город Тула
08 августа 2008 г. |
Дело N А09-6892/06-24 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-995/2007) Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 02.02.2007 по делу N А09-6892/06-24 (судья Р.Е. Запороженко), принятое
по заявлению ООО "Агро-Колос"
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Брянской области,
третьи лица: администрация Жуковского района Брянской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата"
по Брянской области, Управление имущественных отношений Брянской области,
Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом Брянской области, ООО "Жуковский велосипедный завод", ОАО "Жуковский велосипедный завод, ОАО "УралСибБанк", АК Сбербанк России,
об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ООО "Агро-Колос"- не явились, извещены надлежащем образом;
от ответчика: Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской
области - Дубиков В.И., начальник отдела, дов., от 10.01.2008 N 30;
от третьих лиц: администрации Жуковского района Брянской области - Митяева Ю.В., дов., от 26.03.2007 N 387;
Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата"
по Брянской области - не явились, извещены надлежащем образом;
Управления имущественных отношений Брянской области - не явились, извещены надлежащем образом;
Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом Брянской области - не явились, извещены надлежащем образом;
ООО "Жуковский велосипедный завод"- не явились, извещены надлежащем образом;
ОАО "Жуковский велосипедный завод" - не явились, извещены надлежащем образом;
ОАО "УралСибБанк" - не явились, извещены надлежащем образом;
АК Сбербанк России - не явились, извещены надлежащем образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агро-Колос" (далее - ООО "Агро-Колос", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Брянской области (далее - Управление, УФРС по Брянской области) о признании недействительным решения от 22.08.2006 N 04/006/2006-385,991 об отказе в государственной регистрации и обязании зарегистрировать право собственности на объект - земельный участок, расположенный по адресу: Брянская область, г. Жуковка, ул. Калинина, 1 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 02.02.2007 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2007 на основании п. 1 ч. 1 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК России) производство по апелляционной жалобе Управления приостановлено до вступления в законную силу судебных актов Арбитражного суда Брянской области по делам N А09-4865/07-8 и N А09-4864/07-8.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.12.2007 по делу N А09-4865/07-8 по заявлению АК СБ РФ ( ОАО) в лице Жуковского филиала N5561 СБ РФ к УФРС по Брянской области о признании незаконными бездействии, выразившегося в невнесении в ЕГР записи об обременении права аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Жуковка, ул. Калинина, д. 1, общей площадью 6534 кв.м., действий по регистрации соглашения от 14.04.2006 между ОАО "ЖВЗ" и администрацией Жуковского района о расторжении договора аренды, заявленные требования оставлены без удовлетворения (л.д. 30-31, т. 3).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.12.2007 по делу N А09-4864/07-8 по заявлению АК СБ РФ ( ОАО) в лице Жуковского филиала N5561 СБ РФ к ОАО "Жуковский велосипедный завод", администрации Жуковского района о признании недействительным соглашения о расторжении договора аренды земельного участка от 14.04.2006 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2008 на основании ст. 146 АПК РФ производство по апелляционной жалобе по делу N А09-6892/06 -24 возобновлено.
Представители заявителя и третьих лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащем образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле. Акционерный коммерческий Сберегательный Банк РФ (ОАО) в лице Жуковского отделения N 5561 Сбербанка России, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Брянской области и конкурсный управляющий ОАО "Жуковский велосипедный завод" направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.
Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие их представителей.
В судебном заседании 19.06.2008 объявлялся перерыв до 26.06.2008.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей Управления и Администрации, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно свидетельству о праве собственности серии 32 N 000306810 ООО "Агро-Колос" является собственником одноэтажного здания (свинарник) общей площадью 1017,3 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Жуковка, ул. Калинина, 1 (л.д.62, т. 1).
Постановлением администрации Жуковского района от 18.05.2006 N 380 ООО "Агро-Колос" было разрешено выкупить в собственность земельный участок, расположенный на землях поселений по адресу: Брянская обл., г. Жуковка, ул. Калинина, 1, общей площадью 49148 кв.м. под объектами недвижимости, принадлежащими ООО "Агро-Колос" на праве собственности.
На основании указанного постановления между администрацией Жуковского района и 000 "Агро-Колос" заключен договор купли-продажи земельного участка N 43/06 от 18.05.2006 с кадастровым номером 32:08:340435:0062.
