г.Тула |
Дело N А68-2957/08-247/П |
14 ноября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Еремичевой Н.В., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Лабиринт" (N 20АП-3889/2008)
на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.08.2008 (судья Пестрецова Н.М.) по делу N А68-2957/08-247/П
по заявлению ООО "Лабиринт"
к МИФНС России N 9 по Тульской области
о признании незаконным решения от 22.05.2008 N 13-12/2987,
при участии:
от заявителя: не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от ответчиков: Евлампиева Е.А. - вед. специалист-эксперт ю/о (дов. от 01.102008 N 04-09/5936/2),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лабиринт" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Тульской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 13-12/2987 от 22.05.2008 об отказе регистрации объектов игорного бизнеса ООО "Лабиринт" по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Трудовые резервы, д. 76-А; обязании зарегистрировать с 20.05.2008 50 игровых автоматов, принадлежащих Обществу, по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Трудовые Резервы, д. 76-А.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.08.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
витель Общества в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением и телеграммой, имеющимися в деле. При этом представителем Общества - адвокатом Климовым А.А. заявлено ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с тем, что он участвует в уголовном процессе в Ухоловском районном суде Рязанской области в качестве защитника и не может присутствовать в судебном заседании.
Из смысла части 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) безусловным основанием отложения судебного разбирательства является неявка в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащем образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу п.3 ст.158 АПК РФ в случае если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
При этом отложение дела в любом случае является правом, а не обязанностью суда.
Рассматривая настоящее ходатайство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что необходимости в отложении рассмотрения дела не имеется, поскольку позиция Общества усматривается из всех имеющихся в деле материалов, а также текста апелляционной жалобы.
В соответствии со ст.268 АПК РФ арбитражный суд повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам и дополнительно представленным доказательствам.
Между тем представления дополнительных доказательств по делу не требуется.
Явка представителя Общества в судебное заседание не была признана судом обязательной.
В связи с указанным, с учетом положений ст.267 АПК РФ, по результатам рассмотрения ходатайства апелляционная инстанция указанное ходатайство отклонила, в связи с чем дело рассмотрено в данном судебном заседании в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя Общества.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение представителя налогового органа, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Лабиринт" создано в соответствии с Федеральным законом N 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью". Основной целью создания общества является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.
При этом видами деятельности заявлены: деятельность по организации азартных игр, деятельность игровых залов, эксплуатация игровых автоматов, деятельность тотализаторов (пункты 1.1, 2.1 Устава Общества, утвержденного решением участника общества от 18.12.2007).
ООО "Лабиринт" имеет лицензию от 06.10.2004 N 005616, выданную Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму на право осуществления деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений со сроком действия с 06.10.2004 по 06.10.2009.
Решением учредителя ООО "Лабиринт" Королева А.Ю. от 15.05.2008 N 12 создано обособленное подразделение, расположенное по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Трудовые Резервы, д. 76-А, и утверждено Положение "Об обособленном подразделении", предметом деятельности которого является содержание игровых автоматов.
ООО "Лабиринт" поставлено на учет в МИФНС России N 9 по Тульской области по месту нахождения обособленного подразделения: Тульская область, г.Новомосковск, ул. Трудовые резервы, д. 76-А, о чем налогоплательщику направлено уведомление от 20.05.2008 N 1018434.
20.05.2008 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о регистрации 50 игровых автоматов объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Трудовые Резервы, д. 76-А.
Письмом от 22.05.2008 N 13-12/2987 налоговый орган отказал Обществу в удовлетворении заявления, указав на невозможность осуществления регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 50 игровых автоматов со ссылкой на ч.4 ст.5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Законом. Открытие нового игорного заведения после 01.07.2007 за пределами игорных зон не допускается.
Не согласившись с данным решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 5 Федерального закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества. Устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В пунктах 1, 2 статьи 5 Закона предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 4 Закона игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Под игорной зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона).
