г. Тула
02 апреля 2008 г. |
Дело N А62-5966/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Можеевой Е.И.,
судей Рыжовой Е.В., Никуловой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Котенковой Е.В.,
рассмотрев апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области и Управления Федерального казначейства по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.12.07 по делу N А62-5966/2006 (судья Воронова В.В.), принятое по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, третьи лица: Администрация города Смоленска, Управление Федерального казначейства по Смоленской области, о признании права федеральной собственности на объект недвижимого имущества - административное здание Управления федерального казначейства по Смоленской области, площадью 2 953, 3 кв. м., расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Докучаева, д. 7,
при участии в судебном заседании:
от истца: Романенков Р.А. - представитель по доверенности от 09.01.2008 N 02-3;
от ответчика: Кощеев А.А. - представитель по доверенности от 09.04.2007 N 279;
от третьих лиц: от Администрации г. Смоленска: не явился, извещен судом надлежащим образом; от УФК по Смоленской области: Архипова О.И. - представитель по доверенности от 29.12.2007 N 01-9639/1.16-1002; Голубев М.Е. - представитель по доверенности от 22.02.2008 N 01-2516/1.16-116,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области обратилось с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании права федеральной собственности на административное здание, занимаемое Управлением Федерального казначейства по Смоленской области, общей площадью 2953,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. Докучаева, 7.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация города Смоленска, Управление федерального казначейства по Смоленской области.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 12.02.2007 исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2007 решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.02.2007 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14.08.2007 решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.02.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2007 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области, в ином составе судей.
Решением Арбитражного суда Смоленской области (судья Воронова В.В.) от 18.12.2007 в удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области отказано.
Не согласившись с данным решением суда, Управление Федерального казначейства по Смоленской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.12.2007 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области удовлетворить, признав право федеральной собственности на административное здание, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. Докучаева, 7.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы ссылается на то, что из дополнений к исторической справке от 20.11.1992 следует, что ТСО "Смоленскстрой" изначально подчинялось Министерству строительства в северных и западных районах СССР, то есть находилось в ведении Союза ССР.
По мнению УФК по Смоленской области, ответчиком не представлено доказательств передачи в собственность субъекта РФ - Смоленской области спорного здания.
Административное здание по ул. Докучаева, 7, находившееся на балансе ликвидированного ТСО "Смоленскстрой", в уставный капитал вновь образованного АО "Смоленскстрой" не включалось.
Заявитель жалобы считает, что факт нахождения спорного здания в федеральной собственности на момент разграничения собственности в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 подтверждается изданием постановления от 20.02.1992 N 110, а также решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.06.1993 по делу N466/1-И, оставленным в силе Постановлением ВАС РФ от 26.11.1993.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.12.2007 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
По мнению ТУ Росимущества по Смоленской области, обжалуемое решение является необоснованным, вынесено с нарушением норм материального права.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о том, что спорное имущество осталось в государственной собственности Смоленской области после изъятия из незаконного владения АО "Смоленскстрой", в связи с чем находилось в распоряжении Комитета по управлению имуществом Смоленской области.
По мнению Территориального управления, после вынесения ВАС РФ Постановления от 26.11.1993 по делу N К4-Н-7/1673 оснований для оставления (для нахождения) спорного здания в собственности субъекта не имелось, так как в спорном здании не располагалось ни ТСО "Смоленскстрой", ни АО "Смоленскстрой", а также спорное здание не было закреплено на каком-либо вещном праве за иными юридическими лицами. Данное административное здание было разграничено путем закрепления на праве оперативного управления за Управлением федерального казначейства Министерства финансов по Смоленской области.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители УФК по Смоленской области и ТУ Росимущества по Смоленской области поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Представитель ответчика с апелляционными жалобами не согласен, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель Администрации города Смоленска в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Руководствуясь ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.12.2007 следует отменить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.1992 N 110 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Смоленской области" в государственную собственность Смоленской области передано ТСО "Смоленскстрой", которое на момент передачи занимало спорное здание.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Смоленской области по делу N 466/1-И от 25.06.1993 по иску Комитета по управлению государственным имуществом по Смоленской области к АО "Смоленскстрой" спорное здание изъято из незаконного владения АО "Смоленскстрой" и передано в распоряжение Комитета по управлению имуществом Смоленской области.
Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 N 1556 "О федеральном казначействе" в Российской Федерации образованы органы федерального казначейства, система которых включает Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и территориальные органы по республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Приказом Министерства финансов РФ от 20.10.1993 N 901лс было образовано Управление федерального казначейства Министерства финансов по Смоленской области.
Пунктом 8 Указа от 08.12.1992 N 1556 определено, что финансирование расходов по содержанию казначейства осуществляется за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации.
Согласно п.10 данного Указа главам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, главам администраций краев, областей, автономных образований, городов и районов предписано обеспечить соответствующие территориальные органы казначейства служебными помещениями и организовать их охрану, уделив особое внимание сохранности единой телекоммуникационной компьютерной системы казначейства.
Во исполнение Указа Президента РФ N 1556 распоряжением Главы Администрации Смоленской области от 28.12.1993 N 477-р (с изменениями, внесенными Распоряжением Главы Администрации Смоленской области от 17.02.1994 N 84-р) Управлению Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Смоленской области передано в оперативное управление спорное здание.
С момента издания данного распоряжения и по настоящее время в здании располагается Управление Федерального казначейства по Смоленской области.
Ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области обратилось в арбитражный суд с иском о признании права федеральной собственности на спорный объект недвижимости.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент издания Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 в спорном здании располагалось Территориальное строительное объединение "Смоленскстрой", которое было передано впоследствии согласно Постановлению Правительства РФ от 20.02.1992 в государственную собственность Смоленской области. В составе имущества ТСО "Смоленскстрой" указанное административное здание приватизировано не было, в связи с чем было изъято из незаконного владения АО "Смоленскстрой". Следовательно, данное имущество оставалось в государственной собственности Смоленской области, в связи с чем находилось в распоряжении Комитета по управлению имуществом Смоленской области. На момент разграничения государственной собственности Управление Федерального казначейства по Смоленской области в указанном здании не находилось, в связи с чем указанное здание не может относиться к федеральной собственности.
Апелляционная инстанция считает данные выводы суда первой инстанции ошибочными.
Согласно пункту 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность субъектов РФ на основании предложений их законодательных органов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Передача этих объектов в собственность субъекта РФ в силу пунктов 6, 11 указанного постановления осуществляется на основании Постановления Правительства РФ в соответствии с Положением об определении пообъектного состава федеральной и муниципальной собственности и в порядке оформления прав собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестр областной собственности, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется непосредственно Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Из материалов дела усматривается, что спорное нежилое помещение на момент издания постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 находилось во владении территориального строительного объединения "Смоленскстрой" на праве хозяйственного ведения. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Согласно исторической справке и документам, представленным ОГУ "Государственный архив Смоленской области", в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 07.04.1987 N 774р и приказом Минсевзапстроя СССР от 16.04.1987 N 94 Смоленское территориальное управление строительства "Смоленскстрой" было преобразовано в Главное территориальное управление по строительству в Смоленской области "Главсмонелскстрой". На основании приказа Министерства строительства в северных и западных районах СССР от 12 мая 1988 N66 Главное территориальное управление по строительству в Смоленской области "Главсмонелскстрой" упразднено, на его базе создано территориальное строительное объединение по строительству в Смоленской области ТСО "Смоленскстрой".
ТСО "Смоленскстрой" подчинялось Министерству строительства в северных и западных районах СССР, охватывало все строительное производство на территории Смоленской области и организовывало свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования.
Данная деятельность осуществлялась в соответствии с положениями Закона СССР от 30.06.1987 "О государственных предприятиях (объединениях)".
В силу ст. 93 Гражданского кодекса РСФСР 1964, действовавшего в данный период, собственность делилась на государственную собственность, собственность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, собственность общественных организаций.
Согласно ст. 94 Гражданского кодекса РСФСР государство является единственным собственником всего государственного имущества. Государственное имущество, закрепленное за государственными организациями, состояло в оперативном управлении этих организаций, осуществлявших в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что вплоть до 27.12.1991 спорное здание являлось государственной собственностью. Данный факт также установлен Постановлением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.11.1993 по делу N К4-Н-7/1673.
Поскольку на момент издания постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 спорный объект не был разграничен по уровням собственности, данное имущество осталось в государственной (федеральной) собственности.
Доказательства, подтверждающие, что впоследствии государственное имущество - административное здание, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. Докучаева, 7, в установленном законом порядке было передано в собственность Смоленской области, в материалах дела отсутствуют.
Постановление Правительства РФ от 20.02.1992 N 110 не может быть принято в качестве такого доказательства, поскольку эти постановлением утвержден только перечень предприятий, организаций и учреждений, передаваемых в государственную собственность Смоленской области, в том числе Территориально-строительное объединение (ТСО) "Смоленскстрой". При этом указаний на то, что в собственность Смоленской области также подлежит передаче и имущество указанных предприятий, в частности административное здание, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. Докучаева, 7, данный документ не содержит.
Что касается решения Арбитражного суда Смоленской области от 25.06.1993 по делу N 466/1-и, в соответствии с которым спорное здание передано в распоряжение Комитета по управлению имуществом Смоленской области, то оно не может быть признано доказательством, подтверждающим передачу спорного имущества в собственность субъекта. Данным судебным актом уровень собственности спорного здания не определялся. Более того, на тот момент в функции Комитета по управлению имуществом Смоленской области входило осуществление полномочий собственника как федерального, так и областного имущества.
Другие бесспорные доказательства, подтверждающие факт передачи в собственность субъекта РФ - Смоленской области спорного здания, суду не представлены.
Таким образом, спорное имущество не было разграничено в установленном законом порядке, следовательно, из государственной собственности не выбывало и в соответствии с положениями пункта 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 относится к федеральной собственности.
В связи с вышеизложенным апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.12.2007 отменить, признать право федеральной собственности на административное здание, занимаемое Управлением Федерального казначейства по Смоленской области, общей площадью 2953,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. Докучаева, 7.
Расходы по государственной пошлине по иску в сумме 2000 руб. и по апелляционным жалобам в сумме по 1000 руб. за каждую в соответствии с ч.1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд относит на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.12.2007 по делу N А62-5966/2007 отменить.
Признать право федеральной собственности на административное здание, занимаемое Управлением Федерального казначейства по Смоленской области, общей площадью 2953,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Смоленск, ул. Докучаева, 7.
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в доход федерального бюджета РФ госпошлину по иску в сумме 2000 руб.
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Смоленской области и Управления Федерального казначейства по Смоленской области в возмещение расходов за подачу апелляционных жалоб по 1000 руб. в пользу каждого.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
Е.И. Можеева |
Судьи |
М.В. Никулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5966/06
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по Смоленской области, ОГУ "Государственный архив Смоленской области", МИФНС России по Центральному району г. Тулы, Администрация города Смоленска
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1032/2007