город Тула |
Дело N А68-8832/07-572/10 30 апреля 2008 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Игнашиной Г.Д., Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер
20АП-902/2008) ИП Петренко Ф.Б.
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 22.01.2008 по делу N А68-8832/07-572/10 (судья Пестрецова Н.М.), принятое
по заявлению ИП Петренко Ф.Б.
к Администрации МО Узловского района Тульской области
о признании незаконными действий Администрации МО Узловский район Тульской области в части отказа в уменьшении размера потерь сельскохозяйственного производства, обязании уменьшить размер потерь,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ИП Петренко Ф.Б., паспорт, свидетельство о государственной регистрации,
от ответчика: Коготков А.В., главный специалист сектора правовой работы, дов. от 22.10.2007 N 679-и,
установил:
Индивидуальный предприниматель Петренко Федор Борисович (далее - ИП Петренко Ф.Б., предприниматель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации МО Узловский район Тульской области (далее - Администрация) в части отказа в уменьшении размера потерь сельскохозяйственного производства в размере 50 % от норматива в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:20010501:0125 площадью 50000 кв.м с местоположением: "примерно в 1400 м по направлению на юго-восток от ориентира - административное здание Энергоуправления филиал ОАО "Тулауголь" в п. 1-я Каменецкая, Узловского района, расположенного за пределами участка", выраженные в форме письма Главы Администрации МО Узловский район от 07 сентября 2007 года N П-569/4, обязании уменьшить размер потерь сельскохозяйственного производства на 50 % от норматива и определить подлежащие возмещению потери в сумме 497500 руб.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.01.2008 в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИП Петренко Ф.Б. обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционных жалоб и отзыва на нее, оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Постановлением Главы Администрации МО Узловский район от 13.10.2005 N 1092 ИП Петренко Ф.Б. предоставлен горный отвод площадью 190,40 га для промышленной разработки Новомосковского месторождения суглинков на землях СПК "Донской" и СПК "1 Мая", в связи с чем предпринимателю выдан горноотводный акт N 2 на разработку общераспространенного полезного ископаемого.
17.10.2005 ИП Петренко Ф.Б. по договору купли-продажи приобретен в собственность земельный участок с кадастровым номером 71:20:010501:0123 площадью 605000 кв.м, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства: "участок находится примерно в 950 м по направлению на юго-восток от ориентира административное здание Энергоуправления филиал ОАО "Тулауголь" в Тульской области Узловском районе п. 1-я Каменецкая, расположенного за пределами участка" (свидетельство о государственной регистрации права серия 71 АБ N 085623 от 30.11.2005).
Согласно акту определения потерь сельскохозяйственного производства от 13.03.2006 размер потерь сельскохозяйственного производства земельного участка площадью 5,0 га (пашня), намечаемых для разработки Новомосковского месторождения кирпичных суглинков на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Петренко Ф.Б., определен в размере полного норматива стоимости освоения новых земель под пашню, многолетние насаждения, приусадебные земли, сенокосы и пастбища в размере 995000 руб., который должен быть перечислен в трехмесячный срок после отвода земельного участка в натуре.
Постановлением Администрации Тульской области от 14.05.2007 N 228 "О переводе земельного участка из одной категории в другую" в связи с удовлетворением ходатайства Петренко Ф.Б. о переводе земельного участка в другую категорию, учитывая заключение экспертной комиссии по проведению государственной экологической экспертизы проекта от 10.04.2006 N 3/11, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области от 10.04.2006 N 31, вышеуказанный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
30.07.2007 ИП Петренко Ф.Б. обратился в Администрацию Узловского района за определением размера возмещаемых предпринимателем потерь сельскохозяйственного производства в размере 50% от норматива в отношении вышеуказанного земельного участка на основании того, что согласно рабочему проекту разработки и рекультивации карьера Новомосковского месторождения суглинков, в ходе рекультивации за счет его средств будет осуществляться нанесение ранее снятого плодородного слоя почвы с его вспашкой, внесением органических и минеральных удобрений, а также посев травосмеси на участке рекультивации (п. 12 проекта - рекультивация карьера).
Письмом Главы Администрации МО Узловский район от 06.08.2007 N П-569/1 предпринимателю разъяснено, что применение пункта 35 Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства возможно только по решению органа местного самоуправления при предоставлении предприятием, организацией, учреждением ходатайства о проведении работ по рекультивации малопродуктивных или непродуктивных угодий, проекта рекультивации, землеустроительного проекта на рекультивируемый участок.
Письмом Главы Администрации МО Узловский район от 07.09.2007 N П-569/4 предпринимателю отказано в рассмотрении ходатайства об уменьшении размера возмещения потерь сельскохозяйственного производства.
Полагая, что действия Администрации, выраженные в форме письма Главы Администрации МО Узловский район от 07.09.2007 N П-569/4, нарушают права и законные интересы ИП Петренко Ф.Б. в сфере предпринимательской и экономической деятельности, предприниматель обратился в Арбитражный суд Тульской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их законные интересы в сфере предпринимательской иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности. Создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Реализуя свои полномочия в области правовой регламентации земельных отношений, федеральный законодатель, исходя из необходимости охраны земли как особого природного ресурса, являющегося естественным средством производства, в целях обеспечения продовольственной безопасности государства установил в качестве одного из принципов земельного законодательства принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (подпункт 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Данный принцип получил свое развитие и конкретизацию, в частности, в установленном статьей 58 Земельного кодекса Российской Федерации требовании возмещения потерь при переводе (изменении целевого назначения) земельного участка из сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель, которое направлено на восполнение утраты части земельного фонда, используемого в сельском хозяйстве.