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (пункты 4, 5 статьи 5 Закона).
В статье 9 Закона установлено, что на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 13 Закона разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Согласно статье 20 Закона данный Закон вступил в силу с 1 января 2007 года.
Следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ в силу, то есть до 01.01.2007, вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.
Как усматривается из материалов дела, на основании решения учредителя N 12 от 15.05.2008 о создании обособленного подразделения по месту расположения объектов игорного бизнеса по адресу: Тульская область, г.Новомосковск, ул. Трудовые резервы, д. 76-А в МИФНС России N 9 по Тульской области Общество было поставлено на учет налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения.
Таким образом, ООО "Лабиринт", обращаясь 20.05.2008 в налоговый орган за регистрацией игровых автоматов, планировало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса во вновь открытом игорном заведении по адресу: Тульская область, г.Новомосковск, ул. Трудовые резервы, д. 76-А, то есть на территории, не отнесенной к игорным зонам после 01.01.2007.
На основании вышеизложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что поскольку обособленное подразделение Общества было создано после 01.01.2007, у налогового органа имелись законные основания для отказа в регистрации объектов игорного бизнеса за вновь открытым игорным заведением даже без выяснения соответствия его требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 вышеназванного Федерального закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "Лабиринт" представлены документы, свидетельствующие о соответствии деятельности Общества требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, в связи с чем оно вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009, не может быть принят во внимание ввиду следующего.
Из буквального толкования ч.6 ст. 16 Закона следует, что в случае соблюдения установленных требований вправе продолжать свою деятельность до 30.06.09 игорные заведения, созданные до 01.01.07.
При этом, чтобы продолжать свою деятельность, открытые до 01.01.07 игорные заведения должны соответствовать определенным требованиям.
В данном случае обжалуемый отказ касался вновь открытого обособленного подразделения, созданного после 01.01.2007.
Ссылка в жалобе на то, что отказ налогового органа в регистрации игровых автоматов вынесен с превышением полномочий, отклоняется апелляционным судом как необоснованная.
Пунктом 2 ст. 366 НК РФ установлено, что регистрация объекта (объектов) налогообложения производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей ему свидетельства.
При этом в силу п. 3 ст. 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
В соответствии с ч.3 ст.16 Федерального закона N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" Инспекция является уполномоченным органом, на который возложен контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч.1,2 ст. 16 Закона.
Таким образом, по мнению апелляционной инстанции, обращение с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес лицом, не отвечающим требованиям вышеназванного Закона, не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдаче соответствующего свидетельства.
С учетом того, что заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: Тульская область, г.Новомосковск, ул. Трудовые резервы, д. 76-А подано обществом 20.05.2008, то есть после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, у Инспекции отсутствовала обязанность по регистрации игровых автоматов, устанавливаемых обществом в местах, где открытие игорных заведений не допускается в силу ч. 4 ст. 5 указанного закона.
Также не может быть принят во внимание судом довод жалобы о том, что Обществом не открывалось новое игорное заведение, поскольку согласно пункту 11 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Довод Общества о том, что органами государственной власти Тульской области до настоящего времени не принято решение о запрете с 01.07.2007 на территории Тульской области деятельности по организации и проведению азартных игр, отклоняется апелляционным судом, так как данное обстоятельство не освобождает Общество от обязанности выполнения требований, установленных Федеральным законом. Более того, отсутствие запрета осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр свидетельствует о возможности продолжения осуществления такой деятельности на данной территории при соблюдении установленных законом условий игорными заведениями, открытыми до.01.01.2007.
Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемых судебных актов, апелляционная жалоба не содержит.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая сказанное, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь п.1 ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 27.08.2008 по делу N А68-2957/08-335/8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Н.В.Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2957/2008
Истец: ООО "Лабиринт" (Климову А.А.), ООО "Лабиринт"
Ответчик: МИФНС России N9 по Тульской области
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3889/2008