21 июля 2008 г. |
Дело N А68-2314/08-136/15 |
г. Тула
Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2008г.
Полный текст постановления изготовлен 21.07.2008г.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Игнашиной Г.Д.,
Полынкиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Еремичевой Н.В.,
при участии:
от ООО "Коммунальные ресурсы": Лаутеншлегера М.А - представителя (доверенность от 07.07.2008 г. б/н.), Грачева О.Ю. - представителя (доверенность от 07.07.2008г. б/н),
от Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам: не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом,
от Управления Росприроднадзора по Тульской области: не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Коммунальные ресурсы КР" на решение Арбитражного суда Тульской области от 06.06.2008г. по делу N А68-2314/08-136/15 (судья Андреева Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные ресурсы КР" (далее по тексту - ООО "Коммунальные ресурсы КР", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам N 56/8 от 29.04.2008г. о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росприроднадзора по Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.06.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Коммунальные ресурсы КР" не согласилось с данным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы Обществу отказать.
До рассмотрения апелляционной жалобы Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам направил ходатайство об отложении слушания дела, сославшись на болезнь его представителя.
Учитывая, что ст. 267 АПК РФ установлен месячный срок рассмотрения апелляционной жалобы, продление которого не предусмотрено законом, а также принимая во внимание, что явка представителя Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам не признана судом обязательной и болезнь представителя юридического лица не может расцениваться как уважительная причина отложения судебного заседания, поскольку организация не лишена возможности привлечь для представления своих интересов другое лицо, суд апелляционной инстанции не усматривает установленных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
На основании ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам и Управления Росприроднадзора по Тульской области, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.
В судебном заседании представители ООО "Коммунальные ресурсы КР" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей ООО "Коммунальные ресурсы КР", явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам от 05.03.2008г. N 51/8 старшим государственным инспектором Кулюкиной Галиной Ивановной в период с 12.03.2008г. по 10.04.2008г. была проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды ООО "Коммунальные ресурсы КР", расположенного по адресу: Тульская область, г. Киреевск, ул. Тупиковая, д. 14.
В ходе осуществления проверки было установлено, что ООО "Коммунальные ресурсы КР" в нарушение ч. 1 ст. 9, п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ), ст. 5 Федерального закона от 03.06.2006г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса РФ" используются водные объекты (р. Олень, р. Шиворона, р. Сетинка) без документов, подтверждающих право пользования поверхностными водными объектами; в нарушение п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ Обществом осуществляется сброс в водные объекты (р. Олень, р. Осетинка) сточных вод, не подвергшихся необходимому обезвреживанию, а также сброс в водный объект (р. Шиворона) и на водосбор р. Упы сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию; в нарушение п. 5 ч. 2 ст. 39 ВК РФ Обществом не ведется в установленном порядке учет объема сброса сточных вод и их качества, форма N 2-ТП (водхоз) за 2007 год выполнена недостоверно.
По результатам проведенной проверки должностным лицом Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам составлен акт N 51/8в от 10.04.2008 г.
Усмотрев в действиях ООО "Коммунальные ресурсы КР" признаки правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, старший государственный инспектор Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам Кулюкина Г.И. составила протокол об административном правонарушении от 24.04.2008г. N 56/8 и вынесла постановление от 29.04.2008г. N 56/8 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ, и о назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Коммунальные ресурсы КР" обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Постановлением Правительства РФ N 640 от 04.11.2006г. утверждены "Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов", согласно пп. "а" п.1 которых критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 вышеназванных Критериев критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
Согласно Перечню объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов на территории Тульской области, утвержденному постановлением администрации Тульской области от 18.12.2007г. N 628, объектами регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов на территории Тульской области являются:
- объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами и связанной с использованием и охраной водных объектов, полностью расположенных в пределах территории Тульской области и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
- объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами и связанной с использованием территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, полностью расположенных в пределах территории Тульской области и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
В соответствии с письмом отдела водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского бассейнового водного управления N ТО-160 от 22.05.2008г. река Олень, река Шиворона, ручей Сетинка входят в перечень водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Тульской области.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов на территории Тульской области, утвержденный руководителем Управления Росприроднадзора по Тульской области на основании приказа Министерства природных ресурсов РФ от 18.12.2006г. N 288 "Об утверждении перечня объектов, подлежащих государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов", не содержит объект ООО "Коммунальные ресурсы КР".
Таким образом, объект хозяйственной деятельности ООО "Коммунальные ресурсы КР" подлежит региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
В соответствии с Положением о Департаменте Тульской области по экологии и природным ресурсам, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 05.05.2006г. N 230 (с изменениями и дополнениями), Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам уполномочен осуществлять региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.
Статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно ч. 4 ст. 11 Водного Кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 24.04.2008г. N 56/8 и из постановления от 29.04.2008г. N 56/8, должностным лицом Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам при проведении плановой проверки ООО "Коммунальные ресурсы КР" было установлено, что Общество осуществляло сброс сточных вод в водные объекты (р. Олень, р. Шиворона, р. Сетинка) при отсутствии у него решения о предоставлении ему указанных водных объектов в пользование либо лицензии на водопользование и договоров пользования водными объектами.
Факт использования водных объектов подтверждается данными госстатотчетности по форме N 2-ТП (водохоз) за 2007, 2008 г.г. Согласно указанной форме N 2-ТП ООО "Коммунальные ресурсы КР" в 2007 г. отведено сточных вод: р. Олень -503,2 тыс.м3; в р. Сетинка - 118,7 тыс.м3; в р. Шиворона - 31,6 тыс.м3 (пос.Октябрьский) и 86,8 тыс.м3 (пос.Бородинский). При этом сброс сточных вод в марте 2008 г. по данным предприятия составил: в р. Олень - 167,4 тыс.м, в р. Сетинка - 40,4 тыс.м, в р. Шиворона - 10,6 тыс.м (пос.Октябрьский) и 29,3 тыс.м (пос.Бородинский).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности привлечения Департаментом Тульской области по экологии и природным ресурсам ООО "Коммунальные ресурсы КР" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.6 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у Общества вины в совершении данного административного правонарушения судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 23 Водного кодекса РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, в пользовании в случаях, предусмотренных ч.2 ст. 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
В соответствии с уставом ООО Коммунальные ресурсы КР" целью деятельности Общества является осуществление эксплуатации и развития систем жизнеобеспечения населенных пунктов. ООО "Коммунальные ресурсы КР" на основании российского законодательства является коммерческой организацией, учрежденной для получения прибыли. При этом видом деятельности Общества является эксплуатация и развитие систем жизнеобеспечения населенных пунктов, в том числе электрических, тепловых сетей, систем водоснабжения и отвода сточных вод, систем очистки воды и сточных вод.
Таким образом, ООО "Коммунальные ресурсы КР" как субъект предпринимательской деятельности обязано было знать, что для осуществления его уставной деятельности ему необходимо получение документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами, и в соответствии с действующим законодательством обязано было обратиться в уполномоченный орган за разрешением о предоставлении водных объектов в пользование.
Из представленного ООО "Коммунальные ресурсы КР" письма N 283а от 18.12.2007г. усматривается, что Общество обращалось за разрешением на водопользование. Указанные документы не были приняты к рассмотрению на том основании, что Обществом не был представлен документ, подтверждающий предоставление в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования.
Однако указанное обстоятельство не может свидетельствовать о том, что ООО "Коммунальные ресурсы" приняты все зависящие от него меры для соблюдения действующего законодательства, поскольку с момента предоставления в аренду муниципального имущества, обеспечивающего уставную деятельности Общества (01.10.2007г.), и до проведения проверки (10.04.2008г.) у ООО "Коммунальные ресурсы КР" было достаточно времени для оформления разрешительной документации для пользования водными объектами. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что доказательств повторного обращения Общества за разрешением на водопользование им не представлено.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на пропуск административным органом срока для привлечения ООО "Коммунальные ресурсы КР" к административной ответственности, поскольку Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам знал о нарушении Обществом действующего законодательства с момента включения последнего в план проверок на 2008 г., является несостоятельной.
По общему правилу, согласно ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Исходя из данного определения совершенное Обществом правонарушение, выразившееся в осуществлении сброса сточных вод без решения о предоставлении водных объектов в пользование либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, является длящимся.
Днем обнаружения административного правонарушения следует считать дату возбуждения дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что факт совершения Обществом данного административного правонарушения был обнаружен уполномоченным должностным лицом Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам 10.04.2008г., что подтверждается актом N 15/8в. Постановление о привлечении ООО "Коммунальные ресурсы КР" к налоговой ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ N56/8 вынесено административным органом 29.04.2008г., то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 06.06.2008 по делу N А68-2314/08-136/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Коммунальные ресурсы КР" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья: |
Н.В.Еремичева |
Судьи |
Г.Д.Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2314/2008
Истец: ООО "Коммунальные ресурсы КР"
Ответчик: Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам
Третье лицо: Управление Росприроднадзора по Тульской области
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2306/2008