г. Тула |
Дело N А54-941/2008-С9 |
26 сентября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Еремичевой Н.В., Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" (регистрационный N 20АП-2853/2008) на решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.06.2008 (судья Афанасьева И.В.)
по иску ОАО "Тяжпрессмаш"
к МУП "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей",
третье лицо: администрация г.Рязани,
о взыскании 406 636,95 руб.,
при участии:
от истца: Пчелкин В.С. - юрисконсульт (доверенность от 10.01.2008 N 16),
от ответчика: не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом,
от третьего лица: не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Тяжпрессмаш" (далее - ОАО "Тяжпрессмаш", Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" (далее - МУП "РМПТС", Предприятие) о взыскании 406 636 руб. 95 коп. задолженности по возврату излишне оплаченной стоимости теплоэнергии.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация г.Рязани.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 11.06.2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимся в деле.
Руководствуясь ст.156 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что неявка стороны не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение представителя истца, изучив доводы, изложенные в жалобе, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между МУП "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" (энергоснабжающая организация) и ОАО "Тяжпрессмаш" (абонент) 27.10.2005 заключен договор на пользование тепловой энергией в горячей воде N 78М-П, по условиям которого энергоснабжающая организация обязуется отпускать абоненту тепловую энергию в горячей воде, а абонент оплачивать принятую тепловую энергию в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных договором (т.1, л.8-10 ).
Тепловая энергия согласно приложению N 2 к вышеуказанному договору шла на отопление и горячее водоснабжение трех общежитий, расположенных по адресам: г.Рязань, ул.Станкозаводская, д.14/2, г.Рязань, ул.Бирюзова, д.20, г.Рязань, ул.Октябрьская д. 3/1 (т.1, л.11).
Во исполнение условий договора Предприятием в период с 01.01.2006 по 01.12.2007 на три общежития отпускалась тепловая энергия по цене, установленной в соответствии с тарифами, принятыми Региональной энергетической комиссией Рязанской области для потребителей МУП "РМПТС" в 2006 году в размере 484 руб. за 1 Гкал (постановление N 101 от 20.12.2005).
В 2007 году был установлен тариф для потребителей МУП "РМПТС" в размере 557,50 руб. за 1 Гкал (постановление N 152 от 06.12.2006.)
Для муниципального жилого фонда были установлены следующие тарифы: на нужды горячего водоснабжения - 398,50 руб. за 1 Гкал (постановление N 19 от 12.05.2005 и с 1 января 2006 года - 458,27 руб. за 1 Гкал (постановление N 153 от 06.12.2006.
Полагая, что расчет платы за теплоэнергию, отпущенную на три общежития, должен осуществляться по тарифам, установленным для муниципального жилого фонда, в связи с чем за период с 01.01.2006 по 01.12.2007 абонент уплатил излишне 406 636 руб. 95 коп., Общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании переплаты.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал требования ОАО "Тяжпрессмаш" обоснованными.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. К числу указанных оснований относятся договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.
В настоящем споре права и обязанности сторон возникли из фактически сложившихся между ними договорных отношений по энергоснабжению.
Правовое регулирование договора энергоснабжения определено статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия по установлению тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Таким образом, энергоснабжающая организация в силу закона обязана осуществлять расчеты за поставленную энергию по тарифам, установленным уполномоченным государственным органом.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Региональной энергетической комиссией Рязанской области N 101 от 20.12.2005 для потребителей МУП "РМПТС" в 2006 году для расчета стоимости поставляемых энергоресурсов был установлен тариф в размере 484 руб. за 1 Гкал.
Постановлением N 152 от 06.12.2006В 2007 году был установлен тариф для потребителей МУП "РМПТС" в размере 557,50 руб. за 1 Гкал.
Для муниципального жилого фонда постановлением РЭК Рязанской области N 19 от 12.05.2005 были установлены следующие тарифы на нужды горячего водоснабжения - 398,50 руб. за 1 Гкал (и с 1 января 2006 года - 458,27 руб. за 1 Гкал (постановление N 153 от 06.12.2006).
Поддерживая позицию истца о том, что расчет стоимости теплоэнергии, поставленной на три общежития, обслуживаемых Обществом, должен осуществляться по тарифам, установленным для муниципального жилого фонда, суд первой инстанции исходил из того, что указанные общежития, не вошедшие в состав приватизируемого имущества при акционировании ГПО "Тяжпрессмаш", в силу положений Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 жилой фонд и объекты инженерной инфраструктуры, согласно приложению 3 к данному постановлению, подлежали передаче в муниципальную собственность и не включались в состав приватизируемого имущества предприятий. Пунктом 2 постановления предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В соответствии с планом приватизации ГПО "Тяжпрессмаш" и изменениями к нему объекты жилого фонда не вошли в состав приватизируемого имущества и подлежали передаче в муниципальную собственность.
Обязанность по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы из федеральной собственности в муниципальную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р возложена на федеральные органы исполнительной власти.
Пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р предусмотрена передача до 31.12.2004 объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235.
Согласно Положению органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утвержденной Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.
Таким образом, объект является переданным в муниципальную собственность только с момента оформления технической документации и подписания приемо-сдаточных актов.
Однако доказательств того, что в план приватизации ГПО "Тяжпрессмаш" вносились изменения в отношении передачи спорного общежития в муниципальную собственность, а также составления актов приема-передачи, являющихся основанием для внесения объектов в реестр муниципальной собственности, передающей и принимающей стороной, в материалы дела не представлены.
При этом бремя по содержанию и ремонту зданий общежитий несет само Общество, что им не оспаривается.
Исходя из изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что спорные общежития не могут быть признаны объектами муниципальной собственности, в связи с чем при расчете стоимости теплоэнергии по договору от 27.10.2005 N 78М-П следует применять тарифы, установленные РЭК Рязанской области для потребителей МУП "РМПТС".
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что возмещение из бюджета города разницы в тарифах по тепловой энергии, отпускаемой для отопления и горячего водоснабжения немуниципального жилого фонда осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением администрации г.Рязани от 23.12.2004 N 5386.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В силу пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст. 110, п. 2 ст. 269, ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 11.06.2008 по делу N А54-941/2008-С9 отменить.
В удовлетворении исковых требований ОАО "Тяжпрессмаш" о взыскании с МУП "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" 406 636,95 руб. задолженности по возврату излишне оплаченной стоимости теплоэнергии отказать.
Взыскать с ОАО "Тяжпрессмаш" (390042, г.Рязань, ул.Промышленная, д.5) в пользу МУП "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" (390044, г.Рязань, ул. Костычева, д.15-А) 1000 руб. расходов по уплате госпошлины по делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Н.В.Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-941/2008
Истец: ОАО "Тяжпрессмаш"
Ответчик: МУП "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей"
Третье лицо: Администрация г. Рязани
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2853/2008