г. Тула |
|
04 мая 2009 г. |
Дело N А09-12596/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тучковой О.Г.,
судей Тиминской О.А., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гуленковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Федеральной таможенной службы России, Брянской таможни
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 24.02.2009 по делу N А09-12596/2008 (судья Копыт Ю.Д.), принятое
по иску ООО "ДААК - ТРЕЙД"
к Брянской таможне
третье лицо: Федеральная таможенная служба России,
об обжаловании действий, выразившихся в невозврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов,
при участии:
от заявителя: Ампиголова И.В. - представителя по доверенности от 08.12.2008 N 68,
от ответчика: Супроненко О.Н. - главного государственного таможенного инспектора правового отдела по доверенности от 10.11.2008 N 03-12/1773 (удостоверение ГС N 170012),
от третьего лица: Ананьевой Ю.В. - представителя по доверенности от 15.01.2009 N 15-46/09-2д (удостоверение ГС N 095727), Шепелевой И.В. - по доверенности от 23.12.2008 (удостоверение ГС N 065689),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДААК - ТРЕЙД" (далее - ООО "ДААК - ТРЕЙД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской таможне (далее - Таможня) об обжаловании действий, выразившихся в невозврате денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.02.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Федеральная таможенная служба России (далее - ФТС России) и Брянская таможня обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Судом установлено, что ООО "ДААК - ТРЕЙД" в феврале - марте 2008 года ввезло на территорию РФ синтетические ковры и ковровые изделия артикулов "Таурус" и "Акварели".
Для таможенного оформления указанных товаров Общество подало на Советский таможенный пост Брянской таможни ГТД N 10102100/030308/0001197 на товар: ковры и ковровые изделия синтетические "Таурус" и "Акварели".
Одновременно с ГТД были поданы сертификаты происхождения товаров формы СТ-1 N MD 003579 - на ковры "Таурус" и СТ-1 N MD 003578 - на "Акварели", выданные Унгеньской таможней Республики Молдова 26.02.2008, подтверждающие заявленную в ГТД страну происхождения - Республика Молдова.
ООО "ДААК - ТРЕЙД" также подало на Советский таможенный пост Брянской таможни ГТД N 10102100/290208/П001161 на товар: ковры и ковровые изделия синтетические "Акварели". Одновременно с ГТД был подан сертификат происхождения товаров формы СТ-1 N MD 003580, выданный Унгеньской таможней Республики Молдова 27.02.2008, подтверждающий заявленную в ГТД страну происхождения - Республика Молдова.
Таможней 04.03.2008 выдано уведомление о том, что по имеющейся на таможенном посту информации (письмо ФТС России от 17.09.07 N 01-06/34590) в отношении синтетических ковров "Таурус" и "Акварели", изготовляемых фабрикой "Молдабела", проводится проверка, касающаяся доли стоимостных иностранных компонентов, используемых при производстве указанных ковровых изделий; на основании письма ФТС России, до окончания проверки ковровые изделия не могут считаться происходящими с территории Республики Молдова и в отношении них не могут быть представлены тарифные преференции, предусмотренные Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994.
Выпуск товара по указанным ГТД был осуществлен соответственно 11.03.2008 и 07.03.2008 после внесения денежного залога в размере 712 285,61 руб. и 357420,76 руб., о чем выданы таможенные расписки N 10102100/110308/ТР-2610806 и N Ю102100/070308/ТР-2610805.
ООО "ДААК - ТРЕЙД" 09.09.2008 обратилось в Брянскую таможню с письмом N 09/09 о том, что, согласно имеющейся у Общества информации, на поступившие запросы из таможенных органов Российской Федерации Таможенной службой Республики Молдова были даны исчерпывающие ответы и высланы необходимые документы, касающиеся проводимой проверки, и таким образом выполнены все установленные Таможенным кодексом РФ формальности, устраняющие сомнения в достоверности декларируемых сведений. Вместе с тем, Общество просило сообщить окончательные результаты (принятое решение) по итогам проводимой проверки.
Брянская таможня письмом от 30.09.2008 N 20-14/24909 сообщила Обществу о направлении запроса в Центральное таможенное управление о завершении проводимой ФТС России проверки и по получении ответа информация будет сообщена незамедлительно.
Одновременно ООО "ДААК - ТРЕЙД" со своей стороны направило запросы по факту проводимой проверки в отношении указанных СТ-1в Таможенную службу Республики Молдова и генеральному директору СП "Молдабела".
Из ответа Таможенной службы Республики Молдова от 26.09.2008 N 06-4-6/6524 следовало, что данная служба получала запросы из ФТС России в мае. Факт выдачи сертификата соответствия Унгеньской таможней Молдовы был подтвержден в ФТС РФ письмом от 14.05.2008 N 06-4-6-781/3018, а письмом от 26.05.2008 N 06-4-6-837/3306 Таможенная служба Республики Молдова направила в ФТС РФ уточняющую информацию и документы, подтверждающие происхождение товаров по всем указанным в запросе СТ-1 (всего на 252 листах).
