г. Тула |
Дело N А54-1714/2008 С12 |
07 ноября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2008 г.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Л.А.,
судей Никуловой М.В., Рыжовой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 22 августа 2008 года по делу N А54-1714/2008 С12 (судья Суденко В.В.), принятое по иску Лесновского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства, п. Лесной Шиловского района Рязанской области, к субъекту РФ - Рязанская область в лице Министерства социальной защиты населения Рязанской области; субъекту РФ - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области; Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ,
третье лицо - Территориальный отдел социальной защиты населения муниципального образования - Шиловский район, п. Шилово Рязанской области,
о взыскании 23 948 руб. 45 коп.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
Лесновское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - Лесновское МУП ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Рязанской области в лице Министерства социальной защиты населения Рязанской области, Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании суммы перерасчета льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам в размере 23 948 руб. 45 коп. за период с 01.05.2005 по 30.09.2007.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 22.08.2008 исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу Лесновского МУП ЖКХ взысканы убытки в сумме 13 012 руб. 36 коп. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федерального казначейства по Рязанской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Заявитель считает, что в резолютивной части решения суд должен был указать о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Однако судом этого не сделано, в решении не указано, за счет какой казны подлежат взысканию убытки.
Заявитель указывает, что обеспечение социальной защиты населения финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов. При этом отнесение социальной защиты к совместному ведению означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается, как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что ответчиком не доказан факт исполнения обязательств, возложенных на него законом. Считает, что в 2005-2007 годах Рязанской области были предоставлены субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе согласно Федеральному закону N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в РФ", в сумме 249 828, тыс. руб., 441 803,9 тыс. руб., 631 627,6 тыс. руб., соответственно, что подтверждается имеющимися в деле актами сверки расчетов.
Заявитель полагает, что Российская Федерация в лице Минфина России предоставила Рязанской области денежные средства в виде субвенций в объеме, предусмотренном в Федеральных фондах компенсаций на 2005-2007 годы. Однако судом первой инстанции не был исследован вопрос об использовании этих субвенций по целевому назначению.
Заявитель ссылается на то, что факт предоставления истцом льгот и их размер не подтверждены документально счетами, счетами-фактурами, ведомостями начисления квартплаты и коммунальных услуг, актами сверок между истцом и территориальным отделом социальной защиты населения МО Шиловский район Рязанской области. Кроме того, списки граждан, имеющих право на льготы, не содержат указания на номера удостоверений, адреса и занимаемую площадь. Поэтому факт предоставления истцом льгот инвалидам не доказан.
Вместе с тем судом не установлены необходимые условия для возмещения вреда, а именно: наличие вреда и его размер, противоправность поведения причинившего вред органа власти, вина причинителя вреда, причинная связь между наступившим вредом и противоправным поведением.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, считает, что взыскание суммы произведенного перерасчета льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам должно производиться за счет средств федерального бюджета. Факт перерасчета льгот инвалидам и их размер подтверждаются имеющимися в деле документами: счетом, счетом-фактурой, списком граждан, получателей льгот.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения в связи со следующим.
Между Лесновским МУП ЖКХ и Управлением труда и социальной защиты населения заключены договор N 125 от 18.03.2005 на возмещение расходов при предоставлении льгот по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства и договор N 245 от 26.01.2006 на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки некоторых категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг (том 1, л.д. 17-19).
Согласно условиям указанных договоров Лесновское МУП ЖКХ обязалось предоставлять список льготных категорий граждан, имеющих право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.12.1995 N 181-ФЗ, а Управление социальной защиты населения Рязанской области обязалось перечислять денежные средства на возмещение текущих расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за оказанные услуги с учетом (без учета НДС) в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального и регионального бюджетов.
До октября 2007 года льгота по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялась на социальную норму площади и нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии со ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также письмом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию от 28.03.2007 N 10-10/10-3886.
09.10.2007 в адрес Лесновского МУП ЖКХ поступило письмо Управления социальной защиты населения Рязанской области от 20.09.2007 N 5353-20 с приложенным письмом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию от 28.08.2007 N 10-11/08-9709, в котором разъяснено применение статьи 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Кроме того, в письме Агентство просило считать недействительными его предыдущие разъяснения, данные на основании раннее принятой по данному вопросу позиции Минздравсоцразвития России (том 1, л.д. 81, 82).
С октября 2007 года в адрес Лесновского МУП ЖКХ стали поступать заявления от инвалидов о перерасчете льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущие года (т. 1, л.д. 49, 55, 59, 63, 67, 70).
08.02.2008 Лесновское МУП ЖКХ направило письмо N 50 в Управление социальной защиты населения Рязанской области с просьбой о разрешении включить в феврале 2007 года в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О социальной инвалидов в Российской Федерации", сумму льгот в размере 23 948 руб. 45 коп. на основании заявлений инвалидов, проживающих в п. Лесной, Шиловского района, Рязанской области, и произведенных перерасчетов льгот за период с 01.05.2005г. по 30.09.2007, в пределах трёхгодичного срока исковой давности.
