город Тула |
Дело N А62-4239/2007 |
03 апреля 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2008 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.
судей Тимашковой Е.Н., Игнашиной Г.Д.
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-806/2008) Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 11 января 2008 года
по делу N А62-4239/2007 (судья Воронова В.В.), принятое
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Смоленской области
третье лицо: Смоленское линейное производственное управление магистральных газопроводов Филиал ООО "Лентрансгаз" ОАО "Газпром"
об обжаловании отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика: Управления Федеральной регистрационной службы по Смоленской области - Терновых С.А. - ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения и судебной защиты, доверенность N 18 от 13.02.2008, Ефремова Н.В. - специалист первого разряда отдела правового обеспечения и судебной защиты, доверенность N 34 от 05.03.2008;
от третьего лица: ООО "Лентрансгаз" - не явились, извещены надлежащим образом;
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Смоленской области (далее - УФРС по Смоленской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 67:27:003 10:04:0002, расположенный по адресу: г.Смоленск, ул.Индустриальная, д.8, изложенный в сообщении от 06.08.2007 N 01/067/2007-339 и возложении обязанности на УФРС по Смоленской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на спорный объект.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.01.2008 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, Территориальное управление по Смоленской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что неявка представителей заявителя и третьего лица не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей УФРС по Смоленской области, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.06.2007 Территориальное управление обратилось в УФРС по Смоленской области с заявлением о регистрации права федеральной собственности на земельный участок, кадастровый номер 67:27:003 10 04:0002, расположенный по адресу: г.Смоленск, ул.Индустриальная, д.8.
УФРС по Смоленской области сообщением от 06.08.2007 N 01/067/2007-339 уведомило Территориальное управление об отказе в государственной регистрации вышеназванного земельного участка на основании абз. 4,10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) ввиду несоответствия представленных на государственную регистрацию документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, непредставления документов, необходимых в соответствии с Законом для государственной регистрации прав. При этом орган также сообщил, что указанная в заявление на регистрацию норма закона в качестве основания возникновения права Российской Федерации не относит данный земельный участок, являющийся землями населенных пунктов, к федеральной собственности, следовательно, документ, устанавливающий основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для регистрации не представлен (л.д. 14).
Полагая, что отказ в регистрации не соответствует законодательству, Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок по целевому назначению отнесен к землям поселений, следовательно, он не может быть отнесен к федеральной собственности в силу ст.17 Земельного кодекса РФ и Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности, правоустанавливающие документы.
Основаниями для государственной регистрации прав являются документы, необходимые для ее проведения и предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ, которые должны соответствовать требованиям, установленным ст. 18 Закона о государственной регистрации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Заявитель, обращаясь в УФРС по Смоленской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок, в качестве основания для такой регистрации ссылался на ст.17 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно ст. 6 указанного закона Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в РФ, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством РФ;
Статья 14 данного закона устанавливает целостность и неделимость Единой системы газоснабжения. В соответствии с данной статьей для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
Из приведенных норм следует, что земельные участки, занятые федеральными энергетическими системами, являются федеральной собственностью в силу прямого указания закона.
Указом Президента Российской Федерации "О преобразовании Государственного газового концерна "Газпром" в Российское акционерное общество "Газпром" от 05.11.92 N 1333 установлено, что при учреждении РАО "Газпром" его уставный капитал формируется из 100% капитала предприятий, состоящего из имущества Единой системы газоснабжения, находящегося в федеральной собственности (приложение N 1).
Государственное предприятие "Лентрансгаз" вошло в перечень предприятий единой системы газоснабжения в соответствии с приложением N 1 к Указу Президента Российской Федерации N 1333 от 05.11.92 "О преобразовании государственного газового концерна "Газпром". Из устава ООО "Лентрансгаз" также усматривается, что общество является дочерним обществом ОАО " Газпром". ОАО "Газпром" является единственным участником Общества.
Следовательно, ООО "Лентрансгаз" входит в число объектов единой системы газоснабжения, являющейся одной из федеральных энергетических систем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, спорный земельный участок передан в аренду ООО "Лентрансгаз" для размещения газораспределительных станций и других объектов газоснабжения.
Таким образом, спорный земельный участок передан в пользование организации - объекту единой системы газоснабжения для размещения объектов, которые принадлежат субъекту энергетики и используются им для эксплуатации газораспределительных станций и других объектов газоснабжения, следовательно, данный участок относятся к землям специального назначения, занятым федеральными энергетическими системами.
Изложенное позволяет сделать вывод, что спорный земельный участок в силу закона относятся к федеральной собственности.
Отнесение данного земельного участка согласно кадастровому плану к категории земель поселений не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права Российской Федерации на указанный земельный участок, поскольку в силу п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные к производственным зонам и зонам инженерных и транспортных инфраструктур.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Смоленской области от 11 января 2008 года подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 2000 руб. по платежному поручению от 25.12.2007 N 1649 подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 11 января 2008 года по делу N А-62-4239/2007 отменить.
Требование Территориального управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Смоленской области N 01/067/2007 в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок, кадастровый номер 67:27:003 10 04:0002, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул.Индустриальная, д.8.
Возвратить Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4239/07
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Смоленской области
Третье лицо: Смоленское линейное производственное управление магистральных газопроводов Филиал ООО "Лентрансгаз" ОАО "Газпром"
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-806/2008