г. Тула |
|
20 октября 2008 г. |
Дело N А62-4495/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Тиминской О.А., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,
рассмотрев апелляционные жалобы ООО "Елочка" и Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (регистрационный номер 20АП-3017/2008 и 20АП-3018/2008)
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 10 июля 2008 года по делу А62-4495/2007 (судья Ткаченко В.А.), принятое
по иску ООО "Русь"
к Департаменту Смоленской области по природным ресурсам, конкурсной комиссии Департамента Смоленской области по природным ресурсам Смоленской области,
третьи лица: ООО "Елочка", Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания,
о признании недействительными итогов заседания конкурсной комиссии от 02.10.2007 года по предоставлению на территории Смоленской области территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира,
при участии:
от истца: не явились, уведомлены надлежащим образом,
от ответчиков: не явились, уведомлены надлежащим образом,
от третьих лиц:
от ООО "Елочка": Шабарин М.В. - представитель (дов. от 05.09.2008г. б/н),
от Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания: не явились, уведомлены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русь" (далее - ООО "Русь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Департаменту Смоленской области по природным ресурсам, конкурсной комиссии Департамента Смоленской области по природным ресурсам Смоленской области (далее - конкурсная комиссия, ответчик) о признании недействительными итогов заседания конкурсной комиссии от 02.10.2007 года по предоставлению на территории Смоленской области территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ООО "Елочка", Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 10.07.2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Елочка" и Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Представители заявителя, ответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.
Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что неявка представителей указанных сторон не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение представителя ООО "Елочка", исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 2 октября 2007 года конкурсной комиссией Департамента Смоленской области по природным ресурсам Смоленской области был проведен конкурс по предоставлению в пользование территории площадью 38,793 тыс. га для осуществления пользования объектами животного мира в Ершичском районе Смоленской области. Решением конкурсной комиссии победителем признано ООО "Елочка".
Второй участник конкурса - ООО "Русь", не согласившись с итогами конкурса, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными итогов заседания конкурсной комиссии от 02.10.2007.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "Елочка" имеет приоритет в предоставлении животного мира в пользование на территории площадью 38,793 тыс. га, поскольку в течение продолжительного времени осуществляет деятельность по ведению охотничьего хозяйства на территории Ершичского района Смоленской области на площади 9,0 тыс. га, граничащей с запрашиваемой территорией, в связи с чем испрашиваемая ООО "Русь" территория должна была быть ему предоставлена без проведения конкурса, следовательно, конкурс проведен в нарушение ст.36 Закона "О животном мире", предусматривающей проведение конкурса только при наличии равных претендентов, поэтому решение конкурсной комиссии не может считаться правомерным.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким выводом суда в силу следующего.
Отношения в области охраны и использования животного мира регулируются законодательством Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания, которое состоит из Федерального закона "О животном мире", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
В силу ст.39 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - ФЗ от 24.04.1995 N 52-ФЗ) запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также юридических лиц и граждан, направленные, в частности, на ограничение вопреки условиям конкурсов доступа к участию в них всех желающих приобрести право на пользование животным миром.
В соответствии со ст.36 ФЗ от 24.04.1995 N 52-ФЗ предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации:
ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории или акватории;
собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами.Согласно ст.37 указанного закона для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются:
сведения о заявителе;
вид пользования животным миром;
перечень объектов животного мира;
границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира;
предполагаемый срок пользования животным миром.
Из буквального толкования данных норм следует, что приоритет в предоставлении животного мира на конкретной территории имеет только то лицо, которое на этой территории ранее уже осуществляло в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром.
Истец, считая, что у него имеется приоритет в предоставлении животного мира в пользование, указывает на тот факт, что им уже осуществляется деятельность на территории Ершичского района Смоленской области на площади 9,0 тыс. га, граничащей со спорной территорией (38,793 тыс. га).
Однако с учетом вышесказанного, поскольку ООО "Русь" осуществляет пользования животным миром на иной территории (9,0 тыс. га) по отношению к испрашиваемой, то у него не возникает приоритет в предоставлении животного мира на территории 38,793 тыс.га.
Более того, как следует из материалов дела, на территории, объявленной на конкурс (38,793 тыс. га), ранее пользование осуществляло МУП "Охотник и рыболов".
Учитывая вышесказанное, следует признать, что выводы суда первой инстанции, положенные им в основу обжалуемого судебного акта, приняты при неправильном истолковании закона.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания у ООО "Русь" приоритета на спорную территорию площадью 38,973 тыс.га, располагающуюся в Ершичском районе Смоленской области.
Что же касается доводов истца, которые были заявлены им как основание к поданному требованию и которым суд первой инстанции не дал оценки, апелляционная инстанция считает необходимым отметить следующее.
