г. Тула
31 октября 2008 г. |
Дело N А09-2838/2008-30 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Еремичевой Н.В., Полынкиной Н.А.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Мглинского района Брянской области
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 5 августа 2008 года по делу А09-2838/2008-30 (судья Малюгов И.В.)
по заявлению ИП Сахно И.Е.
к администрации Мглинского района Брянской области,
3-и лица: Территориальный отдел по Мглинскому району Управления Роснедвижимости по Брянской области, ООО "Брянскземпроект",
о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в уклонении от согласования границ земельного участка, о взыскании 100 000 руб. морального вреда, 18 000 руб. судебных расходов, понесенных на оплату услуг адвоката, и 926 руб. 20 коп. расходов на проезд,
при участии:
от заявителя: Панкратова В.А. по доверенности, Дудиной Е.В. по доверенности,
от ответчика: Кудинова Ю.И. по доверенности,
от 3-х лиц: не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сахно Ирина Евгеньевна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к администрации Мглинского района Брянской области (далее - Администрация) о признании незаконными бездействия Администрации, выразившегося в уклонении от согласования границ земельного участка площадью 200 кв.м, расположенного по адресу: Брянская область, г. Мглин, ул. Комсомольская, д.9, и обязании ответчика произвести согласование границ земельного участка площадью 200 кв.м, выделяемого из участка, расположенного по указанному адресу.
Кроме того, заявитель просил суд взыскать с ответчика 100 000 руб. морального вреда, судебные расходы, понесенные Предпринимателем на оплату услуг адвоката, в размере 18 000 руб., и расходы на проезд в сумме 926 руб. 20 коп. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.08.2008 требования Предпринимателя удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в уклонении от согласования границ земельного участка площадью 200 кв.м., расположенного по адресу: Брянская область, г. Мглин, ул. Комсомольская, д.9. С Администрации в пользу Предпринимателя взыскано 18000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя, 926 руб. 20 коп. транспортных расходов и 100 рублей государственной пошлины. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Администрация обжаловала решение суда в апелляционном порядке в части удовлетворения требований заявителя и просит это решение в указанной части отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Предприниматель возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ и в связи с отсутствием возражений лиц, участвующих в деле, судом апелляционной инстанции проверяется решение только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, распоряжением Администрации N 500р от 05.09.2007г. изменена цель использования принадлежащего Предпринимателю земельного участка площадью 200 кв.м, расположенного по адресу: г. Мглин, ул. Комсомольская, д.9, с "для ведения личного подсобного хозяйства" на "для торгово-предпринимательской деятельности".
Указанным распоряжением Предпринимателю рекомендовано зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок по фактическому использованию в УФРС по Брянской области.
Во исполнение указанного распоряжения Предприниматель 06.03.208г. обратился в Администрацию с заявлением о согласовании границ земельного участка площадью 200 кв.м, выделяемого из земельного участка, расположенного по адресу: г. Мглин, ул. Комсомольская, д.9, общей площадью 1442 кв.м, с приложением землеустроительного дела.
Не получив ответа на данное заявление в установленный законом срок и полагая, что местная администрация уклоняется от согласования границ земельного участка, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными бездействия Администрации, выразившегося в уклонении от согласования границ земельного участка.
Частично удовлетворяя требования Предпринимателя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Таким образом, при изменении вида разрешенного использования земельного участка правообладателю необходимо внести изменения в кадастровый учет земельного участка для его дальнейшей регистрации и постановки на учет.
Согласно ст. 22 Закона в состав необходимых для кадастрового учета документов входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В силу ст.39 Закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Согласно п. 7 указанной статьи Закона согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
Таким образом, целью согласования границ земельного участка является соблюдение прав смежных землепользователей в сфере использования ими своих земельных участков.
Судом установлено, что в целях выполнения межевания выделяемого земельного участка заявитель обратился в ООО "Брянскземпроект" для производства соответствующих работ по установлению (восстановлению) на местности границ спорного земельного участка, правообладателем которого он является.
25.01.2008г. между Предпринимателем и ООО "Брянскземпроект" заключен договор, предметом которого является межевание границ земельных участков с изготовлением землеустроительных документов.
Материалы землеустроительного дела вместе с актом согласования границ земельного участка для его подписания были направлены с заявлением в администрацию Мглинского района.
Как следует из землеустроительного дела, ООО "Брянскземпроект" произведена топографическая съемка участка площадью 200 кв.м в связи с его выделением из существующего участка площадью 1442 кв.м в ранее согласованных границах, при этом смежные границы участка площадью 200 кв.м примыкают к участку другой категории земель этого же собственника, а граница выделенного земельного участка, примыкающая к землям общего пользования, проходит по границе участка площадью 1442 кв.м, которая согласована Администрацией, что подтверждается актом согласования границ от 18.12.2001г.
Из материалов землеустроительного дела также видно, что граница выделяемого участка установлена без нарушения границ земель общего пользования.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что доказательств нарушения Предпринимателем границ выделяемого земельного участка с землями общего пользования ответчиком не представлено, вследствие чего основания для отказа в согласовании границ земельного участка отсутствовали.
В своей апелляционной жалобе в качестве оснований для отказа в согласовании границ земельного участка Администрация указывает на наличие на участке Предпринимателя обременений (препятствий) в виде расположенной на нем опоры воздушной и кабельной линии связи. В частности, ответчик ссылается на необходимость установления охранной зоны.
Названный довод не может быть принят судом во внимание ввиду следующего.
На участке Предпринимателя действительно находится опора линии связи, принадлежащая Брянскому филиалу ОАО "ЦентрТелеком". Вместе с тем, право собственности на указанную опору в установленном порядке не зарегистрировано. Согласно свидетельству государственной регистрации права собственности Предпринимателя на земельный участок с кадастровым номером 32:16:37 11 02:0011 площадью 1442 кв.м (составной частью которого является спорный земельный участок площадью 200 кв.м) от 8 июня 2007 г. серии 32АГ N 175431, существующие ограничения (обременения) права на него не зарегистрированы. С учетом изложенного оснований для вывода о наличии обременения спорного участка у суда не имеется.
Кроме того, как указывалось выше, согласование местоположения границ земельного участка осуществляется с целью соблюдения прав смежных землепользователей. Установление охранной зоны для опоры линии связи не относится к процедуре согласования границ земельного участка и не может служить препятствием для согласования. Названный вопрос подлежит самостоятельному урегулированию между Предпринимателем и собственником опоры (которым Администрация не является).
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 5 августа 2008 года по делу N А09-2838/2008-30 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2838/2008
Истец: ИП Сахно И.Е.
Ответчик: Администрация Мглинского района Брянской области
Третье лицо: Территориальный отдел Управления Роснедвижимости, ООО "Брянскземпроект"
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3510/2008