Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда
от 1 декабря 2008 г. N 20АП-3334/2008
г. Тула |
|
01 декабря 2008 г. |
Дело N А23-2109/08А-12-107 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.,
судей Полынкиной Н.А., Еремичевой Н.В.,
по докладу судьи Тиминской О.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3334/2008) открытого акционерного общества "Облэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Калужской области
от 11.08.2008г. по делу N А23-2109/08А-12-107 (судья А.В. Дорошиной),
по заявлению Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Калужской области
к открытому акционерному обществу "Облэнергосбыт"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: Колосов В.К. - нач. тер. отдела (дов. N 130 от 01.02.2008г. - пост.),
от ответчика: Мурашова Т.К. - представитель (дов. N 8-11-02 от 18.11.2008г. - пост.)
УСТАНОВИЛ:
Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Калужской области обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Облэнергосбыт" к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 11.08.2008г. заявленные требования удовлетворены. Открытое акционерное общество "Облэнергосбыт", находящееся по адресу: г.Калуга, ул. К.Либкнехта, д.18, внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024001426844, привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в апелляционную инстанцию с жалобой.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Судом установлено, что в ходе проведения мероприятий по государственному контролю и надзору за соблюдением открытым акционерным обществом "Облэнергосбыт" обязательных требований, предъявляемых к реализуемой потребителям электрической энергии ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" сотрудниками территориального отдела (инспекции) по Калужской области ЦМТУ Ростехрегулирования Обществу у четырех потребителей в точках поставок электрической энергии, на границах балансовой принадлежности: ОАО "Калугатрансмаш", МУП ГЭТ "Управление Калужского троллейбуса", ЗАО "Калугапродторг", ОАО "Калужский двигатель" проверено качество электроэнергии.
Испытания проводились испытательной лабораторией по контролю качества электрической энергии ФГУ "Калужский ЦСМ", аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.21 АА87 действителен до 01.09.2009 в соответствии с государственным контрактом N 321-206/1-08 от 10.01.2008.
По результатам испытаний установлено:
1). При поставке (реализации) электрической энергии ОАО "Калугатрансмаш" в период с 10 час 00 мин 27.06.2008 по 11 час 00 мин 30.06.2008 допущены нарушения обязательных требований ГОСТ 13109-97:
- по установившемуся отклонению напряжения (абз. 2, п. 5.2),
- по кратковременной дозе фликера (п. 5.3.3),
- по коэффициенту несимметрии напряжений по обратной последовательности (п. 5.5.1), что подтверждено протоколом испытаний испытательной лаборатории по контролю качества электрической энергии ФГУ "Калужский ЦСМ" (протокол N UF2 2382 080627, 080628, 080629 от 15.07.2008 испытаний (контроля) электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 13109-97).
2). При поставке (реализации) электрической энергии МУП ГЭТ "Управление Калужского троллейбуса" в период с 11 час 00 мин 27.06.2008 по 11 час 35 мин 30.06.2008 допущены нарушения обязательных требований ГОСТ 13109-97:
- по установившемуся отклонению напряжения (абз. 2, п. 5.2),
- по кратковременной дозе фликера (п. 5.3.3),
- по коэффициенту n-й гармонической составляющей напряжения (п. 5.4.2), что подтверждено протоколом испытаний испытательной лаборатории по контролю качества электрической энергии ФГУ "Калужский ЦСМ" (протокол N UF2_2167 080627, 080628, 080629 от 15.07.2008 испытаний (контроля) электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 13109-97).
3). При поставке (реализации) электрической энергии ЗЛО "Калугапродторг" в период с 15 час 00 мин 30.06.2008 по 15 час 37 мин 01.07.2008 допущены нарушения обязательных требований ГОСТ 13109-97:
- по установившемуся отклонению напряжения (абз. 2, п. 5.2).
- по кратковременной дозе фликера (п. 5.3.3),
- по колебанию напряжения (размаху изменения напряжения) (п. 5.3.1),
что подтверждено протоколом испытаний испытательной лаборатории по контролю качества электрической энергии ФГУ "Калужский ЦСМ" (протокол N UF2 2167 080630 от 15.07.2008 испытаний (контроля) электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 13109-97).
4). При поставке (реализации) электрической энергии ОАО "Калужский двигатель" в период с 16 час 35 мин 01.07.2008 по 17 час 00 мин 02.07.2008 допущены нарушения обязательных требований ГОСТ 13109-97:
- по установившемуся отклонению напряжения (абз. 2, п. 5.2),
- по кратковременной дозе фликера (п. 5.3.3),
что подтверждено протоколом испытаний испытательной лаборатории по контролю качества электрической энергии ФГУ "Калужский ЦСМ" (протокол N UF2_2382_080701 от 15.07.2008 испытаний (контроля) электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 13109-97).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 42, выдано предписание от 16.07.2008 (л.д. 109 том 1).