Обращаясь в суд с исковым заявлением о признании решения конкурсной комиссии от 02.10.2007 незаконным, ООО "Русь" указало на то, что Общество не было извещено о дате и времени проведения конкурса, в результате чего его представители были лишены возможности непосредственно принять участие в конкурсе и представить дополнительную информацию о приоритете ООО "Русь".
В последующем в представленном в суд первой инстанции ходатайстве (т.1, л.116) истец указывает на тот факт, что извещение о проведении конкурса было направлено в его адрес не за 30 дней до проведения конкурса, как того требует действующее законодательство, а за 28 дней. По его мнению, в указанный в извещении день - 24.09.2007 конкурс проведен не был. В дальнейшем организатором конкурса Обществу не было сообщено о дате проведения конкурса, что не позволило ему участвовать в конкурсе. Указанными незаконными действиями, по мнению Общества, был нарушен порядок проведения конкурса и право на участие в нем ООО "Русь". Указанные нарушения не позволили ООО "Русь" представить дополнительные документы, позволившие бы конкурсной комиссии признать приоритетное право Общества на получение спорной территории.
С такими выводами ООО "Русь" нельзя согласиться ввиду следующего.
Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.
Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка предоставления в Смоленской области территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 15.07.2005 N 219 (далее - Порядок предоставления), в целях выявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заинтересованных в получении территорий, специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (далее - уполномоченный государственный орган) до 15-го числа первого месяца каждого квартала публикует в средствах массовой информации перечень объектов животного мира с указанием границ территорий (акваторий) их обитания и условия предоставления в пользование.
Для получения права на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в течение месяца со дня публикации подает в администрацию Смоленской области заявку, в которой указываются:
- сведения о заявителе;
- вид пользования животным миром;
- перечень объектов животного мира;
- границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира;
- предполагаемый срок пользования животным миром.
К заявке должны быть приложены:
- копия объявления о предоставлении территории;
- заверенные копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговом органе;
- документы, подтверждающие наличие необходимого штата, средств транспорта и связи;
- документы, содержащие сведения о профессиональной подготовке специалистов, данные о нормативно-методическом обеспечении, организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для осуществления пользования охотничьими животными, а также информацию о предыдущей деятельности и опыте работы в данной сфере природопользования;
- экологическое обоснование (готовится заявителем и включает в себя краткую характеристику состояния среды обитания и объектов животного мира, перспективный план деятельности по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира на заявленной территории) с положительным заключением экологической экспертизы;
- документ, подтверждающий внесение заявителем платы за рассмотрение лицензирующим органом заявки.
Заявитель имеет право приобщить к заявке дополнительные документы, подтверждающие его технические, организационные, коммерческие преимущества, а также гарантии, письма и рекомендации государственных и местных органов власти.
Все документы, представленные на получение права на пользование животным миром, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов.
Судом установлено, что в целях выявления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заинтересованных в получении территорий, в газете "Смоленск" от 13.07.2007 было опубликовано объявление о наличии свободной территории для ведения охотничьего хозяйства в Ершичском районе Смоленской области.
Для получения права на пользование животным миром заинтересованные лица в течение месяца со дня публикации должны были подать заявку в администрацию Смоленской области.
На объявленную территорию, пользование которой ранее осуществляло МУП "Охотник и рыболов", свои заявки представили два претендента: ООО "Русь" и ООО "Елочка".
При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, получивших положительное заключение и необходимые согласования, животный мир предоставляется в пользование на основании конкурсов с соблюдением антимонопольных требований (п.12 Порядка предоставления).
Материалами дела подтверждается, что ООО "Елочка" и ООО "Русь" представили все необходимые заключения и согласования.
В соответствии с п.4.1 Порядка организации в результате обсуждения представленных документов по каждому заявителю и экспертного заключения Россельхознадзора по Смоленской области рабочая группа при администрации Смоленской области по предоставлению территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, на заседании, состоявшемся 17.08.2007, решила, что в связи с наличием двух заявок равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию предоставление такой территории провести на конкурсной основе.
Указанное решение оформлено протоколом от 17.08.2007 (т.1, л.7).
Данный протокол никем не оспорен.
Пунктом 13 Порядка предоставления определено, что конкурсы организует и проводит Департамент Смоленской области по природным ресурсам и уполномоченный федеральный государственный орган в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Пунктом 2.1 Порядка организации и проведения конкурса на предоставление в пользование объектов животного мира между равными по приоритету претендентами на одну и ту же территорию (акваторию), утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 19.07.2006 N 269 (далее - Порядок организации), также установлено, что Департамент Смоленской области по природным ресурсам и уполномоченный федеральный государственный орган в порядке, установленным федеральным и областным законодательством, являются организаторами конкурса.
