г. Тула |
|
03 марта 2009 г. |
Дело N А09-7702/2008-16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тучковой О.Г.,
судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тучковой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной ИФНС России N 2 по Брянской области
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 19.11.2008 по делу N А09-7702/2008-16 (судья Кулинич Е.И.), принятое
по заявлению ИП Дремукова Максима Михайловича
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Брянской области
о признании недействительным решения от 08.08.2008 N 80,
при участии:
от заявителя: Яцюка Л.Л. - представителя по доверенности от 20.10.2008, Лебедкиной С.В. - представителя по доверенности от 20.10.2008,
от ответчика: Гришиной О.М. - специалиста 1 разряда юридического отдела по доверенности от 11.01.2009 N 2, Филоновой Е.Н. - старшего госналогинспектора отдела выездных проверок по доверенности от 22.10.2008 N 02-30/15236,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Дремуков Максим Михайлович (далее - ИП Дремуков М.М., предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 2 по Брянской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 08.08.2008 N 80.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.11.2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Судом установлено, что Дремуков Максим Михайлович зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Администрацией г.Брянска 15.05.1996, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 32 N 000761622 от 03.09.2004.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ИП Дремукова М.М. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц в период 01.01.2004 по 31.12.2006, единого социального налога в период 01.01.2004 по 31.12.2006, а также налога на добавленную стоимость в период с 01.01.2004 по 31.10.2007.
По результатам проверки налоговый орган составил акт от 30.06.2008 N 80 и вынес решение от 08.08.2008 N 80 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа в общей сумме 52 931 руб. Также указанным решением налогоплательщику доначислено 404 641 руб. налогов и начислено 133 341 руб. пени.
Основанием для вынесения данного решения послужил вывод налогового органа о занижении предпринимателем, осуществлявшим в проверяемый период оптовую реализацию продуктов питания, налоговой базы по НДФЛ, ЕСН, НДС, завышении сумм налоговых вычетов по НДС, а также завышении размера прочих расходов по ЕСН и НДФЛ.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Из материалов дела следует, что ИП Дремуков М.М. является плательщиком НДФЛ, ЕСН и НДС.
В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ (ст. 210 НК РФ).
На основании п. 2 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской деятельности либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
В соответствии с п.3 ст. 237 НК РФ налоговая база для налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных ими за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль организаций соответствующими статьями главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).
На основании п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом обложения НДС, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В силу ст. 227 НК РФ и п. 1 ст. 221 НК РФ индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. "Налог на прибыль организаций".
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России (п. 2 ст. 54 Кодекса).
Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным совместным Приказом Министерства финансов России и Министерства по налогам и сборам России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430 (далее - Порядок учета).
К материальным расходам индивидуального предпринимателя (раздел I Книги учета), в частности, относятся затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в предпринимательской деятельности при изготовлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при изготовлении товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также для обеспечения технологического процесса, для упаковки и иной подготовки изготовленных и (или) реализуемых товаров (пункт 17 Порядка учета).
В силу изложенного расходы на приобретение горюче-смазочных материалов и комплектующих к автомобилю являются материальными расходами индивидуального предпринимателя, иные расходы (в частности, расходы на ремонт), возникающие в процессе эксплуатации транспортного средства, относятся к прочим расходам.
Судом установлено, что ИП Дремуков М.М. по договору аренды автомобиля от 01.08.2004 N 1 получил в арендное пользование автомобиль марки "ЗИЛ 5301 БО", рег.знак В 523 ОВ 32 рус. По условиям п.п. 3.3 данного договора предприниматель осуществляет текущий ремонт автомобиля за свой счет.
Данный автомобиль использовался налогоплательщиком по ноябрь 2005 года и заправлялся дизельным топливом.
Кроме указанного автомобиля, предпринимателем использовались в период с ноября 2004 года по март 2007 года личный автомобиль марки "КИА РИО", гос.номер В 202 УН 32 рус. (заправлялся бензином марки Аи-92 и Аи-95) и в период с ноября 2004 года по февраль 2006 года автомобиль "ЗИЛ 474110", гос.номер В 471 ТО 32 рус.(заправлялся бензином марки Аи-76).
В обоснование вынесения оспариваемого решения Инспекция указала на завышение предпринимателем размера прочих расходов на общую сумму 440 477,21 руб. при исчислении ЕСН и НДФЛ.
В ходе налоговой проверки, исходя из объяснений ИП Дремукова М.М., Инспекция сделала вывод о неиспользовании автомашин "ЗИЛ 474110" и "ЗИЛ 5301 БО" в предпринимательской деятельности.
Однако указанный довод документально не подтвержден и опровергается объяснениями предпринимателя, данными в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, об использовании автомашин в предпринимательской деятельности по апрель 2007 года включительно.