В ответном письме от 05.03.2008г. N 839-22 Управление социальной защиты населения Рязанской указало, что финансовые средства федерального бюджета выделяются для оплаты расходов текущего года, и перечисление денежных средств за прошедший период будет являться нецелевым использованием бюджетных ассигнований.
Истец направил в адрес Управления социальной защиты населения Рязанской области претензию от 26.03.2008. N 122, в которой указал срок возмещения произведенных перерасчетов в сумме 23 948 руб. 45 коп. Данное требование выполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что возмещение убытков, связанных с предоставлением льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает данные выводы соответствующими действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Обращаясь в суд с иском, истец сослался на то, что расходы, связанные с реализацией Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" по предоставлению льгот отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг не были возмещены.
Согласно ст.53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Бездействие государства, выразившееся в неисполнении обязанностей по компенсации расходов по реализации льгот, предусмотренных в силу ст. 1069 Гражданского кодекса РФ дает истцу право требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
В силу ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании ст.16 Гражданского кодекса РФ.
В силу пункта 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно пункту 5.6. Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов РФ" Министерство финансов РФ осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 4, 5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит формирование соответствующих бюджетов в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции РФ и ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ раздел полномочий Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области социальной защиты производится по уровню государственной власти, принявшего соответствующее законодательство.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2006 при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса РФ, раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
В соответствии с разъяснением, изложенным в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), надлежит учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования.
Поскольку льготы инвалидам по оплате коммунальных услуг предусмотрены федеральным законом, расходы, связанные с предоставлением этих льгот, подлежат возмещению из федерального бюджета.
С учетом изложенного судом оценивается как несостоятельный довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ответственность в данной сфере возлагается, как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Факт предоставления истцом льгот отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: актом сверки расчетов, счетом N 22 от 17.03.2008, счетом-фактурой N 13 от 17.03.2008, перерасчетом граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за период с 2005 по 2007 годы, расчетами суммы льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг по возмещению льгот (том 1, л.д. 78-80, 90, 121-131).
Доказательства, опровергающие представленные истцом сведения об объеме предоставленных льгот, Управлением Федерального казначейства по Рязанской области не представлены, контррасчет отсутствует.
В связи с чем не может быть принят во внимание довод заявителя о том, что факт предоставления льгот и размер фактических убытков не доказаны.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно взыскал убытки в размере 13 012 руб. 36 коп., понесенные истцом в связи с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", с Российской Федерации как с публично-правового образования РФ в лице Министерства финансов РФ.
Утверждение заявителя на то, что в резолютивной части решения не указано, за счет какой казны подлежат взысканию убытки, не принимается во внимание. Судом первой инстанции взысканы убытки в размере 13 012 руб. 36 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Таким образом, должником является Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ. При этом взыскание с Российской Федерации не предполагает какого-либо иного взыскания, кроме как за счет федерального бюджета. Вместе с тем отсутствие в резолютивной части решения указания на то, за счет какой казны подлежат взысканию денежные средства, не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Довод заявителя на то, что в 2005-2007 годах Рязанской области были предоставлены субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе согласно Федеральному закону N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в РФ", подлежит отклонению. Доказательства, подтверждающие выделение Рязанской области денежных средств из федерального бюджета в размере, достаточном для возмещения расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, заявителем жалобы также не представлены.
Довод заявителя о том, что списки граждан, имеющих право на льготы, не содержат указания на номера удостоверений, адреса и занимаемую площадь, не принимается. Необходимые для предоставления льгот сведения о гражданах, имеющих право на льготы, содержатся в имеющихся в деле документах: поквартирных карточках, расчете льгот, перерасчете граждан, имеющих право на меры социальной поддержки.
Несостоятелен довод заявителя о том, что судом не установлены необходимые условия для возмещения вреда, а именно: наличие вреда и его размер, противоправность поведения причинившего вред органа власти, вина причинителя вреда, причинная связь между наступившим вредом и противоправным поведением. В рассматриваемом случае предусмотренные ст. 16 Гражданского кодекса РФ условия для возмещения убытков имеются в наличии и подтверждены документально.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Рязанской области от 22 августа 2008 года принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб. относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 22 августа 2008 года по делу N А54-1714/2008 С12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Юдина |
Судьи |
Н.В. Никулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-1714/2008
Истец: Лесновское МУП ЖКХ
Ответчик: Субъект РФ-Рязанская область в лице Министерства социальной защиты населения Рязанской области, Субъект РФ- Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области, Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ (представитель по дов. УФК РФ)
Третье лицо: Территориальный отдел социальной защиты населения МО-Шиловский район
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3688/2008