г.Тула |
Дело N А54-3982/2008-С2 |
26 февраля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Еремичевой Н.В., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Рязанской таможни на решение Арбитражного суда Рязанской области от 06 декабря 2008 года по делу N А54-3982/2008-С2 (судья Грачев В.И.), принятое
по заявлению ООО "Александровский питомник декоративных растений"
к Рязанской таможне
о признании незаконными действий Рязанской таможни,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Смирных Г.А. - представитель по доверенности от 01.10.2008, Лысакова В.Н. - паспорт 61 04 N 271651 от 19.10.2005,
от ответчика: Коломийцев А.Л. - представитель по доверенности N 51 от 22.12.2008, Рубцов М.А. - представитель по доверенности N 12 от 17.12.2008,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Александровский питомник декоративных растений" г. Рязань (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Рязанской таможне (далее - Таможня) о признании незаконным бездействия Рязанской таможни, заключающегося в нарушении порядка и сроков таможенного досмотра товаров, продекларированных по ГТД N 10112040\080508\0004260 и несвоевременном предъявлении таможенным органом требований о необходимости корректировки данной ГТД и представления дополнительных документов.
В порядке ст.49 АПК РФ Общество уточнило заявленные требования и просило признать незаконными действия Рязанской таможни, заключающиеся в нарушении порядка и сроков проведения таможенного досмотра и оформления импортного товара (живых растений), поступившего в адрес Общества по грузовой таможенной декларации N 10112040\080508\0004260, а также в нарушении срока предъявления уведомления от 13.05.2008 (номер уведомления не указан) о представлении заявителем акта государственного карантинного фитосанитарного контроля, выписки из Государственного реестра селекционных достижений, документов о наличии прививок и о необходимости внесения изменений в графу N 38 вышеуказанной ГТД. Помимо этого Общество просило взыскать с таможенного органа понесенные расходы по оплате услуг представителя в арбитражном суде в сумме 15 000 руб. и расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 06.12.2008 заявленное требование удовлетворено. Также с Рязанской таможни взысканы в пользу ООО "Александровский питомник декоративных растений" судебные расходы на оплату услуг представителя в арбитражном суде в сумме 12 000 руб. и расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб. В удовлетворении остальной части требований о взыскании судебных расходах отказано.
Не согласившись с судебным актом, Рязанская таможня подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Питомник "Арбор" г.Хулшаут р.Бельгия (продавец) и общество с ограниченной ответственностью "Александровский питомник декоративных растений" г. Рязань (покупатель) 26 марта 2007 года заключили между собой внешнеторговый контракт N 1, предметом которого явилась купля-продажа ландшафтных растений - деревьев и кустарников с закрытой корневой системой.
В соответствии с условиями контракта и дополнительного соглашения к нему от 30 марта 2008 года продавец отгрузил в адрес покупателя по накладной международной формы от 28.04.2008 N РА 0002917 живые декоративные растения, привитые для посадки в открытый грунт (укороченные в горшках с питательным грунтом в общем количестве 624 единиц). Поименованный груз поступил покупателю 06 мая 2008 года.
Выполняя функции декларанта импортного товара, Общество в целях таможенного оформления полученного груза представило Рязанской таможне грузовую таможенную декларацию N 10112040\080508\0004260, которая была принята таможней 08 мая 2008 года в 17 час. 28 мин.
Таможенный досмотр импортного товара был начат должностным лицом таможенного органа 08 мая 2008 г. в 17 час. 41 мин. и закончен 12 мая 2008 г. в 13 час. 20 мин. Завершение таможенного досмотра отражено в акте таможенного досмотра товаров и транспортных средств от 12 мая 2008 года N 10112040/120508/000800. По завершению таможенного досмотра декларанту товара таможенным органом было вручено уведомление от 13 мая 2008 г. о необходимости представления для выпуска товара акта государственного карантинного фитосанитарного контроля, выписки из Государственного реестра селекционных достижений, документов о наличии прививок и о необходимости внесения изменений в графу N 38 вышеуказанной ГТД (далее - уведомление от 13.05.2008). После устранения декларантом предписаний таможенного органа 15 мая 2008 г. был разрешен выпуск товара в свободное обращение.