Усмотрев в действиях ОАО "Облэнергосбыт" признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальник территориального отдела по Калужской области ЦМТУ Ростехрегулирования составил протокол об административном правонарушении N 42-Ю от 18.07.2008г. без участия представителя ОАО "Облэнергосбыт", извещенного надлежащим образом о месте и времени составления протокола.
Учитывая, что в соответствии с ч.3 ст.23.1 КоАП РФ компетентным органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях по ч.1 ст.19.19 Кодекса, является арбитражный суд, то административный орган в порядке ст.28.8 КоАП РФ обратился в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался ст.2 Федерального закона от 26.03.2003г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно которой законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В ст.3 Федерального закона N 35-ФЗ установлено, что субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии. Энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
Из содержания п.1 ст.539 и п.1 ст.542 ГК РФ следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в государственном стандарте ГОСТ 13109-97 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" и являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения.
Согласно п.6.4 ГОСТа 13109-97 и приложению Е контроль качества электрической энергии в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к системам электроснабжения общего назначения проводят энергоснабжающие организации с периодичностью, установленной в названном приложении.
Нарушение обязательных требований государственных стандартов, в частности, при реализации (поставке, продаже) электрической энергии, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, является основанием для применения мер административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.19.19 КоАП РФ.
Судом установлено, что по договору купли-продажи электрической энергии N 1/П-06 от 30.12.2005 Общество осуществляло деятельность по закупке электроэнергии у ОАО "Калужского турбинного завода". Приобретенную продукцию ответчик реализовывал потребителям электроэнергии: ОАО "Калугатрансмаш" троллейбуса", ЗАО "Калугапродторг" и ОАО "Калужский двигатель".
При таких обстоятельствах в силу ст.3 Федерального закона "Об электроэнергетике" ответчик являлся по отношению к потребителям энергосбытовой организацией.
Факт нарушения ответчиком обязательных требований, предъявляемых к реализуемой потребителям электрической энергии подтвержден актом проверки N 42 и протоколом об административном правонарушении N 42-Ю от 18.07.2008г.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ОАО "Облэнергосбыт" является энергосбытовой организацией, не имеет возможности оказывать какое-либо влияние на качество электрической энергии, вырабатываемой генерирующей организацией (ОАО "Калужский турбинный завод"), поэтому к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ может быть привлечен только производитель электрической энергии.
Апелляционная инстанция находит данный вывод ошибочным.
Из содержания названной нормы не следует, что она применяется лишь в отношении производителей продукции. В силу норм гл. II Закона "О защите прав потребителей" претензии по качеству предъявляются по общему правилу потребителями непосредственно продавцу, являющемуся стороной по договору. Кроме того, именно продавцы обязаны предоставлять покупателю необходимую информацию.
Согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство, возникающее из двухстороннего договора, не создает обязательств для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (третьих лиц). Учитывая, что у потребителей что ОАО "Облэнергосбыт" прямые договорные отношения с генерирующей организацией ОАО "Калужский турбинный завод" отсутствуют, то все требования могут заявляться в рамках договора энергоснабжения к ОАО "Облэнергосбыт".
До принятия Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003г. "Об электроэнергетике" отношения по передаче электрической энергии через присоединенную сеть регламентировались в основном нормами Гражданского кодекса РФ и заключаемыми на их основе договорами энергоснабжения, сторонами которых выступали коммерческие организации, именуемые энергоснабжающими, и абоненты (потребители энергии). Возможность заключения субъектами розничных рынков указанных договоров не исключается и с принятием Закона, нормы которого определяют примерный круг договоров, посредством которых осуществляется оборот электроэнергии на розничных рынках. Данный вывод подтверждается п.4 ст.37 Федерального закона "Об электроэнергетике", в соответствии с которым отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством РФ основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой ГК РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
Рассмотрение положений Гражданского кодекса РФ в системной связи с нормами Федерального закона "Об электроэнергетике" свидетельствует о том, что правовой формой, опосредующей отношения по возмездному снабжению электрической энергией через присоединенную сеть, вне зависимости от их именования в действующем законодательстве в любом случае должен выступать договор энергоснабжения, регулируемый нормами § 6 гл. 30 ГК РФ.
Отказ от применения правил параграфа 6 главы 30 ГК РФ к договорам на розничном рынке в переходный период может повлечь возникновение законодательного пробела в регулировании отношений по реализации электроэнергии на розничных рынках.
Поскольку производство электроэнергии невозможно без ее передачи, а передача электроэнергии, в свою очередь, невозможна без ее потребления, то электроснабжение как неразрывный технологический процесс вызывает возникновение одного правоотношения с несколькими участниками.
В зависимости от того, имеется или нет у потребителя в собственности либо на ином законном основании энергопринимающее устройство, присоединенное непосредственно к сетям энергоснабжающей организации, структура договорных связей между участниками отношений по энергоснабжению может быть различной.
