г. Тула
05 ноября 2008 г. |
Дело N А62-3467/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Еремичевой Н.В., Полынкиной Н.А.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Мелькомбинат"
на решение Арбитражного суда Смоленской области
от 12 сентября 2008 г. по делу N А62-3467/2008 (судья Борисова Л.В.)
по заявлению ООО "Мелькомбинат"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям
о признании незаконным и отмене постановления от 30.07.2008 г. N СМ-ЮЛ-ВП-019/08 по делу об административном правонарушении,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежаще,
от ответчика: не явился, извещен надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Мелькомбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 30.07.2008 г. N СМ-ЮЛ-ВП-019/08 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 12.09.2008 г. в удовлетворении требований отказано.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, Управлением проведена проверка Общества по вопросам соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки при закупке, производстве и хранении, в сфере карантина растений, в сфере проведения ветеринарных мероприятий.
В результате проверки установлено, что Обществом закуплены партии зерна ржи в количестве 196 т у ОАО "Курганская хлебная база", зерна пшеницы 160842 т у ООО "Спектр-Трейд", ОАО "Хлебная база" N 35, ООО "Рем Строй", ООО МЗК-ЮГ, ООО "Самара Юг Зерно" без декларации о соответствии.
Партии зерна пшеницы, закупленные у ООО "Спектр-Трейд", ООО "Рем Строй", ООО МЗК-ЮГ, не имеют удостоверений качества и безопасности.
17.07.2008 Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.18 КоАП РФ N СМ-ЮЛ-03-0000-005/08 и 30.07.2008 принято постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по названой статье Кодекса.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 7.18 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия).
В силу ст. 1 названного закона под оборотом пищевых продуктов материалов и изделий понимается купля-продажа (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий (реализация), их хранение и перевозки.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 05.12.1998 N 183-ФЗ "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки" граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность по закупке, хранению и реализации зерна и продуктов его переработки, а также деятельность по производству продуктов переработки зерна, обязаны обеспечивать контроль за качеством зерна и продуктов его переработки посредством использования производственных аккредитованных лабораторий или иных аккредитованных лабораторий.
В соответствии с пунктами 2.14, 2.15, 3.12 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001, для продовольственного сырья растительного происхождения обязательна информация о пестицидах, использованных при возделывании сельскохозяйственных культур, фумигации помещений и тары для их хранения, борьбы с вредителями продовольственных запасов, а также дата последней обработки ими. Ввоз, использование и оборот продовольственного сырья растительного и животного происхождения, не имеющего информации о применении пестицидов при его производстве, не допускается. Контроль продовольственного сырья и пищевых продуктов по содержанию в них остаточных количеств пестицидов и агрохимикатов, в том числе фумигантов, основывается на информации, представляемой изготовителем (поставщиком) продукции об использованных при ее производстве и хранении пестицидах и агрохимикатах.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела (протоколом об административном правонарушении), Обществом закуплены партии зерна ржи в количестве 196 т, пшеницы в количестве 160842 т без деклараций о соответствии, удостоверений о качестве и безопасности, а также документов, содержащих информацию об использованных пестицидах и агрохимикатах при производстве и хранении продовольственного сырья.
Таким образом, Обществом нарушены положения ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", ст. 12 Федерального закона от 05.12.1998 N 183-ФЗ "О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки", пункты 2.14, 2.15, 3.12 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078-01".
Суд также усматривает вину Общества во вменяемом административном правонарушении.
В силу п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как разъяснено в п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанность по соблюдению положений указанных норм прямо возложена на Общество. Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований данных актов, судом не установлено.
Материалы дела проверены в соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ. Нарушений не установлено.
Таким образом, в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.18 КоАП РФ, вследствие чего суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Общества.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у Управления полномочий по осуществлению контроля и надзора за его деятельностью отклоняется.
В соответствии с пунктом 1 Положения о федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. N 327 (далее - положение), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в частности, в сфере обеспечения качества и безопасности зерна.
Ссылка заявителя на то, что постановлением Правительства РФ от 04.08.2005г.N 491 ответчик наделен только полномочиями по контролю и надзору в сфере обеспечения качества и безопасности зерна только в случае его ввоза или вывоза с территории Российской Федерации или при закупке и хранении зерна для государственных нужд, несостоятельна.
Указанным Постановлением лишь дополняются полномочия Россельхознадзора, установленные постановлением правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. N 327.
При этом полномочия ответчика, установленные п.1 Положения о федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. N 327, остались без изменения.
Кроме того, суд отмечает, что в пп. 5.2, на который ссылается заявитель, идет речь о государственном контроле как особой форме контроля за безопасностью зерна.
Общие же полномочия Управления по контролю и надзору в сфере обеспечения качества и безопасности зерна на территории Российской Федерации прямо вытекают из п.1 Положения.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 12 сентября 2008 г. по делу N А62-3467/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3467/2008
Истец: ООО "Мелькомбинат"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям