г. Вологда |
|
11 апреля 2011 г. |
Дело N А44-3453/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Осокиной Н.Н.,
судей Кудина А.Г. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
при участии от управления Ивановой В.В. по доверенности от 14.01.2010, от банка Левина К.Г. по доверенности от 09.11.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице филиала - Новгородского отделения N 8629
на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 января 2011 года
по делу N А44-3453/2010 (судья Ларина И.Г.),
УСТАНОВИЛ
открытое акционерное общество Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице филиала - Новгородского отделения N 8629 (далее - Сбербанк, банк, общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - управление, антимонопольный орган) решения от 13.04.2010 по делу N 25 и предписания от 13.04.2010 N 2.
Судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований в отношении предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Аудиторская фирма "ЛИВ и К" (далее - ООО "Аудиторская фирма "ЛИВ и К") и общество с ограниченной ответственностью "Аудит-Оценка".
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 26 января 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Сбербанк с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу. Полагает, что банк не занимает доминирующего положения на рынке предоставления оценочных услуг и не может оказывать влияние на конкуренцию на данном рынке и, соответственно, в его действиях отсутствует нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции). Считает, что действующее законодательство не содержит запрет на установление кредитной организацией определенных требований к оценочным компаниям, отчеты которых используются в целях определения рыночной стоимости имущества, передаваемого клиентами в залог банка в качестве обеспечения исполнения кредитных обязательств. Ссылается на то, что управлением неверно составлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке банковских услуг - кредитования юридических и физических лиц.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным. Ссылается на то, что банку не инкриминируется злоупотребление доминирующим положениям на рынке оценочных услуг. Полагает, что банк злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке кредитования юридических и физических лиц, а именно: ограничивает конкуренцию между оценочными компаниями и нарушает их права, а также ущемляет интересы лиц, обратившихся или имеющих намерение обратиться в Сбербанк за получением кредита. Считает голословными утверждения банка о неправильном составлении управлением аналитического отчета.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу Сбербанка не представили.
Третьи лица извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей управления и банка, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба Сбербанка подлежит удовлетворению в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Как следует из материалов дела, управление на основании заявлений ООО "Аудиторская фирма "ЛИВ и К" и Новгородского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" возбудило в отношении Сбербанка дело N 25 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
В связи с чем управлением была проведена проверка действий Сбербанка на территории Новгородской области по соблюдению Закона о защите конкуренции при работе с юридическими и физическими лицами в процессе осуществления ими оценочной деятельности.
При проверке установлено, что банком был разработан и утвержден Порядок организации работы Северо-Западного банка с юридическими и физическими лицами в процессе осуществления ими оценочной деятельности (далее - Порядок).
Указанный Порядок принят банком в целях организации его работы с юридическими и физическими лицами в процессе осуществления ими деятельности по оценке имущества и имущественных прав, предоставляемых в обеспечение по выдаваемым кредитам, в целях защиты интересов банка и минимизации принимаемых им рисков в процессе осуществления операций кредитования физических и юридических лиц.
В связи с этим банком были установлены две категории оценщиков. При этом отчеты об оценке первой категории оценщиков принимаются банком безусловно, а для принятия отчетов об оценке оценочных компаний второй категории следует дополнительно представить положительную экспертизу своей оценки, подготовленную оценочной компанией первой категории, положительное заключение службы безопасности банка, положительную экспертизу кредитующего подразделения банка.
Также при проведении проверки управлением на основании составленного аналитического отчета сделан вывод о том, что Сбербанк занимает доминирующее положение на рынке кредитования юридических и физических лиц на территории Новгородской области.
На основании этого управление посчитало, что банк создал на территории Новгородской области дискриминационные условия потребления, приобретения, продажи услуги по оценке имущества, являющегося предметом залога при получении кредита, при которых хозяйствующие субъекты - оценочные компании 2-й категории поставлены в неравное положение по сравнению с другими оценочными компаниями, отнесенными к 1-й категории.
По результатам рассмотрения данного дела управлением вынесено решение от 13.04.2010, которым комиссией антимонопольного органа признано наличие факта нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ в действиях банка, выразившегося в совершении действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых явилось ущемление интересов других лиц, в том числе нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона N 135 ФЗ, состоящего в создании дискриминационных условий производства, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара (услуг по оценке имущества, являющегося предметом залога при получении кредита), при которых хозяйствующие субъекты (оценочные компании 2-й категории) поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами (оценочными компаниями 1-й категории).
На основании указанного решения банку также выдано предписание от 13.04.2010 N 2, которым предписано не создавать условия производства, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара - услуг по оценке имущества, являющегося предметом залога при получении кредита, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов -оценочных компаний поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами - оценочными компаниями, и с этой целью принимать отчеты об оценке рыночной стоимости имущества, предоставляемого в залог на предмет заключения кредитного договора, составленные оценочными компаниями, соответствующими требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
Об исполнении данного предписания Сбербанк обязан сообщить в управление в срок до 21.06.2010 с приложением подтверждающих документов.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, банк обратился с соответствующим заявлением в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, признав обоснованным вывод управления о нарушении банком пункта 8 части 1 статьи 10 Закона N 135 ФЗ.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Целями Закона N 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона).
