г. Тула
20 апреля 2009 г. |
Дело N А23-3885/08А-18-284 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Еремичевой Н.В., Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Т.А.,
при участии:
от заявителя - Старченков Д.В. - пред. по дов. N 6/06 от 01.08.2006, удостоверение N 4 от 09.02.2009,
ответчик не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Калужского регионального отделения Фонда социального страхования на решение Арбитражного суда Калужской области от 27 января 2009 года по делу N А23-3885/08А-18-284 (судья Ефимова Г.В.),
установил: государственное учреждение - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к администрации города Обнинска о взыскании затрат на выплату социальных пособий в размере 8000 руб.
Определением Арбитражного суда Калужской области от 03.12.2008 по ходатайству истца к участию в деле в качестве второго ответчика было привлечено Управление социальной защиты населения администрации города Обнинска.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 27.01.2009 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. Считает, что поскольку в рассматриваемом случае один из родителей проходит военную службу в органах внутренних дел, пособие при рождении ребенка должно было быть выплачено за счет средств федерального бюджета по месту службы, ответчик неправомерно назначил и выплатил пособие за счет средств Фонда социального страхования.
Законность и обоснованность решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании Федерального закона Российской Федерации от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865, Инструкции о порядке учета и расходовании средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N22, 17.01.2007 между государственным учреждением - Калужским региональным отделением Фонда социального страхования и Управлением социальной защиты населения администрации города Обнинска (далее - Управление социальной защиты населения) был заключен договор N029 о перечислении Фондом средств Управлению социальной защиты населения для выплаты единовременных пособий, в том числе при рождении ребенка неработающим гражданам.
Согласно п. 4 указанного договора Фонд осуществляет контроль за целевым расходованием органом социальной защиты населения средств, перечисленных Фондом для выплаты пособий.
В период с 22.08.2008 по 25.08.2008 на основании решения управляющего Фондом от 13.08.2008 N 11 была проведена проверка Управления социальной защиты населения по вопросу правильности использования средств Фонда за период с 01.01.2007 по 31.12.2007. Оформлен акт документальной выездной проверки правильности использования средств Фонда социального страхования Российской Федерации органами социальной защиты населения от 25.08.2008 N 11, подписанный сторонами, в котором отражено, что в нарушение ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и п.23, 26 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N865 (далее - Положение), в апреле 2007 года Управлением социальной защиты населения назначено и выплачено пособие при рождении ребенка получателю Евтюховой О.А. при наличии справок с места службы второго родителя: Войсковая часть 3382-Министерство внутренних дел. Указано, что в соответствии с п. 24 Положения данное пособие при рождении ребенка следовало выплачивать за счет средств федерального бюджета по месту службы, в результате за счет средств Фонда излишне выплачено пособие в сумме 8 000 рублей.
16.09.2008 заместителем управляющего Фондом вынесено решение N 11 о непринятии в счет средств, полученных от отделения Фонда на выплату единовременного пособия при рождении ребенка, расходов, произведенных органом социальной защиты населения с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов либо не подтвержденных документами в установленном порядке в сумме 8000 руб. и предложено восстановить в бюджет Фонда указанную задолженность.
Ссылаясь на непогашение Управлением социальной защиты населения данной задолженности в добровольном порядке, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности выплаты пособия матери ребенка за счет средств Фонда и отсутствия оснований для выплаты указанного пособия по месту службы отца.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом Арбитражного суда Калужской области в силу следующего.
Порядок назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и принятым в соответствии с ним Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865 (далее - Положение).
В соответствии со ст.4 указанного Закона выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, проходящим военную службу по контракту; лицам, проходящим службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов.
Подпунктом "в" пункта 26 Положения предусмотрено, что единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается лицам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, лицам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этого пособия предусмотрена международными договорами Российской Федерации, а также лицам, уволенным в связи с выводом воинских частей с территорий государств - бывших республик Союза ССР и других государств на территорию Российской Федерации, передислокацией воинских частей в пределах территории Российской Федерации, истечением срока трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию, за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов.
Статьей 11 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ установлено, что право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
Таким образом, из совокупного содержания вышеуказанных норм следует, что если один из родителей либо лицо, его заменяющее, проходит военную службу по контракту или приравненную к ней службу либо службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, он имеет право на получение единовременного пособия при рождении ребенка по месту службы.