Земельный участок передан ООО "Агро-Колос" по акту приема-передачи от 18.05.06.
ООО "Агро-Колос" 08.06.2006 обратилось в УФРС по Брянской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Брянская обл., г. Жуковка, ул. Калинина, 1 с кадастровым номером 32:08:340435:0062.
Уведомлением от 07.07.2006 N 04/006/385 УФРС по Брянской области была приостановлена государственная регистрация права собственности на вышеуказанный объект недвижимости в связи с несоразмерностью площади предоставляемого в собственность земельного участка и площади находящегося на нем объекта недвижимости. Кроме того, указано, что на кадастровом плане имеется несколько объектов недвижимости. При этом документов, подтверждающих права собственности на эти объекты, Обществом не представлено (л.д. 142, т. 1).
Сообщением от 22.08.2006 N 04/006/2006-385,991 Управление отказало ООО "Агро-Колос" в государственной регистрации права собственности на указанный земельный на основании абз. 4 п. 1 ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) по причине того, что представленные на государственную регистрацию документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно: Обществом для государственной регистрации представлены кадастровые планы на земельный участок с одним и тем же кадастровым номером, с одним и тем же номером, но содержащие различные данные об объектах, расположенных на земельном участке. Кроме того, отказ мотивирован тем, что в документах, представленных на государственную регистрацию первоначально, отсутствуют документы, подтверждающие полномочия заявителя, как представителя ООО "Агро-Колос" (л.д. 7, т.1)
Ссылаясь на то, что УФРС по Брянской области незаконно отказало в государственной регистрации права собственности, ООО "Агро-Колос" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
Согласно абзацу 4 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества (ст. 18 Закона N 122-ФЗ).
При этом согласно ст. 17 Закона N 122-ФЗ обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок, является кадастровый план данного земельного участка. Кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (ст. 18 указанного Закона).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при обращении за государственной регистрацией прав на земельный участок площадью 49148 кв. м, расположенный по адресу: Брянская обл., г. Жуковка, ул. Калинина, 1, с кадастровым номером 32: 08:34 04 35:0062, ООО "Агро-Колос" был представлен кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 18.05. 2006 N 08/06-1С-567.
07.07.2006 УФРС по Брянской области направило в адрес ООО "Агро-Колос" уведомление о приостановлении государственной регистрации на основании п.1 ст. 19 Закона в связи с тем, что согласно представленному кадастровому плану на спорном земельном участке находятся иные объекты недвижимости, доказательств принадлежности которых на каком-либо праве Обществом не представлено. Заявителю было предложено устранить указанные причины.
Во исполнение указанного уведомления 27.07.06 ООО "Агро-Колос" было представлено постановление администрации Жуковского района Брянской области от 13.06.06 N 459, согласно которому Обществу разрешена реконструкция существующего свинарника и строительство пристроек со сносом подсобных помещений, расположенных на территории сельхоздвора.
В этой связи 24.07.06 составлен новый кадастровый план без указания на наличие на спорном земельном участке иных строений помимо свинарника (л.д.96, 97, т. 1).
Согласно объяснениям ФГУ "Земельная кадастровая палата по Брянской области" кадастровый план от 24.07.06 имеет юридическую силу и составлен в соответствии с приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра". То обстоятельство, что кадастровые планы от 18.05.06 и 24.07.06 имеют одинаковый регистрационный номер 08/06-1С-567, явилось следствием технической ошибки ФГУ "Земельная кадастровая палата по Брянской области" (л.д. 138-139, т.1). Иного Управлением не доказано.
Следовательно, кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 32:08:34 04 35:0062 от 24.07.2006 был выдан ФГУ "Земельная кадастровая палата по Брянской области", органом, осуществлявшим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, с учетом изменений, внесенных на основании постановления администрации Жуковского района от 13.06.2006 N 459 и представлен ООО "Агро-Колос" в Управление в числе прочих документов для оформления права собственности на указанный земельный участок.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 02.01.00 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.00 N 918 "Об утверждении правил предоставления сведений государственного земельного кадастра" предусмотрено, что требования к оформлению кадастровых планов, изготавливаемых в качестве выписок из государственного земельного кадастра на бумажных или электронных носителях, устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России.
