город Тула |
|
29 января 2009 г. |
Дело N А23-3937/08А-18-275 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Полынкиной Н.А., Тиминской О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-4484/08) территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области
на решение Арбитражного суда Калужской области
от 21.11.2008 года по делу N А23-3937/08А-18-275 (судья Ефимова Г.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Малоярославецкий молочный завод"
к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области
об отмене постановления от 27.10.2008 N 193/2008 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: открытого акционерного общества "Малоярославецкий молочный завод" - Бильченко А.А., доверенность от 27.12.2008 б/н;
от ответчика: территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
открытое акционерное общество "Малоярославецкий молочный завод" (далее - ОАО "Малоярославецкий молочный завод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.10.2008 N 193/2008 о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 21.11.2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в деле, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителя Управления не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснение представителя Общества, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Калужской таможней проведена проверка Общества по вопросам соблюдения требований валютного законодательства и актов валютного регулирования при осуществлении им внешнеэкономической деятельности.
В ходе проведения проверки Управлением установлено, 10.01.2008 между ОАО "Малоярославецкий молочный завод" (Россия) и ИП Байчуриным Д.И. (Казахстан) заключен договор поставки N 2 (т.1,л.60-63).
В соответствии с п.1 договора Общество (поставщик) обязуется передать в собственность ИП Байчурина Д.И. (покупатель) товар, указанный в п.1.2 настоящего договора, а покупатель обязуется принять товар и своевременно произвести его оплату на условиях настоящего договора.
Согласно п.п. 5.1, 5.2 договора расчеты осуществляются в безналичном порядке в российских рублях путем перечисления денежных средств на счет Общества, стоимость, порядок и условия оплаты определяются сторонами в спецификациях/приложениях к договору.
Пунктом 4 приложений N 1, N 2, N 3 (спецификация товара) к названному договору установлено, что покупатель осуществляет предоплату в размере 50% от общей стоимости партии товара в соответствии с настоящей спецификацией в течение трех банковских дней с момента утверждения заказа сторонами по договору. Оставшаяся сумма в размере 50% оплачивается в течение пяти банковских дней до отгрузки товара (т. 1, л. 64-67).
По указанному договору 18.01.2008 Общество в филиале ООО КБ "ИНКРЕДБАНК" оформило паспорт сделки N 08010001/3405/0000/1/0 (т.1.л.68-69).
Согласно ведомости банковского контроля денежные средства по названному контракту поступили и были зачислены на расчетный счет Общества 22.01.2008, 22.01.2008, 07.02.2008, 08.02.2008, 18.04.2008, 18.04.2008 (т. 1, л. 70-73).
Во исполнение договорных обязательств в январе, феврале, апреле 2008 года Общество вывезло молочную продукцию по трем грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N N 10106080/220108/0000132, 10106050/120208/0000640, 10106080/280408/0001267.
Однако справки о подтверждающих документах и сами подтверждающие документы, а также справки о поступлении валюты Российской Федерации были представлены Обществом в уполномоченный банк с нарушением срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
Данные обстоятельства, по мнению таможни, являются нарушением требований п.п. 2.4, 2.7 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
По результатам проверки Калужской таможней 08.10.2008 составлен акт N 10106000/081008/0000145 (т.1,л.57-59), а также протоколы об административных правонарушениях, которые направлены для рассмотрения в Управление.
Рассмотрев материалы дел об административных правонарушениях, Управление вынесло постановления от 27.10.2008 N 187/2008, 188/2008, 191/2008, 192/2008, 193/2008, 194/2008 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, за несоблюдение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (т. 1, л. 8-43).
Не согласившись с указанными постановлениями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании, в частности, постановления от 27.10.2008 N 193/2008 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. (т.1,л. 14-19).