Целью проведения конкурса является определение победителя из числа участников, способного обеспечить наиболее рациональное использование объектов животного мира, их охрану и воспроизводство (п.1.3 Порядка организации).
Извещение о проведении конкурса в соответствии с п.2.2 и 4.1 Порядка организации было направлено в адрес обоих претендентов. Датой проведения конкурса обозначено 24.09.2007.
Согласно п.3.1 Порядка организации непосредственное проведение конкурса осуществляет конкурсная комиссия, которая рассматривает заявки на участие в конкурсе и другие документы, представленные участниками конкурса, производит оценку конкурсных предложений и определяет на основе этого победителя конкурса.
Пунктом 4.6 Порядка организации предусмотрено, что заявка на участие в конкурсе рассматривается на заседании конкурсной комиссии в назначенный день и час. Одновременно проверяется наличие необходимых документов и сведений. Итоги проверки отражаются в протоколе.
Исходя из пункта 3.7 данного Порядка, конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе; определяет победителя конкурса; ведет в ходе заседания конкурсной комиссии протокол.
Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение, во всяком случае, должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении и предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.
Как указывает Общество, извещение о проведении конкурса было получено им 28.08.2007. Заявка на участие в конкурсе была подана им в срок.
В соответствии с п.2.3 Порядка организации участник конкурса имеет право участвовать в конкурсе самостоятельно или через своих доверенных представителей.
Согласно п.3.8 Порядка организации конкурсная комиссия имеет право при необходимости приглашать на заседание конкурсной комиссии участников конкурса, а также специалистов, обладающих специальными познаниями по вопросам, касающимся проведения конкурса.
Таким образом, присутствие подавших заявки лиц на заседании конкурсной комиссии не является обязательным, поскольку последняя рассматривает документы, уже представленные претендентами вместе с заявкой. Из материалов дела не следует, что конкурсная комиссия от кого-либо из претендентов истребовала дополнительную документацию, т.е. претенденты находились в равных условиях.
Как следует из пояснений (отзывов) ответчиков, данных ими в суде первой и апелляционной инстанций, конкурс был проведен в соответствии с Порядком организации в назначенный для его проведения и указанный в извещении день и час. Заявки были вскрыты 24.09.2007, но, поскольку претендентами был представлен значительный пакет документов, что требовало определенных временных затрат, протокол конкурсной комиссией был подписан только 02.10.2007. Указанное обстоятельство истец, в нарушение ст.65 АПК РФ, не опровергнул.
При этом, как видно из материалов дела, ООО "Русь" участвовало в конкурсе, его заявка была рассмотрена конкурсной комиссией, что отражено в протоколе от 02.10.2007.
Согласно п.1 Информационного письма ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Как установлено судом, в данном случае истец, несмотря на нарушение сроков проведения торгов, предусмотренных п.2 ст.448 ГК РФ, принимал участие в конкурсе и представлял свои предложения. Истец не указывает, каким образом нарушение, на которое он ссылается, повлияло на его право участвовать в конкурсе и затрагивает его законные интересы.
Нарушение же сроков подписания конкурсной комиссией протокола не затрагивает прав и интересов заявителя, участвовавшего в конкурсе и не ставшего его победителем.
Оценка и сопоставление конкурсных предложений является компетенцией конкурсной комиссии. Судом не может быть произведена переоценка ее выводов.
С учетом вышесказанного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Из материалов дела следует, что при подаче апелляционной жалобы каждым из ответчиков была уплачена государственная пошлина по 1000 руб., которая подлежит взысканию с истца.
Руководствуясь ст. 110, п. 2 ст. 269, ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.07.2008 по делу N А62-4495/2007 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Русь" о признании незаконными итогов заседания конкурсной комиссии от 02.10.2007 года по предоставлению на территории Смоленской области территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Русь" (216580, Смоленская обл., Ершичский район, с. Ершичи, ул. Низинская, д.74) в пользу Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (214019, г.Смоленск, Трамвайный проезд, д.12) 1000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Русь" (216580, Смоленская обл., Ершичский район, с. Ершичи, ул.Низинская, д.74) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Елочка" (216580, Смоленская обл., Ершичский район, с. Ершичи, ул.Ленина, д.41) 1000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4495/2007
Истец: ООО "Русь"
Ответчик: Конкурсная комиссия Департамента Смоленской области по природным ресурсам Смоленской области, Департамент Смоленской области по природным ресурсам
Третье лицо: ООО "Елочка", Департамент Смоленской области по природным ресурсам Смоленской области