г. Тула
09 октября 2008 г. |
Дело N А62-1261/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2008 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Т.А.,
от истца - Грязнов А.П. - представитель по дов. б/н от 01.08.2007, паспорт 66 03 N 910814, Агеева Л.А. - представитель по дов. б/н от 01.08.2007, паспорт 66 03 N 790253,
ответчик не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области в лице администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 11 июля 2008 года по делу N А62-1261/2008 (судья Гращенкова Е.Е.),
установил: муниципальное унитарное предприятие "Горрайводоканал" (далее МУП "Горрайводоканал") обратилось в арбитражный суд с требованием к муниципальному образованию Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области в лице администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области о взыскании убытков в сумме 1 209 940 руб. 70 коп.
В ходе производства по делу истец уточнил требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, просил взыскать убытки в сумме 1 025 373 руб. 48 коп.
Принятым по делу решением исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взысканы убытки в сумме 647 469 руб. 92 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением, муниципальное образование Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области в лице администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. При этом заявитель указывает, что основания для возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков истцу отсутствуют, поскольку администрация не совершала незаконных действий в отношении истца и не издавала незаконных правовых актов. По мнению заявителя, необоснованна ссылка суда на ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", поскольку указанный закон устанавливает принципы регулирования тарифов для организаций коммунального комплекса в целях реализации производственных программ, в рассматриваемом же случае отсутствуют доказательства того, что МУП "Горрайводоканал" имеет такую производственную программу.
Законность и обоснованность решения от 11.07.2008 проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, МУП "Горрайводоканал" в 2007 году оказывал населению микрорайона "Юбилейный" г. Вязьма услуги по водоснабжению и водоотведению. При определении стоимости услуг по водоснабжению и водоотведению МУП "Горрайводоканал" руководствовалось тарифом, утвержденным постановлением РЭК Смоленской области от 29.06.2007 N 63 и составившим 16 руб. 16 коп. без НДС по водоснабжению и 13 руб. 34 коп. без НДС по водоотведению.
Население оплачивало услуги по водоснабжению и водоотведению, исходя из размера тарифов, установленных в спорный период времени для населения решением Совета депутатов Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 11.04.2007 N 21, составивших 9 руб. 64 коп. с НДС по водоснабжению и 5 руб. 86 коп. с НДС по водоотведению.
Ссылаясь на то, что оказание услуг населению осуществлялось им по тарифам, установленным местным органом самоуправления, которые не соответствовали тарифам, утвержденным для истца Региональной энергетической комиссией Смоленской области, в результате чего у МУП "Горрайводоканал" образовались убытки в виде межтарифной разницы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что убытки у истца возникли в результате недофинансирования из муниципального бюджета, т.е. вследствие незаконного бездействия органов местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод Арбитражного суда Смоленской области законным и обоснованным, исходя из следующего.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.
В силу статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для удовлетворения требования о взыскании убытков являются факт их причинения, наличие причинной связи между понесенными убытками и противоправным (виновным) поведением лица, причинившего вред, документально подтвержденный размер убытков. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Таким образом, на истце лежит обязанность доказать факт причинения ему вреда, размер убытков и наличие причинной связи, а на ответчике - отсутствие вины в причинении вреда.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.
Общество выполнило обязательство по предоставлению коммунальных услуг. Данное обстоятельство не оспаривается. В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения между коммерческими организациями и органами местного самоуправления по поводу имущественных отношений регулируются нормами гражданского законодательства. В рассматриваемом случае на стороне должника выступают два лица: потребитель продукции, который должен уплатить льготную цену, и орган, обязанный (в силу закона или иного нормативного акта) уплатить остальную часть стоимости товара (услуги), которая является дотацией. Устанавливая тариф на водоснабжение и водоотведение для населения, орган местного самоуправления принял обязательства по предоставлению дотации населению. Доказательства того, что денежные средства выделялись из казны и перечислялись обществу, не предоставлены, поэтому суд обоснованно удовлетворил требования истца за период, в котором подтвержден факт оказания истцом услуг населению, в сумме 647 469 руб. 92 коп. (июль, август 2007 года).
Обоснован и вывод суда об исключении из заявленной суммы убытков, которые, по мнению истца, понесены им в сентябре 2007 г., поскольку в соответствии с постановлением главы муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области от 28.08.2007 N 709 из хозяйственного ведения МУП "Горрайводоканал" было изъято имущество, предназначенное для водоснабжения и водоотведения населения, что подтверждается также актами о приемке-передаче от 29.08.2007 (т.2, л.д. 63-143).
Указанные документы свидетельствуют о том, что МУП "Горрайводоканал" в сентябре 2007 года был устранен от владения и пользования имуществом, предназначенным для водоснабжения и водоотведения, при этом истец не доказал, что в сентябре 2007 г. он фактически понес убытки вследствие осуществления услуг населению, в связи с чем отказ в удовлетворении требований о взыскании убытков за указанный период обоснован.
Довод жалобы о необоснованности возложения на администрацию ответственности за возмещение истцу убытков в связи с тем, что администрация не совершала незаконных действий в отношении истца и не издавала незаконных правовых актов, является необоснованным.
В данном случае правовые отношения сложились между обществом и администрацией в силу требований подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.
Решением правления Региональной службы по тарифам Смоленской области от 29.06.2007 N 63 для общества установлен тариф на услуги по водоснабжению в размере 16 рублей 15 копеек и по водоотведению в размере 13 рублей 34 копеек.
В результате разницы между тарифом, утвержденным РЭК, и тарифами для населения, установленными органом местного самоуправления, у общества возникли убытки в виде неполученных доходов.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги на тепловую энергию для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждаются органами местного самоуправления.
Орган местного самоуправления при утверждении для населения тарифа вправе снизить тарифы на жилищно-коммунальные услуги населению только с условием обязательного обеспечения возмещения экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Между тем суд установил, что органы местного самоуправления при установлении в спорный период тарифов для населения ниже региональных стандартов и предельных уровней не установили порядок и источники возмещения, допустив тем самым неправомерное бездействие.
В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поэтому, установив бездействие администрации, размер понесенных убытков и наличие причинно-следственной связи между бездействиями администрации и понесенными убытками, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности состава правонарушения, необходимого для возложения на ответчика ответственности в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не может быть принят во внимание и довод заявителя о необоснованности ссылки суда на ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" по тем основаниям, что указанный закон устанавливает принципы регулирования тарифов для организаций коммунального комплекса в целях реализации производственных программ, в рассматриваемом же случае отсутствуют доказательства того, что МУП "Горрайводоканал" имеет такую производственную программу.
Согласно ч.1 ст. 9 указанного закона регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности (ч.2 ст.9).
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации (ч.3).
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (ч. 7).
Исходя из смысла указанных правовых норм, разработка и предоставление в орган регулирования производственной программы является необходимым условием для расчета и установления для данной организации коммунального комплекса тарифов на товары и услуги этой организации. Принимая во внимание, что тариф был установлен для МУП "Горрайводоканал" постановлением РЭК Смоленской области от 29.06.2007 N 63, необходимые для его определения материалы, в том числе и производственная программа, были разработаны и представлены обществом в орган регулирования в установленный законом срок.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащийся в нем вывод - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы муниципального образования Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области в лице администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области и отмены принятого законного и обоснованного решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Смоленской области от 11 июля 2008 года по делу N А62-1261/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины отнести на заявителя жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1261/2008
Истец: МУП "Горрайводоканал"
Ответчик: МО Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области