Полагая, что таможенным органом нарушен порядок таможенного досмотра импортного скоропортящегося товара - живых декоративных растений, предназначенных для посадки в открытый грунт, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных Обществом требований.
Суд апелляционной инстанции согласен с таким выводом суда ввиду следующего.
В силу ст. 60 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ, Кодекс) таможенное оформление товаров начинается при ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов в соответствии со статьей 72 настоящего Кодекса (в зависимости от того, какое действие совершается ранее).
Согласно ст.152 ТК РФ таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 359 настоящего Кодекса.
Статьей 359 Кодекса установлено, что при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда настоящим Кодексом установлены более короткие сроки.
Совместным указанием ГТК России от 11.07.1995 N 01-12/870 и Госстандарта РФ от 27.06.1995 N 210-7/548 "Об особенностях ввоза на территорию Российской Федерации скоропортящихся товаров, подлежащих обязательной сертификации", а также распоряжением ГТК России от 16.06.1999 N 01-14/703 утверждены Перечень основных скоропортящихся товаров и Перечень скоропортящейся продукции.
Судом установлено, что ввезенный Обществом на таможенную территорию Российской Федерации товар в силу вышеназванных нормативных правовых актов относится к скоропортящемуся.
Как следует из положений пунктов 61, 62 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Инструкция), решение о проведении таможенного досмотра должно быть принято не позднее 10 минут с момента выявления необходимости его проведения. При этом таможенный досмотр (осмотр) осуществляется в срок не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения о его проведении.
В силу пункта 64 названной Инструкции после проведения таможенного досмотра (осмотра) один экземпляр поручения на досмотр (осмотр) и акта таможенного досмотра (осмотра) передается уполномоченному должностному лицу, ответственному за выпуск товаров, для хранения вместе с первым экземпляром таможенной декларации в установленном порядке, а второй экземпляр акта передается лицу, подавшему таможенную декларацию.
Таким образом, акт таможенного досмотра является документом, необходимым для выпуска товаров, от времени оформления которого зависит срок проверки таможенной декларации и выпуска товаров таможенным органом и соблюдение требований ст.67 и п.2 ст.103 ТК РФ, подлежащих приоритетному применению при таможенном оформлении товаров, подвергающейся быстрой порче.
Следовательно, проведение таможенного досмотра и составление акта ограничиваются временными рамками, отведенными для проведения таможенного досмотра, то есть одним рабочим днем с момента принятия решения о проведении досмотра.
Следует отметить, что процедура таможенного оформления находится во взаимосвязи с таможенным досмотром товара, так как на основании статей 366, 372 ТК РФ таможенный досмотр товаров проводится после принятия таможенной декларации на товары.
Как установлено судом, спорная ГТД была подана Обществом в Рязанскую таможню 08 мая 2008 г. в 17 час. 28 мин. и проверена 08 мая 2008 г. в 17 час. 41 мин. При этом таможенный досмотр был начат 12 мая 2008 года в 12 час. 10 мин. и закончен 12 мая 2008 года в 13 час. 20 мин. составлением акта таможенного досмотра, что не соответствует вышеизложенным требованиям Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности действий Таможни, выразившихся в нарушении порядка и срока проведения таможенного досмотра и оформления товара.
В связи с несвоевременным проведением таможенного досмотра уведомление о необходимости представления акта государственного карантинного фитосанитарного контроля, выписки из государственного реестра селекционных достижений, корректировки сведений гр. N 38 ГТД согласно товаросопроводительным документам, а также документального подтверждения наличия прививок для посадок в открытый грунт, было вручено Обществу только 13.05.2008.