В этой связи пункт 2 статьи 7 Федерального закона "Об электроэнергетике" предусматривает возможность возложения на поставщика электроэнергии обязанности по заключению договора оказания услуг по передаче электроэнергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя или от своего имени, но в интересах потребителя.
В п. 114 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.06. предусматривается следующий механизм ответственности. Если заключение договоров оказания услуг по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление (ОДУ) входило в обязанности энергосбытовых организаций (т.е. было использовано право сторон заключить в соответствии с п.2 ст.37 Федерального закона "Об электроэнергетике" смешанный договор), то энергосбытовые организации несут перед покупателями ответственность за любые нарушения обязательств субъектами оперативно-диспетчерского управления, сетевыми организациями, производителями электрической энергии. При этом энергосбытовая организация в подобных ситуациях вправе предъявить регрессный иск по возмещению уплаченной ею суммы ущерба. В этой ситуации ответственность энергосбытовых организаций по своей природе является ответственностью за действия третьих лиц (ст. 403 ГК) и носит безвиновный характер.
При заключении договора с гарантирующим поставщиком последний также несет ответственность перед потребителем, так как в соответствии с п.5 ст.38 Федерального закона "Об электроэнергетике" он обязан урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями.
В случае если договоры оказания услуг по передаче электроэнергии и ОДУ были заключены потребителями самостоятельно, энергосбытовая организация несет ответственность по договору снабжения электроэнергией лишь за передачу прав на объект договора (электроэнергию), а также за качество и количество реализуемой электроэнергии.
В рассматриваемом случае ОАО "Облэнергосбыт" - поставщик - заключило договор N 1/П-06 от 30.12.2005 с генерирующей организацией ОАО "Калужского турбинного завода", согласно которому последнее как получатель платы за услуги по передаче электроэнергии обеспечивает передачу электроэнергии потребителям поставщика и несет ответственность перед поставщиком за надежность и качество энергоснабжения потребителей.
Таким образом, несмотря на то, что фактически обязанности по договору энергоснабжения с потребителями в части передачи электроэнергии возложены ответчиком на ОАО "Калужского турбинного завода", он должен непосредственно отвечать перед ними за действия сетевой организации, в том числе за качество переданной энергии, как то вытекает из ст. ст. 308, 313, 403 ГК РФ.
Кроме того, обязанность сбытовой компании обеспечить качество отпускаемой электрической энергии в соответствии с требованиями ГОСТа 13109-97 предусмотрена п.1.2 договоров купли-продажи электрической энергии, заключенных ответчиком с ОАО "Калугатрансмаш" (N КП 19/06 от 30.12.2005г.), с МУП ГЭТ "Управление Калужского троллейбуса" (N КП 20/06 от 30.12.2005г.), с ЗАО "Калугапродторг" (N КП 14/06 от 30.12.2005г.), с ОАО "Калужский двигатель" (N КП 15/06 от 30.12.2005г.).
Также не может быть принята во внимание ссылка ответчика на то, что выявленные административным органом отклонения от ГОСТа 13109-97 могли произойти и по вине потребителей электроэнергии.
Согласно абз.2 п. 4.1 ГОСТа 13109-97 свойства электрической энергии, графические пояснения этих свойств, показатели КЭ, а также наиболее вероятные виновники ухудшения КЭ приведены в Приложении А.
Как следует из указанного Приложения наиболее вероятный виновник ухудшения качества электрической энергии в случаях:
- отклонения напряжения,
- отклонения частоты,
- провала напряжения,
- импульс напряжения,
- временного перенапряжения
является энергоснабжающая компания.
Наиболее вероятный виновник ухудшения качества электрической энергии в случаях:
- колебания напряжения,
является потребитель с переменной нагрузкой.
Наиболее вероятный виновник ухудшения качества электрической энергии в случаях:
- несинусоидальность напряжения,
- несимметрия трехфазной системы напряжения
является потребитель с нелинейной нагрузкой.
В рассматриваемом случае административным органом по результатам испытаний установлено по всем проверяемым потребителям отклонение напряжения, т.е. то нарушение, которое наступает по вине энергоснабжающей организации.
Убедительных возражений в доказательство обратного Общество не привело, равно и как не воспользовалось правом на заявление ходатайства о проведении экспертизы на предмет выявления причины возникновения ухудшения качества электроэнергии.
При таких обстоятельствах суд первой правомерно привлек ОАО "Облэнергосбыт" к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 рублей.
При этом судом первой инстанции в порядке ч.6 ст.205 АПК РФ полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, в том числе смягчающие и отягчающие вину, предусмотренные ст.4.3 КоАП РФ, поэтому применен штраф в минимальном размере, установленном санкцией п.1 ст.19.19 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст.ст. 269 п.1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение суда первой инстанции от 11.08.2008г. по делу N А23-2109/08А-12-107 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г.Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2109/2008
Истец: Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Калужской области
Ответчик: ОАО "Облэнергосбыт"