г. Тула
12 мая 2008 г. |
Дело N А23-386/08А-3-29 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Тиминской О.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Калуга-Агро"
на решение Арбитражного суда Калужской области
от 27.02.2008г. по делу N А23-386/08А-3-29 (судья Носова М.А.), принятое
по заявлению ООО "Калуга-Агро"
к Управлению Федеральной миграционной службы по Калужской области
о признании незаконным и отмене постановления N 11 от 28.01.2008г.
при участии:
от заявителя: Лезин Ю.В. - адвокат (удост. N 258 от 22.11.2002г., дов. N 12 от 28.04.2008г. - пост.), Акоева Т.М. - ген. директор
от ответчика: не явился
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Калуга-Агро" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Калужской области N 11 от 28.01.2008г.
Решением суда от 27.02.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в апелляционную инстанцию с жалобой.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание апелляционной инстанции не направил, представил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное разбирательство без участия его представителей в порядке ст.ст.266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения представителей заявителя, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
Судом установлено, что сотрудниками Управления ФМС по Калужской области проведена проверка ООО "Калуга-Агро" на предмет соблюдения порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы, установленного Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "'О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006г. N 681, в ходе которой на территории фермы выявлено нахождение гражданина республики Узбекистан Тошбаева Шерзода Исроиловича, не имеющего разрешения на работу.
По данному факту в отношении ООО "Калуга-Агро" составлен протокол об административном правонарушении КЖ N 11 от 17.01.2008г. и вынесено постановление N 11 от 28.01.2008г., которым ООО "Калуга-Агро" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Калуга-Агро" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанций пришел к выводу об осуществлении гражданином Узбекистана Тошбаевым Ш.И., не имеющим разрешения на работу, с октября 2007 года трудовой деятельности в ООО "Калуга-Агро" в должности скотника и, следовательно, о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
Данный вывод суда не соответствует имеющимся в деле доказательствам.
В части 1 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации установлена ответственность физических и юридических лиц за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Согласно пункту 9 статьи 13.1 Закона работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу.
Из смысла ч.1 ст.18.15 КоАП РФ следует, что правонарушение имеет место с того момента, как иностранный гражданин, не имеющий разрешения на работу, фактически привлечен к осуществлению трудовой деятельности.
В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Между тем в рассматриваемом случае из протокола об административном правонарушении КЖ N 11 от 17.01.2008г. следует только то, что во время проверки иностранный гражданин находился в коровнике предприятия. Факт непосредственного осуществления им трудовой деятельности административным органом не зафиксирован.
Объяснения гл. зоотехника Османова Т.К. и директора Зевакина свидетельствуют о том, что на работу гражданина Узбекистана Тошбаева Ш.И. не принимали, до работы не допускали, как он оказался на ферме, неизвестно (л.д. 9-11).
Ссылка в решении суда на признательные объяснения законного представителя Общества Акоевой Т.М. по факту составления протокола N 11 от 17.01.2008г. не может быть принята во внимание, поскольку она объяснений не давала (л.д. 8).
То обстоятельство, что данный гражданин прибыл в Российскую Федерацию 11 октября 2007 года, а принимающей стороной выступало ООО "Калуга-Агро", еще не означает, что с октября 2007 года он осуществляет трудовую деятельность в данном Обществе.
Что касается объяснений самого Тошбаева Ш.И., данных при составлении протокола N 4 от 16.01.2008г., то они не могут быть приняты в качестве доказательства по делу.
Во-первых, Тошбаев Ш.И., в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении и который не владеет русским языком, в нарушение ч.2 ст.25.10 КоАП РФ был лишен возможности пользоваться услугами переводчика.
Ссылка в протоколе N 4 от 16.01.2008г. на осуществление перевода Буроновым Мухтором (л.д. 55) не может быть принята во внимание, поскольку из протокола не видно, что последний обладает специальными познаниями, имеет право на осуществление перевода, не заинтересован в исходе дела, а также то, что его предупреждали об ответственности за заведомо неправильный перевод.
Во-вторых, к сведениям о том, что на работу Тошбаева Ш.И. в качестве скотника принял Гофик Османов, а заработная плата составляет 12000 рублей, суд апелляционной инстанции относится критически.
Османов Т.К., замещающий в ООО "Калуга-Агро" должность главного зоотехника, не является лицом, которое вправе решать кадровые вопросы.
Кроме того, в соответствии со штатным расписанием Общества на 1 января 2007 года на работе в ООО "Калуга-Агро" состоят два скотника: скотник-пастух, которому выплачивается ежемесячный оклад в размере 10000руб., и скотник-подгонщик с окладом 8000руб. (л.д. 131). Относительно заработной платы в сумме 12000руб., то она в ООО "Калуга-Агро" в рассматриваемом периоде никому не начислялась.
Согласно представленным платежным ведомостям по зарплате за период октябрь - декабрь 2007 года Тошбаев Ш.И. в них не числился (л.д. 74-130).
Пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий при рассмотрении дела.
В развитие приведенной позиции Верховный Суд РФ в п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях" пояснил, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
В этой связи в рассматриваемом случае нельзя признать надлежащими доказательствами по делу объяснения генерального директора ООО "Калуга-Агро" Акоевой Т.М., протокол об административном правонарушении N 4 от 16.01.2008г., составленный в отношении Тошбаева Ш.И., его объяснения.
Таким образом, постановление N 11 от 28.01.2008г. по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Калуга-Агро" по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250000 рублей вынесено в отсутствие достаточных данных, указывающих на наличие состава административного правонарушения, следовательно, заявитель привлечен к ответственности незаконно.
Руководствуясь ст.ст.269 п.2, 270 ч.1 п.3, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение суда первой инстанции от 27.02.2008г. по делу N А23-386/08А-3-29 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении N 11 от 28.01.2008г., принятое начальником отдела иммиграционного контроля УФМС России по Калужской области Лубчинским С.С. в отношении общества с ограниченной ответственностью "Калуга-Агро", Калужская область, Дзержинский район, п.совхоз им.Ленина, ИНН 4004013449.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-386/08
Истец: ООО "Калуга-Агро"
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по Калужской области
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1401/2008