г. Тула
22 октября 2008 г. |
Дело N А09-2131/2008-14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2008 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Т.А.,
при участии:
от истца - Гурова Н.В. - представитель по дов. N 243 от 03.04.2008, паспорт 15 00 N 249485,
другие лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления записи актов гражданского состояния Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 15 августа 2008 года по делу N А09-2131/2008-14 (судья Каструба М.В.),
установил: Управление записи актов гражданского состояния Брянской области (далее - Управление ЗАГС Брянской области) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Брянскому городскому Совету народных депутатов о признании права безвозмездного пользования помещениями, расположенными по адресам: г. Брянск, ул. Комсомольская, 14; г. Брянск, ул. Орловская, 24; г. Брянск, ул. Пушкина, 49-А; г. Брянск, ул. Пушкина, 11; г. Брянск, ул. Горького, 32/26; г. Брянск, ул. Жилстроя, 2-а; г. Брянск, ул. Челюскинцев, 4, с 1 января 2007 года.
До рассмотрения спора по существу истец уточнил исковые требования, просил суд признать право безвозмездного пользования помещениями, занимаемыми отделами ЗАГСа города Брянска по следующим адресам: г. Брянск, ул. Комсомольская, 14, площадью 139,6 кв.м; г. Брянск, ул. Орловская, 24, площадью 71,1 кв.м; г. Брянск, ул. Пушкина, 49-А, площадью 306,3 кв.м; г. Брянск, ул. Пушкина, 11, площадью 31,6 кв.м; г. Брянск, ул. Горького, 32/26, площадью 416,0 кв.м; г. Брянск, ул. Жилстроя, 2-а, площадью 113,5 кв.м; г. Брянск, ул. Челюскинцев, 4, площадью 14,2 кв.м, с 1 января 2007 года.
Принятым по делу решением исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением, Управление ЗАГС Брянской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, удовлетворив заявленные требования. При этом заявитель указывает, что свобода договора может быть ограничена законом, в рассматриваемом случае таким законом является пункт 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законность и обоснованность решения от 15.08.2008 проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 30.12.2005 между Комитетом по управлению собственностью города Брянска (арендодатель) и Управлением ЗАГС Брянской области (арендатор) были заключены договоры аренды нежилых помещений N 115 В 2006, N 220 Б 2006, N 116 В 2006, N 69 Ф 2006, N 70 Ф 2006, N 306 С 2006, N 221 Б 2006, по условиям которых спорные нежилые помещения на срок до 30.12.2006 года были предоставлены в аренду Управлению записи актов гражданского состояния Брянской области.
По истечении действия указанных договоров аренды истец продолжал пользоваться нежилыми помещениями, расположенными по адресам: г. Брянск, ул. Комсомольская, 14, площадью 139,6 кв.м; г. Брянск, ул. Орловская, 24, площадью 71,1 кв.м; г. Брянск, ул. Пушкина, 49-А, площадью 306,3 кв.м; г. Брянск, ул. Пушкина, 11, площадью 31,6 кв.м; г. Брянск, ул. Горького, 32/26, площадью 416,0 кв.м; г. Брянск, ул. Жилстроя, 2-а, площадью 113,5 кв.м; г. Брянск, ул. Челюскинцев, 4, площадью 14,2 кв.м.
Срок действия договора аренды истек 30.12.2006.
Ссылаясь на то, что истец является исполнительным органом государственной власти Брянской области, осуществляющим федеральные полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Брянской области, а также на пункт 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Управление ЗАГС Брянской области неоднократно обращалось к Брянской городской администрации, главе города Брянска с предложениями заключить договоры безвозмездного пользования занимаемыми помещениями.
Отказ ответчика от заключения указанных договоров явился основанием для предъявления настоящего иска в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действующем законодательстве норм, предусматривающих понуждение к заключению договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом и установленного статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации принципа свободы договора в сфере гражданского регулирования.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод Арбитражного суда Брянской области законным и обоснованным, исходя из следующего.
Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен принцип свободы договора, существо которого состоит в добровольности волеизъявления граждан и юридических лиц на его заключение. Обязательность заключения договора, а следовательно, и возможность понуждения к его заключению, может быть предусмотрена самим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при уклонении стороны, для которой в соответствии с указанными условиями заключение договора обязательно, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Таким образом, одним из юридически значимых условий для возможного предъявления иска о понуждении к заключению договора в судебном порядке является наличие установленной законом обязанности одной из сторон заключить соответствующий договор при наличии предложения контрагента.
Мотивируя свои требования, истец сослался на нормы пункта 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"", предусматривающие право органа государственной власти субъекта Российской Федерации до регистрации права собственности на имущество, предназначенного для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Между тем указанные нормы не содержат положений, обязывающих орган местного самоуправления заключать договор безвозмездного пользования имуществом, используемым органами государственной власти для осуществления их полномочий.
Так, в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Отсюда следует, что данная правовая норма закрепляет механизм безвозмездной передачи в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества, но никоим образом не регулирует вопрос оформления договорных отношений между фактическим пользователем этого имущества и его собственником.
Согласно пункту 1.1 статьи 83 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2006г. до 01.01.2009г. устанавливается переходный период.
В силу пункта 3 части 8 статьи 85 главы 12 указанного Федерального закона органы местного самоуправления до 01.01.2008г. обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов РФ находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 01.01.2008г. настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Таким образом, указанный закон, продлевая срок правового оформления разграничения права собственности на государственное или муниципальное имущество до 01.01.2009г., предоставляет в этот период право безвозмездного пользования данным имуществом органам государственной власти для исполнения ими своих полномочий по предметам ведения.
Норм, обязывающих органы местного самоуправления в переходный период заключать договоры безвозмездного пользования таким имуществом, указанные законодательные акты не содержат.
Необходимо также отметить, что на основании вышеперечисленных материальных законов могут быть заявлены требования о понуждении к безвозмездной передаче имущества из одного уровня собственности в другой, но не о понуждении к заключению договора о такой передаче с его фактическим пользователем.
Кроме того, как видно из материалов дела и не отрицается самим истцом, он фактически занимает спорные помещения, требований об их освобождении ответчиком не заявлено, права истца на помещения не оспариваются. Более того, сам ответчик признает право Управления ЗАГС по Брянской области на использование спорных помещений.
Возможные действия ответчика по нарушению прав истца на пользование занимаемым помещением могут являться основанием для предъявления соответствующего самостоятельного иска об их устранении.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Управления ЗАГС Брянской области и отмены принятого законного и обоснованного решения.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст.110 АПК РФ относятся на заявителя.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Брянской области от 15 августа 2008 года по делу N А09-2131/2008-14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины отнести на заявителя жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2131/2008
Истец: Управление записи актов гражданского состояния Брянской области
Ответчик: Брянский городской Совет народных депутатов
Третье лицо: Управление имущественных отношений Брянской области, Комитет по управлению собственность г. Брянска, Брянская городская администрация
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3516/2008