город Тула |
Дело N А54-3419/2007 С18 |
07 февраля 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2008 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.
судей Тимашковой Е.Н., Игнашиной Г.Д.
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-4492/2007)
ОАО "Сафьян"
на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 31.10.2007 года по делу N А54-3419/2007 С18 (судья Мегедь И.Ю.), принятое
по заявлению Управления по технологическому и атомному надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Рязанской области
к ОАО "Сафьян"
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 7216260 руб. 69 коп.
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Доронина И.А., специалист-эксперт отдела гос. экологического надзора, дов. от 28.01.2008 N 02/2; Афонина Л.В., зам. нач. финансово-кадрового отдела, дов. от 24.12.2007 N 02/1,
от ответчика: Корнеев А.А., дов. от 01.01.2008 б/н; Дорожко С.И., адвокат, уд.N 539,
от третьих лиц:
от КПКГ "Региональные инвестиции": Атланов А.А., юрисконсульт, дов. от 17.05.2007 N 2,
от МУП "Эколозащита": не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Управление по технологическому и атомному надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Рязанской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Сафьян" (далее - ОАО "Сафьян", Общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 7216260 руб. 69 коп.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 10.10.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены МУП "Эколозащита", КПКГ "Региональные инвестиции".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 31.10.2007 заявленное Управлением требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Сафьян" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
МУП "Эколозащита" представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.12.2003 для ОАО "Сафьян" Управлением разработаны и утверждены лимиты на размещение отходов в соответствии с классом опасности от производственного процесса и жилого комплекса.
09.02.2007 Обществом представлен в Управление технический отчет на 2006 год о неизменности производственного процесса и образования отходов, согласно которому с момента утверждения лимитов (24.12.2003) и выдачи разрешения (24.12.2003 N 599/03) до настоящего времени количество размещаемых отходов у Общества не изменилось (т. 1 л.д. 29-36).
ОАО "Сафьян" определена плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Обществом заключены с КПКГ "Региональные инвестиции" договоры на размещение отходов от 01.01.2004 N 175 и от 01.01.2004 N 175-1, а также с МУП "Эколозащита" договоры на оказание услуг от 13.02.2003 N 21 и от 01.03.2006 N 50/8, предметом которых является оказание услуг по размещению отходов (т.1 л.д. 18-28).
Управлением в адрес Общества направлено письмо от 11.10.2006 N 02-313 с предложением погасить задолженность за негативное воздействие на окружающую среду за 2005 год в размере 4012835,68 руб. и 9 месяцев 2006 года в размере 2621241,53 руб.
В связи с тем, что ОАО "Сафьян" не произвело уплату задолженности за указанные выше периоды, Управление обратилось к Обществу с письмом от 18.04.2007 N 07-846 о ликвидации образовавшейся задолженности в бюджеты всех уровней в сумме 7216260,69 руб.
Поскольку указанная сумма не была оплачена Обществом в добровольном порядке, Управление обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу, и удовлетворяя требование Управления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23.12.04 N 173-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации РФ" от 23.12.04 N 174-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, ранее администрировавшаяся налоговыми органами, закреплена за новым администратором - Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Рязанской области является территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, которое п. 5.3.1.12 устанавливает надзорные и контрольные функции Управления за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Приказами от 21.01.2005 N 24 "Об организации работ по взиманию в 2005 году платы за негативное воздействие на окружающую среду", от 26.01.2006 N 47 "О возложении функций администраторов" и одноименного приказа от 15.01.2007 N 9, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на Управление возложены функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Администраторы платы за негативное воздействие на окружающую среду выполняют следующие функции: контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет платежей; начисление и учет платежей; доначисление платежей (пени, штрафов) по результатам проверки расчетов платежей и государственного экологического контроля; начисление и учет пеней и штрафов за неуплату или неполную уплату платежей в установленный срок; взыскание задолженности по платежам (пени, штрафы) в бюджет и др.
В силу ч.1 ст.16 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7 - ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, в соответствии с п.1 которого указанный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.
Кроме того, в силу ст. 4 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. При этом право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Из вышеизложенного следует, что плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предметом деятельности Общества является переработка, производство готовой кожи и кожевенных полуфабрикатов. В результате указанной производственной деятельности Общества образуются отходы различной степени опасности.