В силу пунктов 4 и 10 статьи 4 Закона N 135-ФЗ товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами; монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
При этом под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Правила определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) закреплены в статье 5 Закона N 135-ФЗ.
Исходя из положений указанной статьи доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара.
В силу части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий (пункт 8).
Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (пункты 1 и 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие), как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Таким образом, системный анализ приведенных нормативных положений и официального толкования закона позволяет признать, что сфера применения Закона N 135-ФЗ ограничена определенным кругом общественных отношений. Нарушением же антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам. При этом злоупотребление субъективным правом как оценочная категория может выражаться в создании результата (последствий), количественно и (или) качественно негативного для охраняемых законом общественных отношений, с учетом определенной периодичности (систематики) или устойчивой направленности или очевидных и (или) предполагаемых мотивов. Вместе с тем общественно опасной признается и сама возможность наступления соответствующего результата. Правильная оценка таких общественных отношений предполагает комплексное и сбалансированное восприятие не только соответствующих конкретных действий (бездействия), но и их последствий (в данном случае как с учетом правового регулирования отношений по водоснабжению и водоотведению, так и первоочередных и последующих прав и интересов всех участников таковых). Такая оценка подчинена цели эффективного функционирования соответствующего товарного рынка во благо всех субъектов рыночной среды, в том числе конечного потребителя.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В данном случае управление не оспаривает, что общество не занимает доминирующего положения на рынке услуг по оценке имущества, являющегося предметом залога при получении кредита, а также не оказывает эти услуги.
С учетом указанных выше норм является необоснованным вывод управления о том, что банк создал в Новгородской области дискриминационные условия на рынке потребления, приобретения, продажи услуги по оценке имущества, поскольку он не реализует данные услуги и, соответственно, не может влиять на конкуренцию на данном товарном рынке, а именно своими действиями воздействовать на общие условия обращения таких услуг на соответствующем товарном рынке.
Также управление не предоставило доказательств, свидетельствующих о том, что, утвердив названный выше Порядок, банк создал в Новгородской области дискриминационные условия потребления, приобретения, продажи услуги по оценке имущества.
В данном случае, как обоснованно указано банком, любой оценщик, желающий пройти аккредитацию, мог предоставить соответствующий пакет документов и быть включенным в первую категорию оценщиков.
При этом даже в случае включения оценщика во вторую категорию, его отчеты об оценке залогового имущества принимались банком при определенных условиях, которые были приняты только с целью минимизации рисков банка и его клиентов, связанных с возможной недостоверностью сведений, содержащихся в отчетах об оценке, о чем прямо указано в утвержденном банком Порядке.
Управление не опровергло данные доводы банка и не представило доказательств, свидетельствующих о том, что указанные действия заявителя были направлены только на ограничение конкуренции.
Кроме того, исходя из положений статьи 5 Закона N 135-ФЗ к объектам оценки относятся: отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Следовательно, оценка имущества, передаваемого в залог при получении кредитов, является только одним из видов деятельности оценочных организаций.
Также основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки указанных в статье 5 Закона N 135-ФЗ объектов, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.
В данном случае банке не выступает в качестве заказчика услуги по оценке залога имущества.
Не могут быть приняты во внимание доводы управления об ущемлении банком интересов лиц, обратившихся или имеющих намерение обратиться в Сбербанк за получением кредита, поскольку нарушение прав указанных лиц не относится в нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что Управлением необоснованно сделан вывод о нарушении банком пункта 8 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
В связи с чем решение суда первой инстанции следует отменить, заявленные требования банка - удовлетворить, признав незаконным и отменив вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области решение от 13.04.2010 по делу N 25 и предписание от 13.04.2010 N 2.
В связи с удовлетворением заявленных требований и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции в размере 3000 руб. надлежит взыскать в пользу банка с управления.
Также согласно положениям статьи 104 АПК РФ следует возвратить банку из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 24.02.2011 N 565303 госпошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 104, 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 января 2011 года по делу N А44-3453/2010 отменить.
Признать незаконным и отменить вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области решение от 13.04.2010 по делу N 25 и предписание от 13.04.2010 N 2.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области в пользу открытого акционерного общества Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице филиала - Новгородского отделения N 8629 расходы по госпошлине в сумме 3000 руб.
Возвратить открытому акционерному обществу Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации в лице филиала - Новгородского отделения N 8629 из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 24.02.2011 N 565303 госпошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1000 руб.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-454/2008
Истец: ООО"Спецмонтажсервис"
Ответчик: МИФНС России N3 по Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2054/2008