г. Тула |
Дело N А54-4028/2008-С13 |
02 апреля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Еремичевой Н.В., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29 декабря 2008 года по делу N А54-4028/2008 С13 (судья Крылова И.И.), принятое
по заявлению ООО Торговая фирма "Рязаньшина"
к Администрации города Рязани
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, уведомлены надлежащим образом,
от ответчика: Симановская Н.В. - представитель по доверенности N 05 от 11.01.2009,
УСТАНОВИЛ:
дело рассмотрено после перерыва, объявленного 26.03.2009.
Общество с ограниченной ответственностью "Рязаньшина" (далее - ООО "Рязаньшина", Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании действий Администрации города Рязани (далее - Администрация) об отказе в выкупе земельных участков под объектами недвижимости, изложенные в решении от 30.09.2008 N 04-9/4091 незаконными, и обязании ответчика произвести выкуп земельных участков.
В порядке ст.49 АПК РФ заявитель уточнил наименование общества в соответствии с учредительными документами - ООО "Торговая фирма "Рязаньшина", а также требования и просил признать отказ Администрации города Рязани в выкупе земельных участков под объектами недвижимости, изложенный в письме от 30.09.2008 N 204-9/4091, незаконным и обязать ответчика провести выкуп земельных участков в соответствии с требованиями законодательства.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.12.2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением и телеграммой, имеющимися в деле.
Руководствуясь ст.156 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что неявка представителя указанной стороны не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение представителя ответчика, изучив доводы, изложенные в жалобе, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании договоров купли-продажи от 16.06.2008 N 21-З-к-п, N 22-4-к-п ООО "Торговая фирма "Рязаньшина" приобрело в собственность сооружение - площадку открытого хранения, назначение: нежилое, застроенная площадь 2000 кв.м, инв. N 14729, адрес объекта: Рязанская область, г.Рязань, р-н Южный промузел, 6, соор. 12А, о чём в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.06.2008 сделана запись регистрации N 62-62-01/203/2008-299 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 62-МГ N 655652.
На основании договоров купли-продажи от 11.06.2008 N 19-1-к-п, N 20- 2-к-п Общество приобрело в собственность здание, назначение: нежилое, общей площадью 866,3 кв.м, инв. N 14729, лит. А, по адресу: Рязанская область, г.Рязань, р-н Южный промузел, 6, стр. 12, о чём в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.06.2008 сделана запись о регистрации N 62-62-01/203/2008-300 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 62-МГ N 650912.
11 сентября 2008 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о продаже земельного участка под вышеперечисленными объектами и об оформлении права собственности на данный земельный участок, приложив копии свидетельств о государственной регистрации.
Письмом от 30.09.2008 N 04-9/4091 Администрация отказала Обществу в передаче в собственность земельного участка по адресу: г.Рязань, Южный промузел, 6, соор. 12а, стр.12, для обслуживания нежилого здания и сооружения (площадка открытого хранения). Отказ мотивирован тем, что на запрашиваемом Обществом земельном участке расположены строения и сооружения, находящиеся в реестре муниципальной собственности.
Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок, находящийся по адресу: г.Рязань, Южный промузел, 6, соор. 12а, стр.12, для обслуживания нежилого здания и сооружения (площадка открытого хранения), расположен непосредственно под зданиями (сооружениями), находящимися в собственности Общества, в связи с чем оснований для отказа у Администрации не имелось.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким выводом суда в силу следующего.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1).
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.2).
Согласно ст. 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ и ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.11 настоящего Кодекса, на основании которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Устава муниципального образования - городской округ Рязань Рязанской области (принят Решением Рязанского городского Совета от 30.06.2006 N 470-111) Администрация города Рязани в лице ее органов и подразделений осуществляет функции по предоставление в собственность земельных участков находящихся в муниципальной собственности, рассматривает в пределах своей компетенции земельные вопросы; организует работу по землеустройству.