Договорами на размещение отходов от 01.01.2004 N 175 и N 175-1, заключенными Обществом с КПКГ "Региональные инвестиции" (т. 1 л.д. 21-26), делегирование полномочий либо поручение собственника размещенных отходов производства и потребления ОАО "Сафьян" по оплате установленных действующим законодательством платежей за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) не предусмотрено. В соответствии с ч. 1 ст. 25 указанных выше договоров, отходы являются собственностью заказчика, то есть собственностью ОАО "Сафьян" (т. 1 л.д. 22).
Предметом договора от 01.03.2006 N 50/8, заключенного Обществом с МУП "Эколозащита", является деятельность МУП "Эколозащиты" по размещению отходов 3, 4 класса опасности, принадлежащих Обществу на санкционированной свалке промышленных отходов г. Рязани, в соответствии с действующими санитарными и природоохранными нормами, лимитами на размещение отходов производства и потребления, выдаваемыми специально уполномоченным органом.
При этом установлено, что лимиты на размещение отходов выдаются Обществу специально уполномоченными на то природоохранными органами и являются неотъемлемой частью вышеуказанного договора.
Договор от 01.03.2006 N 50/8 не предусматривает перехода права собственности на промышленные отходы.
Документов, подтверждающих отчуждение принадлежащих ОАО "Сафьян" отходов третьим лицам, Обществом в материалы дела не представлено.
Расчет платежей за размещение отходов выполнен в соответствии Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной разработанными на основании Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 года N 632.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Управления о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 7216260 руб. 69 коп.
Учитывая вышеизложенное, доводы жалобы о том, что отходы, образующиеся в результате деятельности Общества, передаются им для размещения на основании указанных выше договоров МУП "Эколозащита" и КПКГ "Региональные инвестиции", где размещаются переданные отходы, проводится комплекс мероприятий по мониторингу состояния окружающей среды внутри и вне карт, в которых осуществляется захоронение промышленных отходов, и в связи с этим Общество производит оплату за негативное воздействие на окружающую среду, оплатив специализированным организациям строительство карт, размещение отходов, рекультивацию карт, благоустройство территории, разработку регламента, что в итоге исключает негативное воздействие, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Довод жалобы о надлежащем исполнении своих обязательств по внесению платежей за загрязнение окружающей среды посредством размещения МУП "Эколозащита" и КПКГ "Региональные инвестиции" отходов производственной деятельности ОАО "Сафьян", в связи с чем исключается негативное воздействие на окружающую среду, является несостоятельным в связи со следующим.
В силу ст. 23 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ Общество не может быть освобождено от платы за размещение отходов, право собственности на отходы производства и потребления принадлежит Обществу, которое несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества. Размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, производится конкретными субъектами на основании устанавливаемых им нормативах и лимитов. Администрацией г.Рязани утверждаются затраты на производство работ по захоронению твердых бытовых отходов на санкционированных свалках.
МУП "Эколозащита" и КПКГ "Региональные инвестиции" в соответствии с договорами оказывают услуги и выполняют работы по размещению бытовых, строительных и производственных отходов, принадлежащих Заказчику на санкционированной свалке ТБО г.Рязани. Данная услуга не освобождает природопользователя от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Безосновательными являются утверждения заявителя жалобы о том, что платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на окружающую обстановку в связи со следующим.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 248-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество осуществляют свою деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
По договорам, заключенным с МУП "Эколозащита" и КПКГ "Региональные инвестиции" Общество является собственником промышленных отходов.
Таким образом, учитывая изложенное, Общество обязано вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду в установленном законом порядке.
Подлежит отклонению также довод жалобы о несоблюдении Управлением установленного срока направления требования об уплате обязательных платежей, ссылаясь при этом на ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 10.12.2002 N 284-О, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление. Такие платежи не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле, а носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором.
Таким образом, поскольку платеж за негативное воздействие на окружающую среду носит неналоговый характер, требование об его уплате не должно в полной мере соответствовать требованию об уплате налога, выставление которого предусмотрено ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не принимается во внимание довод жалобы о том, что ОАО "Сафьян" не привлекалось к административной ответственности, поскольку в силу ст.ст. 212, 213 АПК РФ Управление имеет право на взыскание обязательных платежей в бюджеты всех уровней независимо от того привлекался или не привлекался хозяйствующий субъект к административной ответственности.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 31.10.2007 по делу N А54-3419/2007 С18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-3419/2007
Истец: Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Рязанской области
Ответчик: ОАО "Сафьян"
Третье лицо: МУП "Эколозащиты", КПКГ "Региональные инвестиции"
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4492/2007