г. Тула |
Дело N А62-2429/2007 |
26 марта 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2008 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Тимашковой Е.Н.
Судей Полынкиной Н.А., Игнашиной Г.Д.,
при докладе судьи Тимашковой Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Смоленской области (регистрационный N 20АП-755/2008)
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.01.08 (судья Воронова В.В.) по делу N А62-2429/2007
по заявлению Департамента земельных и имущественных отношений Смоленской области
к Управления Федеральной регистрационной службы по Смоленской области,
третьи лица: Администрация г.Смоленска, ОГУЗ "Смоленский областной психоневрологический диспансер",
об обжаловании отказа в государственной регистрации права государственной собственности Смоленской области на объекты недвижимого имущества одновременно с земельными участками, изложенного в письмах от 21.05.07 N 7749/04 и N 7750/04,
при участии:
от заявителя: Кощеев А.А. - главный специалист отдела правового обеспечения (доверенность от 09.01.08 N 03);
от ответчика: Терновых С.А. - ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения (доверенность от 13.02.08 N 18);
от третьих лиц: не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 12.03.08.
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Смоленской области (далее - УФРС по Смоленской области, Управление) о признании незаконным отказа Управления в государственной регистрации права государственной собственности Смоленской области на объекты недвижимого имущества: гараж одноэтажный на две машины, расположенный по адресу: г.Смоленск, ул.Докучаева, д.1 и двухэтажное здание, расположенное по адресу: г.Смоленск, ул. Рыленкова, д.5-а, изложенного в письмах от 21.05.07 N 7749/04 и N 7750/04 и возложении обязанности на УФРС по Смоленской области зарегистрировать право государственной собственности Смоленской области на гараж одноэтажный на две машины, расположенный по адресу: г.Смоленск, ул.Докучаева, д.1 одновременно с земельным участком с кадастровым номером 67:27:003 19 30:0042, на котором он расположен, а также зарегистрировать право государственной собственности Смоленской области на двухэтажное здание, расположенное по адресу: г.Смоленск, ул.Рыленкова, д.5-а одновременно с земельным участком с кадастровым номером 67:27:003 08 61:0014, на котором оно расположено.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Администрация г.Смоленска, ОГУЗ "Смоленский областной психоневрологический диспансер".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.01.08 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.
Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что неявка стороны не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, дело может быть рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.02.07 Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обратился в УФРС по Смоленской области с заявлением о государственной регистрации права государственной собственности Смоленской области на гараж одноэтажный на две машины, расположенный по адресу: г.Смоленск, ул.Докучаева, д.1 и двухэтажное здание, расположенное по адресу: г.Смоленск, ул.Рыленкова, д.5-а, одновременно с земельными участками, на которых расположены указанные объекты.
Письмами от 21.05.07 N 7749/04 и N 7750/04 (л.д.6-7) Управление сообщило об отказе в государственной регистрации права на объекты, мотивируя его непредставлением документов, свидетельствующих об одновременной регистрации права государственной собственности на земельные участки под объектами.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности Смоленской области является незаконным, Департамент обратился с заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Управления законных оснований для отказа в государственной регистрации права.
Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.
Согласно ч.11 ст. 154 Федерального закона N122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с названным Федеральным законом, со ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом положения указанной статьи предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу (Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.06 N 542-О).
В соответствии с абз. 20 ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со ст. 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Передача в федеральную собственность из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и в собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации Смоленской области от 07.04.05 N 239-р/адм в государственную собственность Смоленской области было принято Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Психоневрологическая больница", являющееся муниципальной собственностью города Смоленска, а также закрепленное за указанным учреждением на праве оперативного управления имущество (л.д.85).
21.06.05 распоряжением Администрации Смоленской области N 454-р/адм "Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение психоневрологическая больница" города Смоленска переименовано в областное государственное учреждение здравоохранения "Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер" (л.д.89).
В соответствии с решением 12-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 26.08.05 N 112 "Об объектах, передаваемых безвозмездно в государственную собственность Смоленской области, находящихся на балансе ОГУЗ "Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер" и являющихся муниципальной собственностью города Смоленска (л.д.73), распоряжением Администрации Смоленской области от 27.10.05 N 872-р/адм "О принятии в государственную собственность Смоленской области объектов, являющихся муниципальной собственностью города Смоленска" (л.д.77), Главой города Смоленска было издано распоряжение N 1797-р от 30.12.05 "О безвозмездной передаче объектов, находящихся на балансе ОГУЗ "Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер" в государственную собственность Смоленской области (л.д.80).
В перечне, являющимся приложением к названному распоряжению, указаны гараж одноэтажный на две машины, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул.Докучаева, д. 1 и двухэтажное здание, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. Рыленкова, д. 5-а (л.д.81).
08.02.06 был утвержден акт приема-передачи вышеуказанных объектов (л.д.82).
Как предусмотрено абз.29 п.11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ, права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со ст.17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации необходимо представить следующие документы:
а) заявление о регистрации прав - от имени органа местного самоуправления, получившего имущество;
б) документы о правах на недвижимое имущество (решение органа исполнительной власти субъекта РФ, закон субъекта РФ о передаче (разграничении) имущества, передаточный акт (ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ);
в) кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера, кроме случаев, если кадастровый план данного земельного участка ранее уже представлялся (прежним собственником) и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов;
г) документы, удостоверяющие полномочия заявителя.
В силу статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Статья 20 Закона N 122-ФЗ содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав. Так, в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Как усматривается из материалов дела и подтверждается расписками в получении документов на государственную регистрацию (л.д.11-15) Департаментом в Управление были представлены все предусмотренные ст.17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы.
На основании изложенного, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ УФРС по Смоленской области в государственной регистрации права Смоленской области на объекты недвижимого имущества одновременно с земельными участками, изложенный в письмах от 21.05.07 N 7749/04 и N 7750/04, является незаконным.
Довод Управления, положенный в основу апелляционной жалобы о том, что Департаментом не были предоставлены правоустанавливающие документы на земельные участки, суд апелляционной инстанции считает необоснованным.
При перераспределении имущества Федеральный закон N122-ФЗ специально установил, что регистрация права на недвижимое имущество осуществляется одновременно с регистрацией прав на земельные участки, на которых расположены передаваемые объекты недвижимости. По смыслу п. 2 ст.3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" приобретение субъектом Российской Федерации права собственности на здания, строения, сооружения, а также на предприятия и учреждения, которым предоставлены земельные участки, является безусловным основанием возникновения права собственности субъекта РФ на соответствующие земельные участки. При этом принятия какого-либо иного распорядительного акта не требуется.
Следовательно, в данном случае право на земельные участки возникает у Смоленской области на основании закона.
Как усматривается из материалов дела, вместе с заявлениями на регистрацию спорных объектов в регистрирующий орган были представлены заявления на регистрацию объектов недвижимого имущества - земельных участков (л.д.62,64), в которых основанием для регистрации указана ст. 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.01 N 137-ФЗ.
Более того, как следует из кадастровых планов на земельные участки (л.д.39,40) назначение (разрешенное использование) участков обозначено как для поликлиники и для специализированного лечебного и лечебно-восстановительного отделения. Следовательно, в иных целях данные земельные участки не могут использоваться.
При указанных обстоятельствах у УФРС по Смоленской области не имелось правовых оснований для отказа в регистрации спорных объектов недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 11.01.08 по делу N А62-2429/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.Н.Тимашкова |
Судьи |
Н.А.Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2429/07
Истец: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Ответчик: УФРС по Смоленской области
Третье лицо: Областное государственное учреждение здравоохранения "Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер", Администрация г. Смоленска
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-755/2008