г. Тула
8 апреля 2008 г. |
Дело N А68-8767/07-546/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 апреля 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Полынкиной Н.А., Тиминской О.А.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Тулы
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 10 января 2008 г. по делу N А68-8767/07-546/15 (судья Е.В. Андреева)
по заявлению ОАО "Тульской областное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций"
к Администрации г. Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы
о признании недействительным постановления N 2231 от 15.06.2007г. "О признании утратившими силу постановлений главы администрации г. Тулы от 22.05.2007г. N 1843 и от 31.05.2007г. N 2014" и обязании Комитета имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы осуществить подготовку и направление проектов договоров купли-продажи земельных участков в адрес заявителя
при участии:
от заявителя: Одаев Р.Х. по доверенности,
от Администрации г. Тулы: Орлов Б.А. по доверенности,
от Комитета имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы: Дубовой С.Н. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Администрации г. Тулы (далее - Администрация), Комитету имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы (далее - Комитет) о признании недействительным постановления главы администрации г. Тулы N 2231 от 15.06.2007г. "О признании утратившими силу постановлений главы администрации города Тулы от 22.05.2007г. N 1843 и от 31.05.2007г. N 2014" и обязании Комитета имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы осуществить подготовку и направление проектов договоров купли-продажи: земельного участка площадью 10062 кв.м, кадастровый номер 71:30:400207:0047, расположенного по адресу: г. Тула, Советский район, проспект Ленина, 94; земельного участка площадью 6441 кв.м, кадастровый номер 71:30:010229:0085, расположенного по адресу: г. Тула, Зареченский район, улица Галкина, 1, в адрес Общества.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.01.2008 года требования удовлетворены.
Администрация обжаловала решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, 14.06.2004 г. между Комитетом (арендодатель) и Обществом (Арендатор) заключен договор аренды N 04С0181 земельного участка площадью 10062 кв.м, кадастровый номер 71:30:400207:0047, расположенного по адресу: г. Тула, Советский район, проспект Ленина, 94.
21.03.2005 г. между Комитетом (арендодатель) и Обществом (Арендатор) заключен договор аренды N 05З0561 земельного участка площадью 6441 кв.м, кадастровый номер 71:30:010229:0085, расположенного по адресу: г. Тула, Зареченский район, улица Галкина, 1.
Названные земельные участки предоставлены Обществу для эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости.
22.05.2007г. постановлением главы Администрации г. Тулы N 1843 "О предоставлении ОАО "Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Советский район, проспект Ленина, 94" Обществу предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым N71:30:040207:0047, площадью 10062 кв.м, расположенный по указанному адресу.
31.05.2007г. постановлением главы Администрации г. Тулы N 2014 "О предоставлении ОАО "Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" в собственность земельного участка, расположенного по ул. Галкина, 1 в Зареченском районе г. Тулы" Обществу предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым N71:30:010229:0085, площадью 6441 кв.м, расположенный по названному адресу.
В п.3.2 вышеназванных постановлений указано, что Обществу в установленном порядке надлежит в течение 6 месяцев заключить с Комитетом договоры купли-продажи земельных участков и осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки.
08.10.2007г. Обществом в адрес Администрации направлено письмо N 144 с кадастровыми планами земельных участков и с просьбой направить в адрес Общества проекты договоров купли-продажи земельных участков и соглашений о расторжении договоров аренды земельных участков N 04С0181 от 14.06.2004г. и N 0530561 от 21.03.2005г.
Письмом N 10836к от 22.10.2007г. Администрация сообщила Обществу, что постановлением главы администрации г. Тулы N 2231 от 15.06.2007 г. признаны утратившими силу постановления главы администрации г. Тулы N 1843 от 22.05.2007г., N 2014 от 31.05.2007г., в связи с чем Обществу отказано в направлении проектов договоров купли-продажи земельных участков.
Не согласившись с названным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и обязании Комитета направить в его адрес проекты договоров купли-продажи спорных земельных участков.
Суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда первой инстанции об удовлетворении требований Общества, при этом исходит из следующего.
Статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 названного Закона).
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований.
При этом отмена органом местного самоуправления принятого им акта возможна исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций и не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права.
Принимая решение по вопросам местного значения, орган местного самоуправления в постановлении должен обосновать свою позицию ссылками на конкретные нормативные правовые акты.
Единственным основанием для принятия оспариваемого постановления послужили выводы Администрации о том, что Общество уже реализовало свое установленное ст. 36 ЗК РФ право на земельные участки путем их аренды, вследствие чего оснований для предоставления указанных участков в собственность Обществу не имеется.
Суд апелляционной инстанции полагает, что названный вывод не соответствует законодательству по следующим причинам.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом и федеральными законами.
Если собственник строения приобрел право аренды на земельный участок, то это не исключает его права на приобретение впоследствии этого земельного участка в собственность. Данное право основано на положениях ст. 15 и п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК РФ в редакции от 10 мая 2007 г.).
Названный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
При этом Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ, которым изменена редакция п.4 ст. 28 ЗК РФ, вступил в силу 29 мая 2007 г., то есть до принятия оспариваемого постановления (15.06.2007 г.).
Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. При этом право собственника строения на выкуп земельного участка не может быть ограничено наличием договора аренды на данный земельный участок.
Постановлением N 2231 от 15.06.2007 г. Администрация фактически отказало Обществу в предоставлении земельных участков в собственность.
Вместе с тем доказательств того, что имели место установленные ч.4 ст. 28 ЗК РФ обстоятельства, Администрацией суду не представлено.
С учетом изложенного Постановление главы Администрации N 2231 от 15.06.2007 г. противоречит ст. 28, 36 ЗК РФ.
По названным основаниям доводы жалобы о том, что постановления главы администрации г. Тулы N 1843 от 22.05.2007г. N 2014 от 31.05.2007г. являются незаконными, поскольку Общество уже реализовало свое право на земельный участок, во внимание не принимаются.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", который содержит разъяснение о том, что если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает право выкупа земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ, принят до внесения изменений в п. 4 ст. 28 ЗК РФ Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ.
Указанное постановление также нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, поскольку необоснованно лишает его установленного ст. 36 ЗК РФ права на земельные участки.
При этом не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что спорные земельные участки заявитель мог получить в собственность по результатам аукциона, в связи с чем его права и законные интересы оспариваемым постановлением не нарушены.
Положения ст. 36 ЗК РФ предполагают преимущественное получение земельных участков в собственность заявителя, поскольку на них располагаются принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости.
Проведение аукциона предполагает наличие иных претендентов на приобретение в собственность спорных земельных участков.
Названное обстоятельство, с учетом наличия у Общества предусмотренного ЗК РФ преимущественного права на приобретение земельных участков в собственность, прямо нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
Таким образом, Постановление главы Администрации N 2231 от 15.06.2007 г. "О признании утратившими силу постановлений главы администрации г. Тулы от 22.05.2007г. N 1843 и от 31.05.2007г. N 2014" правомерно признано судом недействительным как противоречащее закону и нарушающее права и законные интересы Общества в экономической сфере.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом жалобы о том, что п.2.2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" вступил в силу после принятия Постановления главы Администрации N 2231 от 15.06.2007 г., вследствие чего не может быть применен к рассматриваемым правоотношениям.
Вместе с тем указанное обстоятельство по вышеизложенным основаниям не привело к принятию неправильного решения, вследствие чего оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 10 января 2008 г. по делу N А68-8767/07-546/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-8767/07
Истец: ОАО "Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций"
Ответчик: Комитет имущественных и земельных отношений Администрации г.Тулы, Администрация города Тулы
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-921/2008