В соответствии с пунктом 23 Положения назначение и выплата единовременного пособия при рождении ребенка одному из родителей либо лицу, его заменяющему, осуществляется по месту работы (службы, учебы), а если родители либо лицо, их заменяющее, не работают (не служат, не учатся) - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
В этой связи неработающему (не обучающемуся, не служащему) родителю либо лицу, его заменяющему, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка только в случае, если другой родитель ребенка либо лицо, его заменяющее, также не работает, не обучается и не служит.
Таким образом, в случае, когда один из родителей либо лицо, его заменяющее, проходит военную службу по контракту или приравненную к ней либо службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а второй родитель либо лицо, его заменяющее, не работает (не служит и не обучается), то применительно к статьям 4 и 11 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ и пунктам 23 и 26 Положения единовременное пособие при рождении ребенка должно быть назначено и выплачено по месту военной и приравненной к ней службы родителя ребенка либо лица, его заменяющего, за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
В рассматриваемом случае мать ребенка - неработающая, отец ребенка - Петухов А.Г. подпадает под категорию "лица, проходящие военную службу по контракту или приравненную к ней", поскольку согласно справке Войсковой части 3382 Министерства внутренних дел РФ от 13.01.2009 в период с 08.12.2003 по 09.07.2007 он проходил военную службу по контракту на должности контролера группы ОСГ (л.д. 81).
При таких обстоятельствах пособие по рождению ребенка должно было выплачиваться не по месту жительства ребенка неработающей матери за счет средств Фонда социального страхования, а в силу специального указания закона по месту службы отца ребенка, как проходящего военную службу по контракту.
С учетом вышеизложенного орган социальной защиты населения с нарушением действующего законодательства произвел выплату пособия в сумме 8 000 руб.
При этом не может быть принято во внимание указание суда на то обстоятельство, что в рассматриваемом случае отсутствовали основания для выплаты пособия по рождению ребенка по месту службы отца, поскольку из содержания ст.4 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" следует, что пособие выплачивается по месту службы только женщинам, проходящим службу по контракту.
Действительно, из содержания ст.4 указанного Закона следует, что пособие выплачивается по месту службы женщинам, проходящим военную службу по контракту.
Между тем из содержания п.26 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" следует, что по месту службы единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается лицам (то есть мужчинам и женщинам), проходящим военную службу по контракту.
В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Согласно преамбуле указанного постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" оно принято в развитие ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и не противоречит ему, а конкретизирует положения данного Закона, является действующим. Поэтому у арбитражного суда не имелось оснований отказывать истцу в применении данного нормативного правового акта.
Кроме того, согласно п.1 вышеуказанного постановления Министерству социальной защиты населения Российской Федерации и Министерству труда Российской Федерации совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами предписано давать разъяснения по применению Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Согласно разработанному во исполнение вышеуказанного пункта постановления Правительства РФ разъяснению "О порядке назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка", утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.06.2008 N 253н и зарегистрированному в Минюсте РФ, если один из родителей либо лицо, его заменяющее, проходит военную службу по контракту или приравненную к ней службу, он имеет право на получение единовременного пособия при рождении ребенка по месту службы.
Следовательно, при решении вопроса о назначении и выплате пособий орган социальной защиты должен был руководствоваться обязательными к исполнению для него нормативными правовыми актами - Федеральным законом Российской Федерации от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865, и данными Минздравсоцразвитием РФ в развитие положений указанных нормативных актов разъяснениями, которые предписывают в случае прохождения одним из родителей службы по контракту выплачивать пособие по рождению ребенка по месту службы данного родителя за счет средств федерального бюджета.
В рассматриваемом случае данное предписание ответчиком не было выполнено, что повлекло возникновение у Фонда социального страхования, за счет средств которого было выплачено пособие неработающей матери ребенка, убытков в сумме 8 000 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что сумма пособия, необоснованно выплаченного органом социальной защиты населения, подлежит взысканию с администрации города Обнинска, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в п. 1 указанной статьи БК РФ.
При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании п. 10 ст. 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, в частности, о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованными требования заявителя о взыскании с администрации города Обнинска, как органа, в компетенцию которого входит осуществление функций распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета муниципального образования, затрат на выплату социальных пособий в размере 8 000 руб.
В силу изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Калужской области от 27 января 2009 года по делу N А23-3885/08А-18-284 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с администрации города Обнинска за счет бюджета муниципального образования "Город Обнинск" в пользу государственного учреждения - Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации затраты на выплату социальных пособий в размере 8 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3885/2008
Истец: ГУ-Калужское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: Управление социальной защиты населения администрации города Обнинска, Администрация города Обнинска
Третье лицо: ГУ-Калужское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1225/2009