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является, в частности, несоблюдение установленного срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные ст. 23 Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Из содержания ч. ч. 1, 2, 4 ст. 5 Закона N173-ФЗ следует, что Центральный банк Российской Федерации является органом валютного регулирования в Российской Федерации и для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, он издает в пределах своей компетенции акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
В порядке ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 N86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Во исполнение данных положений Центральный банк Российской Федерации утвердил Положение N 258-П и Инструкцию о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок от 15.06.2004 N 117-И.
Пунктом 2.1 Положения N 258-П установлено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории РФ, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
В силу п. 2.2, 2.6 названного положения в случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке ПС, резидент наряду с другими документами, указанными в п. 2.2 настоящего Положения, представляет в банк ПС два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств.
Пунктом 2.4 Положения N 258-П определено, что подтверждающие документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, резидент должен представить в банк ПС в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.7 Положения N 258-П резидент представляет в банк ПС справку о поступлении валюты Российской Федерации в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту, указанные в п. 2.6 указанного Положения.
Таким образом, отчетность по валютным операциям включает в себя представление справки о подтверждающих документах, в которую могут быть внесены сведения о вывозе товара по нескольким грузовым таможенным декларациям, но по одному паспорту сделки и в одном отчетном периоде, и подтверждающих вывоз товара документов, а в случае проведения валютных операций по контракту, в частности, и справку, содержащую идентификацию по паспорту сделки поступивших за отчетный месяц денежных средств.
Согласно ч. 4 ст. 5 Закона Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Центральным Банком РФ 10.12.2007 издано Указание N 1950-У "О формах учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентам за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание).
Согласно п. 1.1, 1.2, 1.3 названного Указания к формам учета и отчетности по валютным операциям для резидентов отнесены:
- справка о валютных операциях, указанная в пункте 1.2 Инструкции N 117-И и составляемая в соответствии с приложением 1 к Инструкции N 117-И;
- справка о поступлении валюты Российской Федерации, указанная в подпункте 2.3.2 пункта 2.3 Инструкции N 117-И и в пункте 2.6 Положения N 258-П, составляемая в соответствии с приложением 2 к Положению N 258-П;
- справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П.
Названное Указание опубликовано 16.01.2008 в "Вестнике Банка России" N 1 и вступило в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, то есть 27.01.2008.
Таким образом, поскольку перечисленные документы отнесены вышеуказанным нормативным актом к формам учета и отчетности по валютным операциям с 27.01.2008, то с указанной даты несоблюдение установленных порядка или сроков представления перечисленных форм учета и отчетности по валютным операциям образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в рамках договора поставки от 10.01.2008 N 2 Общество экспортировало товар по ГТД N 10106050/120208/0000640, N 10106080/280408/0001267 по одному паспорту сделки N08010001/3405/0000/1/0.
По ГТД N 10106050/120208/0000640 оплата производилась 07.02.2008 и 08.02.2008, по ГТД N 10106080/280408/0001267 - 18.04.2008.
Следовательно, предельный срок представления форм учета и отчетности в первом случае до 15.03.2008, во втором - 15.05.2008.
Однако, как установил суд, за непредставление форм учета и отчетности по валютным операциям в рамках одного паспорта сделки к сроку 15.05.2008 Общество уже привлечено Управлением к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ постановлением от 27.10.2008 N 187/2008 (т.1, л. 38-43).
Согласно части 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Из приведенных норм следует, что наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) постановления о назначении административного наказания является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Общество не может быть привлечено к административному наказанию по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку непредставление Обществом в банк ПС к одному сроку форм учета и отчетности по валютным операциям образует один состав административного правонарушения по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в связи с чем правомерно удовлетворил заявление последнего.
На основании изложенного довод, положенный в основу апелляционной жалобы о том, что непредставление Обществом справки о поступлении валюты в установленный срок и непредставление в установленный срок справки о подтверждающих документах являются самостоятельными административными правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ, отклоняется, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Так как выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, то оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь п.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 21.11.2008 года по делу N А23-3937/08А-18-275 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3937/2008
Истец: ОАО "Малоярославецкий молочный завод"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калужской области
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4484/2008