г. Хабаровск |
|
11 апреля 2011 г. |
N 06АП-1100/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Михайловой А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная дорожно-строительная компания": Насыров Михаил Юркатович, представитель по доверенности от 03.11.2010 N 17;
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу: Плахтий Александр Юрьевич, представитель по доверенности от 17.12.2010 N 7-15/5108; Маковеев Дмитрий Иванович, представитель по доверенности от 19.08.2010 N 7-15/2873;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Дальневосточная дорожно-строительная компания"
на решение от 21.02.2011
по делу N А73-14633/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Н.П. Москалюк
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточная дорожно-строительная компания"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу;
об отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточная дорожно-строительная компания" (далее - ООО "ДДСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент, административный орган) от 19.11.2010 N 9/10-426 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей .
Решением суда от 21.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ДДСК" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования общества.
Представители административного органа в судебном заседании, отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Департамента от 21.06.2010 N 346 административным органом проведена рейдовая проверка водоохраной зоны и прилегающей акватории Охотского моря в районе п. Охотск - с. Вострецова - п. Иня, в ходе которой выявлены нарушения на территории ведения производственной деятельности ООО "ДДСК", а именно:
1. Территория производственной площадки имеет грунтовое покрытие. Ливневая канализация отсутствует.
2. На территории производственной площадки обнаружено:
- грузовая автотехника в состоянии ремонта;
- многочисленные розливы нефтепродукта на грунт;
- обрезанные металлические бочки с нефтепродуктом, хранящиеся на грунте и подверженные воздействию атмосферных осадков;
- бочки с нефтепродуктом, хранящиеся на грунте и подверженные воздействию атмосферных осадков со следами переливов;
- ремонт автотехники производится на площадке, не имеющей твердого покрытия;
- вода в лужах на территории производственной площадки загрязнена нефтепродуктом (на поверхности наблюдается радужная пленка).
Смыв нефтепродуктов и других загрязняющих веществ с производственной площадки ООО "ДДСК" с поверхностным стоком может повлечь за собой загрязнение водного объекта - Охотское море.
Нарушения зафиксированы в акте рейдовой проверки акватории водного объекта, водоохраной зоны от 02.08.2010.
08.11.2010 административным органом в отношение ООО "ДДСК" составлен протокол об административном правонарушении N 9/07-426, а 19.11.2010 по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление N 9/10-426, которым общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обжаловало его в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из следующего.
Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, является административным правонарушением и влечет наступление ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствие с частью 1 статьи 34 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно статье 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
На производственной площадке ООО "ДДСК" установлено наличие:
- многочисленных розливов нефтепродукта на грунт;
- обрезанных металлических бочек с нефтепродуктом, хранящихся на грунте и подверженные воздействию атмосферных осадков;
- бочек с нефтепродуктом, хранящиеся на грунте и подверженные воздействию атмосферных осадков со следами переливов;
- отсутствие ливневой канализации;
- воды в лужах на территории производственной площадки, загрязненной нефтепродуктом (на поверхности радужная пленка) является нарушением обязательных требований законодательства к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение (засорение).
Из статьи 11 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Из статьи 14 Закона N 89-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствие со статьей 26 Закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Из пункта 3.4 СанПиН 2.1.7.1322-03 следует, что в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
Из пункта 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 следует, что накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Из пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 следует, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В соответствие с пунктом 2.1.8 РД 152-001-94 (Экологические требования к предприятиям транспортно-дорожного комплекса) Общество должно планировать и проводить мероприятия по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.
В соответствие с пунктом 2.2.8 РД 152-001-94 производственные отходы должны храниться в специально-отведенном на территории предприятия месте в количествах, согласованных с местными органами исполнительной власти и территориальными органами Минприроды России. По мере накопления все отходы должны утилизироваться или вывозиться в места, специально установленные органами Госкомсанэпиднадзора и местными органами власти.
В силу пункта 2.1.11 РД 152-001-94 загрязненные воды, отводимые от производственных объектов, административных, хозяйственно-бытовых зданий и сооружений, а так же ливневые стоки с территории предприятия не должны сбрасываться в поверхностные водные объекты, на рельеф местности без предварительной очистки.
Из материалов административного дела следует, что на производственном площадке ООО "ДДСК" в п. Охотске имеются многочисленных розливов нефтепродукта на грунт; обрезанные металлические бочки с нефтепродуктом, хранящихся на грунте и подверженные воздействию атмосферных осадков; бочки с нефтепродуктом, хранящиеся на грунте и подверженные воздействию атмосферных осадков со следами переливов; отсутствие ливневой канализации; воды в лужах на территории производственной площадки, загрязненной нефтепродуктом (на поверхности радужная пленка), что может повлечь загрязнение, засорение водного объекта.
Анализ вышеуказанных обстоятельств позволяет сделать вывод о доказанности факта совершения Обществом административного правонарушения и наличии у административного органа оснований для привлечения его к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Довод общества о том, что судом первой инстанции не исследовался вопрос о недоказанности причастности ООО "ДДСК" к совершению административного правонарушения не состоятелен.
По запросу Арбитражного суда Администрации городского поселения "Рабочий поселок Охотск", Администрация сообщила, что земельные участки, расположенные с 1 по 10 дом по ул. Победы р. п. Охотск до настоящего времени не разграничены, сведения об арендаторах в администрации отсутствуют. При этом в письме от 14.02.2011г. N 128/10-14 указано, что адресом ООО "ДДСК" является ул. Победы, 6 р.п. Охотск.
В материалах дела имеется акт приема-передачи земельного участка и договор аренды земельного участка от 09.12.2009 N 21 между Администрацией Охотского района и ООО "ДДСК", из которых следует передача обществу земельного участка по адресу: ул. Победы, 6. Так же имеется договор N 05 от 01.09.2009 о передаче в аренду недвижимого имущества и акт приема передачи здания, сооружения по адресу ул. Победы, 1. Кроме того имеется акт от 04.12.2009 подтверждающий факт использования земельного участка по ул. Победы дом, 1, где сказано, что ООО "ДДСК" действительно использует земельный участок площадью 2428 кв. метров с целью производственно-хозяйственной деятельности.
Также, на фотоснимках зафиксированы номера автомобилей: А 787 ВР (27), А 028 ВН (27), А 023 ВН (27), которые согласно письму от 21.09.2010г. от УВД по Хабаровскому краю Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения зарегистрированы за ООО "ДДСК". Из пояснений представителя общества следует, что на момент проверки вышеуказанный транспорт находился на территории ООО "ДДСК".
Из вышеизложенного следует, что ООО "Дальневосточная дорожно-строительная компания" осуществляет производственно-хозяйственную деятельность в рабочем поселке Охотск по улице Победы. Факт осуществления хозяйственной деятельности подтвержден и лицами, присутствовавшими при проверке.
Аренда объектов недвижимости и земельных участков иными юридическими лицами в р.п. Охотск, не снимает с ООО "ДДСК" обязанности по соблюдению требований к охране водных объектов.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "ДДСК" имело реальную возможность обеспечивать выполнение вышеуказанных требований природоохранного законодательства, но не предприняло к тому соответствующих мер.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены постановления Департамента от 19.11.2010 N 9/10-426, поскольку факт административных правонарушений и вина общества доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность заданные административные правонарушения.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.02.2011 по делу N А73-14633/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-472/2008
Истец: ООО "Стимул"
Ответчик: Администрация г. Рязани
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2169/2008