Согласно статьям 13 - 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" к основным документам государственного земельного кадастра относится Единый государственный реестр земель, содержащий основные сведения о земельных участках, в том числе зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения).
При этом согласно пункту 3 статьи 17 указанного Закона сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.
Таким образом, принимая решение, суд первой инстанции правильно исходил из того, что документы, представленные заявителем на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, в частности, кадастровый план от 24.07.2006 N 08/06-1С-567, оформленный органом, осуществлявшим деятельность по ведению государственного земельного кадастра и не содержащий указаний на какие-либо обременения в отношении земельного участка, являлись достаточными для государственной регистрации права собственности заявителя на спорный земельный участок.
Кроме того, принимая во внимание, что в подтверждение своих полномочий директор ООО "Агро-Колос" Петраков А.А. представил приказ от 11.04.2006 N 6-П и выписку из ЕГРЮЛ, из которой следует, что он является директором Общества, а также то обстоятельство, что по запросу суда Межрайонной ИФНС России N 3 по Брянской области была представлена выписка из ЕГРЮЛ на момент подачи Обществом заявления в УФРС по Брянской области, т.е. на 08.06.2006, согласно которой директором ООО "Агро-Колос" являлся Петраков А.А., обратившийся в УФРС с заявлением о государственной регистрации, при этом действующее законодательство не содержит положений, предусматривающих, какими именно документами законный представитель юридического лица должен подтвердить свои полномочия, суд первой инстанции обоснованно признал неправомерным указание УФРС по Брянской области в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 22.08.2006 об отсутствии документов, подтверждающих полномочия заявителя, как представителя ООО "Агро - Колос".
Поскольку УФРС по Брянской области иных оснований отказа в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок в уведомлении от 22.08.2006 N 04/006/2006-385,991 не указало, и не представило доказательств того, что представленный на государственную регистрацию кадастровый план от 24.07.06 по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, следовательно, Обществом были представлены все необходимые для государственной регистрации документы, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования ООО "Агро-Колос".
Довод заявителя жалобы о том, что основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок послужило то обстоятельство, что на спорном участке находятся другие объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Жуковский велосипедный завод", ОАО "Жуковский велосипедный завод", которые одновременно являются и предметом залога по договорам ипотеки соответственно с "УралСибБанк" и АК Сбербанк РФ, а также объекты недвижимости, право собственности на которые предположительно принадлежит ОАО "Жуковский велосипедный завод", как на включенные в план приватизации при акционировании этого предприятия, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, и ему дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционная инстанция соглашается.
При этом ссылка Управления на ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 14 ст. 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", в соответствии с которым решение о приватизации земельных участков принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости, отклоняется, так как названные нормы права не были указаны регистрирующим органом в качестве основания для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Кроме того, ни кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 32:08:34 04 35:0062 от 24.07.2006 , ни постановление администрации Жуковского района от 18.05.2006 N 380 "О выкупе в собственность земельного участка в г. Жуковка" не оспорены в установленном законом порядке и не признаны недействительными.
Также не может быть принят во внимание апелляционной инстанцией довод заявителя жалобы о том, что территория промышленной зоны ОАО "Жуковский велосипедный завод" общей площадью 246282 кв.м., куда входит спорный земельный участок, отнесена к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, поскольку предметом настоящего спора является решение УФРС по Брянской области, которым отказано в регистрации права собственности по иным основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Удовлетворяя заявление о признании незаконным отказа УФРС по Брянской области в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, суд первой инстанции исходил из того, что регистрирующий орган не доказал, что оспариваемое решение является законным, а также не доказал наличие тех обстоятельств, которые послужили основанием для принятия оспариваемого решения.
С выводами, изложенными в решении, апелляционная инстанция соглашается, так как они не противоречат установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК России, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 02 февраля 2007 года по делу N А09-6892/06-24 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6892/06
Истец: ООО 'Агро-Колос'
Ответчик: УФРС по Брянской области
Кредитор: Конкурсный управляющий ОАО 'Жуковский велосипедный завод' Пантелеев М.В.
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата" Брянской области, Управление имущественных отношений Брянской области, ТУ ФА по управлению федеральным имуществом Брянской обл., ООО 'Жуковский велосипедный завод', ОАО 'Уралсиб', ОАО 'Жуковский велосипедный завод', АК Сбербанк РФ, Администрация Жуковского района
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-995/2007