конкурсной документации в кабинет N 77 она не обращалась.
Доказательств того, что ИП Ферапонтова Г.И. в дальнейшем обращалась за конкурсной документацией, в материалах дела не содержится.
Данное обстоятельство исследовано судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
В этой связи довод о том, что ИП Ферапонтова Г.И. выполнила установленный в Администрации порядок по получению конкурсной документации, но письменный экземпляр конкурсной документации так и не получила, в связи с чем, по мнению заявителей жалобы, имеет место препятствование со стороны Администрации осуществлению деятельности хозяйствующего субъекта для участия в конкурсе, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Применение судом первой инстанции ч. 1 ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", которая утратила силу в соответствии со ст. 53 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не привело к принятию неправильного решения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2007 по делу N А09-6363/07-33 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6363/07
Истец: ИП Яшелин А.А., ИП Феропонтова Г.И., ИП Грязев С.В.
Ответчик: Брянская городская администрация
Кредитор: Представитель истца
Третье лицо: ООО"Брянское пассажирское транспортное предприятие", ООО"Автотрейд-Плюс"
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4421/2007