ООО "ДААК - ТРЕЙД" был также получен ответ генерального директора СП "Молдабела", из которого следовало, что выдача сертификатов СТ-1, начиная с 01.01.08, осуществляется Таможенной службой Республики Молдова, а продукция фабрики "Молдабела" соответствует критериям пункта 4 подп. "б" и "в" Правил определения страны происхождения товаров.
После получения данной информации 28.10.2008 Общество обратилось в Брянскую таможню с заявлениями о возврате денежного залога по форме, установленной Приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607, с приложением 3-го экземпляра таможенной расписки и ответов Таможенной службы Республики Молдова.
На данное заявление ООО "ДААК - ТРЕЙД" получен ответ Брянской таможни от 13.11.2008 N 19-14/28984 о том, что Брянская таможня не располагает сведениями о завершении проверки и осуществить возврат денежных залогов невозможно.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 14 ТК РФ).
В соответствии с п.1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Положениями ст. 149 ТК РФ установлено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные ст. 152 ТК РФ, при соблюдении следующих условий:
1) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного ст. 154 ТК РФ;
2) если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
3) если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с настоящим Кодексом;
4) если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо представлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с гл. 31 ТК РФ.
Согласно ст. 34 Закона РФ N 5003-1 от 21.05.93 "О таможенном тарифе" (далее - Закон) в отношении ряда товаров, перемещаемых через таможенную границу, могут устанавливаться тарифные льготы (тарифные преференции).
При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
В соответствии со ст. 36 Закона при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде:
освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:
происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза.
Следовательно, товар может быть выпущен в сводное обращение на территории Российской Федерации с предоставлением преференций, если данный товар происходит из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза.
В силу ст. ст. 36, 37 ТК РФ для предоставления тарифных преференций сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Если сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным (имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам, в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации) либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения (ч. 4 ст. 36 ТК РФ).
Таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения также в целях проведения выборочной проверки. Проведение такой проверки не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при таможенном оформлении (ч. 5 ст. 36 ТК РФ).
В отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 (далее - Соглашение) и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999 и находящихся в торговом обороте между этими государствами, страна происхождения товаров определяется на основании Правил определения страны происхождения товаров. Такие Правила утверждены решением Совета глав правительств государств Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) от 30.11.2000 "О правилах определения страны происхождения товаров" (далее - Правила).
Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара или декларации о происхождении товара. При экспорте товаров из государства - участника Соглашения сертификат о происхождении товара выдается уполномоченным органом в соответствии с национальным законодательством государства-экспортера (пункты 10 и 11 Правил).
Как указано в пункте 19 Правил, товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и (или) сведения, подтверждающие его происхождение.
Согласно пункту 16 Правил и пункту 4 статьи 36 ТК РФ в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения.
При этом таможенный орган страны ввоза в целях устранения возникших сомнений не лишен права принимать во внимание иные сведения и документы, которыми он располагает (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2006 N 110 "Об определении страны происхождения товаров, ввозимых из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли").
В соответствии со ст. 367 ТК РФ таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров в соответствии с настоящим Кодексом, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.
Как указано в пункте 1 статьи 153 ТК РФ, при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 ТК РФ, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями статьи 153 ТК РФ.
В силу пункта 3 статьи 153 ТК РФ при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации. Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения указанной проверки. Таможенный орган сообщает декларанту в письменной форме размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.
Как следует из материалов дела, для подтверждения страны происхождения товаров и права на получение тарифных преференций Общество представило в Таможню сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1 N N MD003578, MD003579 от 26.02.2008 и N MD003580 от 27.02.2008, из содержания которых усматривается, что стоимость импортного сырья в цене конечной продукции ниже 50%. Страна происхождения товара - Республика Молдова.
Основанием для проведения проверки выполнения критерия достаточной переработки явилось обращение в ФТС России Некоммерческого партнерства "Российское шерстяное сообщество" от 02.10.2006 N 42-КР-РШС, выражающее обеспокоенность завозом на территорию РФ ковров из Республики Молдова с нарушением международных соглашений.
В связи с чем ФТС России обратилась в Торгово-промышленную палату Республики Молдова, в Таможенную службу Республики Молдова, а также непосредственно в ООО "Молдабела" с запросами о представлении дополнительных сведений относительно синтетических ковров артикулов "Акварель", "Вернисаж" "Роял-Фиеста", "Таурус" производства фабрики "Молдабела". При этом, как следует из материалов дела, запрашиваемая информация предоставлялась.