Согласно п.1 ст.35 Земельного кодекса РФ и п.3 ст.552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
При этом согласно п.2 ст.35 Земельного кодекса РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с п.3 ст.33 Кодекса исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Как следует из материалов дела, на основании договоров купли-продажи от 16.06.2008 N 21-З-к-п, N 22-4-к-п, N 19-1-к-п, N 20-2-к-п ООО "Торговая фирма "Рязаньшина" приобрело в собственность сооружение - площадку открытого хранения, назначение: нежилое, застроенная площадь 2000 кв.м, адрес объекта: Рязанская область, г.Рязань, р-н Южный промузел, 6, соор. 12А, и здание, назначение: нежилое, общей площадью 866,3 кв.м, инв. N 14729, лит. А, по адресу: Рязанская область, г.Рязань, р-н Южный промузел, 6, стр. 12, расположенные на земельном участке, принадлежащем МУ "Дирекция благоустройства города" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, с момента регистрации перехода права собственности на указанные здания к Обществу перешло право использования земельного участка, на котором эти здания располагались, включая прилегающую к нему территорию, необходимую для его эксплуатации.
Согласно п.2 ст.3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст.20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами ст.36 Земельного кодекса РФ.
В силу п.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
Порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения, предусмотрен п. 5, 6, 7 указанной статьи.
Пунктом 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок заинтересованные лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре));
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Таким образом, законодательством предполагается, что на момент обращения земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, поскольку только такой земельный участок согласно ст.37 Земельного кодекса РФ может быть предметом договора купли-продажи.
Как установлено судом, ООО "Торговая фирма "Рязаньшина" обратилось в администрацию г.Рязани с заявлением (л.д.8) о предоставлении в собственность земельных участков, непосредственно под принадлежащими ему зданиями (г.Рязань, р-н Южный промузел, 6, соор.12 и 12А) и находящимися на земельном участке с кадастровым номером 62:29:01 30 001:0022, общей площадью 5254,4 кв.м., предоставленном МУ "Дирекция благоустройства города" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пояснениям Общества, оно не претендует на весь земельный участок с кадастровым номером 62:29:0130001:0022, общей площадью 5254,1 кв.м, переданный в постоянное бессрочное пользование МУ "Дирекция благоустройства города" для строительства мусоросортировочной станции в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом, с расположенными на нем зданиями и строениями, принадлежащими третьим лицам.
Между тем, на момент обращения заявителя с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность границы испрашиваемого заявителем земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимости в установленном порядке не определены. Кадастровый план к заявлению о предоставлении земельного участка Обществом приобщен не был.
Также не были приложены к заявлению и другие предусмотренные Перечнем документы, за исключением копий свидетельств о государственной регистрации.
В тоже время, согласно п.7 ст.36 ЗК (в редакции, действовавшей в период подачи заявления), в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории
Следовательно, изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка носит заявительный характер.
При этом лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Только после указанных действий заявителя и предоставления в орган местного самоуправления кадастрового паспорта земельного участка и всех необходимых документов у уполномоченного органа в силу пункта 8 статьи 36 ЗК РФ возникает обязанность в двухнедельный срок принять решение о предоставлении этого земельного участка и направить заинтересованным лицам копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Однако доказательств того, что Общество обращалось в Администрацию с заявлением об изготовлении кадастровой карты, заявителем в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконным отказа Администрации города Рязани в выкупе земельных участков под объектами недвижимости, изложенного в письме от 30.09.2008 N 204-9/4091, и обязании ответчика провести выкуп земельных участков, не имеется.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании указанного, судебный акт первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Поскольку на момент подачи апелляционной жалобы Администрацией по платежному поручению от 04.02.2009 N 285 уплачена госпошлина в размере 1 000 руб., она подлежит возврату как излишне уплаченная, в связи с тем, что с 29.01.2008 Администрация освобождена от уплаты госпошлины.
При этом ввиду того, что судебный акт принят не в пользу Общества, оно обязано уплатить в бюджет госпошлину в размере 1 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь п.2 ст.269, п.4 ч.1 ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 29.12.2008 по делу N А54-4028/2008-С13 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Торговая фирма "Рязаньшина" о признании отказа Администрации города Рязани в выкупе земельных участков под объектами недвижимости, изложенного в письме от 30.09.2008 N 204-9/4091, незаконным и обязании ответчика провести выкуп земельных участков в соответствии с требованиями законодательства отказать.
Возвратить Администрации г. Рязани (390000, г. Рязань, пл. 50-летия Октября, д.1) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 руб., уплаченную по квитанции от 04.02.2009 N 8605/0139, как излишне уплаченную.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Рязаньшина" (390000, г. Рязань, ул. Есенина, д.108) в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4028/2008
Истец: ООО ТФ "Рязаньшина"
Ответчик: Администрация города Рязани