С учетом сказанного вывод суда в отношении незаконности действий Таможни, заключающихся в нарушении срока предъявления уведомления, также является правильным.
Довод Таможни, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что неверен вывод суда о явном наличии риска, который мог быть выявлен при подаче Обществом ГТД, не принимается во внимание исходя из следующего.
Согласно ст.367 ТК РФ таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствии с настоящим Кодексом, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 358 Таможенного кодекса РФ при проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе формы таможенного контроля таможенные органы используют систему управления рисками (СУР).
ГТК России была разработана Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации, утвержденная Приказом ГТК России от 26.09.2003 N 1069. В соответствии с названной Концепцией таможенные органы разрабатывают профили риска в отношении определенных товаров. Профиль риска содержит указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска, то есть вероятности несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Профили риска могут быть зональными (действующие в регионе деятельности одной таможни), региональными (действующие в регионе деятельности одного регионального таможенного управления (РТУ)) и общероссийскими (действующие на всей таможенной территории Российской Федерации либо в отдельных таможенных органах, расположенных в регионе деятельности разных РТУ). Также профили риска подразделяются по срокам их действия, а именно: краткосрочные (с установленным сроком действия от 1 рабочего дня до 1 месяца), среднесрочные (с установленным сроком действия от 1 до 3 месяцев) и долгосрочные (с установленным сроком действия свыше 3 месяцев).
Профили рисков могут выявляться автоматически (автоматические профили рисков), то есть доводиться до сведения таможенных органов в электронном виде. В данном случае риски выявляются без участия должностного лица программными средствами. Также существуют профили рисков, выявляемых в автоматизированном режиме (автоматизированные профили рисков), - профили рисков, доводимые до таможенных органов в электронном виде, область риска которых определена в программных средствах частично, и применяемые по решению должностного лица после проведения им проверки отдельных индикаторов риска. Помимо этого также могут быть неформализованные профили рисков, то есть профили рисков, доводимые до таможенных органов на бумажном носителе, риски по которым выявляются должностным лицом самостоятельно исходя из области риска.
Пунктом 45 Инструкции предусмотрено, что если при проведении документального контроля выявлено несоответствие условиям выпуска товаров (ст. 149 Кодекса), уполномоченное должностное лицо выполняет действия, предусмотренные разделом V Инструкции. Уполномоченное должностное лицо по результатам проведения документального контроля и в случае выявления рисков докладывает начальнику таможенного поста либо лицу, им уполномоченному, о необходимости проведения таможенного досмотра (осмотра) товаров (если указание о проведении такого досмотра содержится в профиле риска) с указанием причин, его вида и объема, являющихся адекватными для проверки сведений, заявленных в таможенной декларации.
При проверке таможенной декларации уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств только в случае выявления риска (рисков), содержащихся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра (п.60 Инструкции).
С учетом сказанного апелляционной инстанцией не принимается позиция Таможни, согласно которой на этапе подачи ГТД фактически не возможно выявить риск.
Ссылка Таможни на то, что Обществом самим не проявлена надлежащая степень заботливости об обеспечении сохранности и таможенном оформлении своего товара, так как ГТД была подана только 08.05.2008 в предпраздничный день при том, что товар поступил 06.05.2008, отклоняется апелляционной инстанцией в силу ст.129 ТК РФ.
Довод о том, что Общество не обращалось в Рязанскую таможню с просьбой организовать хранение скоропортящихся товаров в иных местах, не принимается судом во внимание, так же как и вопрос о сроке сохранения качеств скоропортящихся товаров, ввезенных Обществом, поскольку не относятся к предмету спора.
Остальные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, трактовке норм права, отклоняются апелляционным судом как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.12.2008 по делу N А54-3982/2008-С2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-3982/2008
Истец: ООО "Александровский питамник декоративных растений"
Ответчик: Рязанская таможня