В судебное заседание ИП Дремуков М.М. представил путевые листы и договор аренды автомобиля от 01.08.2004 N 1, которые не исследовались в ходе налоговой проверки, поскольку не были приняты в качестве доказательств, подтверждающих понесенные расходы (путевые листы - в связи с отсутствием отметки о прохождении медицинского освидетельствования).
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, отсутствие этого реквизита в путевых листах не может свидетельствовать об отсутствии самого факта перевозки.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что транспортные средства приобретались в личное пользование, также в нарушение требований ст.ст. 65, 200 АПК РФ не подтверждена документально.
Указание Инспекции на то, что представленные предпринимателем в судебное заседание путевые листы не могут служить документальным подтверждением затрат на ГСМ, апелляционной инстанцией отклоняется.
Первичным документом, подтверждающим произведенные на ГСМ расходы, является путевой лист, унифицированная форма которого утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 г. N 78.
В обоснование реальности понесенных затрат предприниматель представил путевые листы, счета-фактуры и указанный выше договор аренды (приложение к материалам дела), в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что расходы ИП Дремукова М.М. на ремонт и приобретение запасных частей к автомобилю марки "ЗИЛ 5301 БО" рег.знак В 523 ОВ 32 рус., и горюче-смазочных материалов для всех используемых им автомобилей являются обоснованными, документально подтвержденными и непосредственно связанными с предпринимательской деятельностью налогоплательщика.
При этом размер этих расходов не опровергнут налоговым органом ни во время проверки, ни в судебном заседании.
В соответствии с разъяснением, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 53 от 12.10.2006 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.
В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, под которой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны, если налоговым органом не доказано обратное.
По вопросу о занижении предпринимателем размера налогооблагаемой базы по НДС в размере 80 366,19 руб., по ЕСН за 2005 год в размере 1 522 094,14 руб., по НДФЛ за 2005 год в размере 1 522 094,14 руб. апелляционная инстанция отмечает следующее.
В ходе налоговой проверки Инспекцией выявлено, что доход ИП Дремукова М.М. складывался из перечислений покупателями денежных средств на расчетные счета в Брянском отделении N 8605 Сбербанка РФ и филиале АБ Банк "ВТБ" ОАО в г. Брянске, наличными в кассу, а также путем зачета взаимных требований с покупателями и поставщиками товаров.
По мнению налогового органа, в нарушение п.23 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18, ИП Дремуков М.М. не в полном объеме отражал выручку от реализации, полученную с применением ККТ, за период с 07.02.2005 по 01.11.2005 в размере 2 025 298,68 руб.
При этом вопреки требованиям ст.ст. 65, 200 АПК РФ факт проведения предпринимателем взаимозачетов не подтвержден. Встречную проверку Инспекция не проводила.
Ссылка заявителя жалобы на Книгу продаж предпринимателя суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку книга продаж не является первичным документом, первичные документы не являлись предметом рассмотрения налоговой проверки, выводы проверки, сделанные только с учетом сведений книг продаж, являются необоснованными.
В отношении довода налогового органа об экономической неоправданности произведенных расходов апелляционная инстанция отмечает следующее.
Законодательством установлена необходимость, чтобы расходы были произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Конституционный Суд РФ в определении N 320-О-П от 04.06.2007 указал следующее: законодатель оправданно отказался от закрытого перечня конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных расходов, что при детальном и исчерпывающем их нормативном закреплении приводило бы к ограничению прав налогоплательщика, и предоставил налогоплательщикам возможность самостоятельно определять в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств и особенностей их финансово-хозяйственной деятельности, относятся те или иные не поименованные в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации затраты к расходам в целях налогообложения либо нет.
Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8, ч. 1, Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.02.2004 N 3-И, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.
Следовательно, нормы, содержащиеся в абзацах втором и третьем пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
Таким образом, налоговый орган не вправе делать выводы об экономической целесообразности произведенных расходов и оценивать эффективность полученного результата.
Ссылка налогового органа на то, что в ходе выездной налоговой проверки путевых листов и журнала регистрации предпринимателем представлено не было, судом апелляционной инстанцией не принимается.
Статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Пунктом 29 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" разъяснено, что суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу.
Таким образом, непредставление документов в ходе проверки не лишает налогоплательщика возможности представить документы в суд, и суд обязан принять и оценить данные документы.
С учетом того, что предприниматель представил суду спорные документы, они обоснованно приняты и оценены судом первой инстанции.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции установил все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19.11.2008 по делу N А09-7702/2008-16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г.Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7702/2008
Истец: ИП Дремуков Максим Михаилович
Ответчик: МИФНС России N 2 по Брянской области
Кредитор: Панченко Е. М. представитель
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-25/2009