ФТС России письмом от 17.09.2007 N 01-06/34590 приостановила предоставление преференциального режима на синтетические ковры артикулов "Таурус" и "Акварели", изготовленные на территории Республики Молдова фабрикой "Молдабела". Основанием для данного решения послужили имеющиеся у ФТС России предварительные сведения о том, что доля стоимости иностранных компонентов в цене данных синтетических ковров превышает 50%, что не отвечает критерию достаточной обработки/переработки товаров, установленному Правилами.
Данное письмо обязывало таможни, осуществляющие оформление указанного товара, незамедлительно направлять копии сертификатов о происхождении товара формы СТ-1 с комплектом товаросопроводительных и коммерческих документов в Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений для последующей их проверки.
В целях проведения проверки выполнения критерия достаточной переработки в отношении синтетических ковров артикулов "Таурус" и "Вернисаж" ФТС России 11.07.2008 направила запрос в Таможенную службу Республики Молдова с просьбой подтвердить факт выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1, а также представить уточняющую информацию по данным сертификатам, а именно коммерческие документы, на основании которых ТПП Республики Молдова принято решение о выполнении критерия достаточной переработки... при производстве шерстяных ковров.
При этом по указанным ГТД Обществом ввозились синтетические ковры.
Следовательно, по данным сертификатам проверка ФТС России не проводилась, поэтому вывод таможенного органа о том, что доля стоимости иностранных компонентов в цене данных синтетических ковров в целом (по всей продукции фабрики "Молдабела") превышает 50%, не может являться правомерным применительно к конкретным артикулам ковров "Таурус" и "Акварели" по настоящему делу.
Других доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что товар не считается происходящим из Республики Молдова и что доля иностранных компонентов в цене ввезенных Обществом синтетических ковров превышает 50%, Таможней не представлено.
Таким образом, исследовав надлежащим образом все фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что таможенный орган не доказал наличие оснований для вынесения оспариваемых уведомления и требования, а также оснований, препятствующих выпуску товара, ввезенного Обществом.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что несмотря на решение Экономического Совета СНГ от 16.12.2005 и возникшие у ФТС России сомнения относительно выполнения правила адвалорной доли, преференций Обществу предоставлялись вплоть до сентября 2007 года.
Вместе с тем, решением Экономического Совета СНГ 12.09.2008 отменено правило адвалорной доли. Указанное решение вступило в законную силу для России с даты его подписания. Данная норма изменила права и обязанности участников ранее возникших и незакончившихся правоотношений. При этом старая норма, введенная Решением Экономического Совета СНГ от 16.12.2005, немедленно прекратила свое действие на те же правоотношения, которые ранее регулировала.
Таким образом, данным решением пересмотрены отношения, которые возникли ранее, и улучшено положение Общества.
Статьей 54 Конституции РФ предусмотрен запрет распространения обратной силы только на Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность.
В соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы-принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, т.е. принимаемые акты международного права не могут противоречить Конституции РФ.
С учетом того, что ООО "ДААК - ТРЕЙД" обратилось в Брянскую таможню с заявлением о возврате денежных средств, внесенных в качестве залога, 28.10.2008 (в момент действия решения от 12.09.2008), правоотношения между Обществом и Таможней по внесенному денежному залогу и его возврату имеют длящийся характер, в связи с чем их не коснулись изменения в законодательстве.
Как уже указывалось выше, п.5 ст. 357 ТК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, когда возврат денежного залога не производится: при наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности.
Сведений о наличии у ООО "ДААК - ТРЕЙД" задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов, начиная с 16.12.2005 по настоящее время, ответчиком в суд не представлено.
Согласно п. 1 ст. 357 ТК РФ возврат денежного залога осуществляется при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о его возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства. По истечении указанного срока невостребованные суммы денежного залога перечисляются в федеральный бюджет и возврату не подлежат.
При этом ТК РФ не предусматривает такого основания для невозврата суммы залога, как отсутствие сведений о завершении проверки.
Следовательно, оснований для отказа Обществу в возврате денежного залога не имеется.
Довод апелляционной жалобы Брянской таможни о том, что бремя доказывания выполнения критерия достаточной переработки, в том числе соблюдение критерия адвалорной доли, возложено на сторону, претендующую на получение тарифных преференций, судом не принимается.
Никаких дополнительных документов и сведений Брянская таможня у ООО "ДААК-ТРЕИД" не запрашивала. В соответствии с письмом ФТС России от 17.09.07 N 01-06/34590 спорные СТ-1 были направлены в ФТС РФ для осуществления проверки.
Таким образом, непосредственно у самого Общества на протяжении времени проведения проверки не возникало никакой обязанности по представлению дополнительных документов и сведений, подтверждающих соблюдение спорного критерия.
Суд первой инстанции установил все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 24.02.2009 по делу N А09-12596/2008 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г.Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-12596/2008
Истец: ООО " ДААК - ТРЕЙД"
Ответчик: Брянская таможня
Третье лицо: Федеральная таможенная служба России
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1344/2009