Согласно ч. 1 ст. 58 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) потери сельскохозяйственного производства подлежат возмещению в трехмесячный срок после принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию.
В силу ч. 2 указанной статьи Кодекса потери сельскохозяйственного производства возмещаются:
1) лицами, на основании ходатайства которых было принято решение о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию;
2) лицами, для которых устанавливаются охранные, санитарно-защитные зоны.
При расчете потерь сельскохозяйственного производства используются нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий, а также в зависимости от качества сельскохозяйственных угодий иные установленные Правительством Российской Федерации методики (ч. 4 ст. 58 Земельного Кодекса РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 03.04.2007 N 335-О-О указал, что установленное ст. 58 Земельного кодекса Российской Федерации требование возмещения потерь при переводе (изменении целевого назначения) земельного участка из сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель, направлено на восполнение утраты части земельного фонда, используемого в сельском хозяйстве. Само по себе такое обременение, установленное в конституционно значимых целях и основанное на конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы человека и гражданина.
В целях возмещения в полном объеме убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам, а также сохранения ценных сельскохозяйственных угодий и необходимых объемов сельскохозяйственного производства Совет Министров - Правительство Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом РСФСР постановлением от 28.01.1993 N 77 утвердило Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства (далее - Положение).
Пункт 27 Положения устанавливает, что потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижения плодородия почв) под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций и возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.
В силу п. 26 Положения потери возмещаются, в том числе, предприятиями, учреждениями и организациями, которым предоставляются сельскохозяйственные угодья для несельскохозяйственных нужд.
Согласно п. 28 Положения потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке).
В силу пунктов 29, 30 Положения при определении затрат на эти цели под освоением новых земель (включая их окультуривание и повышение плодородия почв) понимается комплекс мероприятий по организации новых хозяйств и вовлечению в сельскохозяйственное использование земель, занятых кустарниками, малоценными лесами, вырубками и другими несельскохозяйственными угодьями, путем проведения мелиоративных работ (осушение, орошение, культуртехнические и другие мероприятия). Размер стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд определяется исходя из нормативов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемого до снижения их качества. Потери, вызванные ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности предприятий, учреждений, организаций, определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель).
Пунктом 8 Положения установлено, что расчеты убытков и потерь во всех случаях согласовываются с заинтересованными сторонами и оформляются актом, который регистрируется местной администрацией. Споры о размерах возмещения убытков и потерь разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией или третейским судом.
Размеры потерь, связанные с изъятием земель, определяются на стадии предварительного согласования места размещения объекта с уточнением при предоставлении земель (п. 32 Положения).
Потери возмещаются в полном объеме при предоставлении сельскохозяйственных угодий во временное пользование с условием рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные угодья. Потери возмещаются в размере 50 процентов от норматива при нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств предприятий, организаций и учреждений, которым предоставляется земельный участок (пункты 34, 35 Положения).
Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 22.12.1995 N 525, под рекультивацией земель понимают комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды. Рекультивации подлежат земли, нарушенные в том числе, при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или поземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы (часть 6 Положения).
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных норм законодательства, следует, что возмещение потерь сельскохозяйственного производства и рекультивация земельных участков представляют собой мероприятия с различными содержанием и смысловой направленностью.
Возмещение потерь в размере 50 %, предусмотренное п. 35 Положения, возможно при условии нанесения снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья непосредственно после перевода земель в другую категорию; целью данного мероприятия является освоение других малопродуктивных угодий посредством нанесения на них снятого плодородного слоя, поддержание должного количества сельскохозяйственных угодий для сохранения площадей земель данной категории.
Под рекультивацией земель понимается восстановление продуктивности земельных участков после производства работ на данной территории, приведение земель в максимально возможный первоначальный вид.
В рассматриваемом случае, согласно п. 12 Рабочего проекта разработки и рекультивации карьера кирпичных суглинков Новомосковского месторождения предусмотрена рекультивация отработанных участков карьера, то есть, восстановление продуктивности земельных участков (создание сенокосных угодий) после использования карьера для добычных работ, а не нанесение снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья непосредственно после перевода земель в другую категорию для сохранения общей площади сельскохозяйственных земель, как это предусматривает п. 35 Положения.
На основе данного проекта по заказу ИП Петренко Ф.Б. ООО "Землемер" составлен расчет стоимости возмещения сельскохозяйственного производства в связи с изъятием земель для несельскохозяйственных нужд. Общая стоимость возмещения по данному расчету составила 995, 0 тыс. руб.
Кроме того, из акта определения потерь сельскохозяйственного производства от 13.03.2006 следует, что стоимость возмещения потерь сельхозпроизводства составила 995, 0 тыс. руб. Данный размер был согласован с ИП Петренко, который подлежал перечислению в местный бюджет в трехмесячный срок после отвода земельного участка в натуре, и 31.03.2006 утвержден главой администрации муниципального образования Узловский район.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного предпринимателем требования.
Учитывая изложенное, доводы жалобы о том, что судом дано неверное толкование пунктов 35, 32 Положения, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Утверждение заявителя жалобы о том, что Администрация произвольно отказала заявителю в применении данной льготы является несостоятельным и в нарушение ст.65 АПК РФ не подтверждено надлежащим образом.
Ссылка предпринимателя на то, что суд первой инстанции не применил положения ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку положения данной статьи устанавливают порядок предоставления земельных участков для строительства и не регулируют спорные правоотношения.
Остальные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права, отклоняются апелляционным судом как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 22.01.2008 по делу N А68-8832/07-572/10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-8832/07
Истец: ИП Петренко Федор Борисович
Ответчик: Администрация МО Узловской район Тульской области
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-902/2008