город Тула |
Дело N А54-4146/2008 С5 |
18 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Тиминской О.А., Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 20АП-2028/2009, 20АП-2017/2009, 20АП-2009/2009) Правительства Рязанской области, Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, Главного Управления лесного хозяйства Рязанской области
на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 30.03.2009 по делу N А54-4146/2008 С5 (судья Шуман И.В.), принятое по
исковому заявлению государственного учреждения - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
к ликвидационной комиссии государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес",
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительства Рязанской области, государственного учреждения Рязанской области "Можарское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Первомайское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Шелуховское лесничество", Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области, государственного учреждения Рязанской области "Нижне-Окское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Клепиковское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Шиловское лесничество", государственного учреждения Рязанской области 'Тумское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Шацкое лесничество", Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, государственного учреждения Рязанской области "Ерахтурское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Ермишинское лесничество", государственного учреждение Рязанской области "Касимовское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Кораблинское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Криушинское лесничество", главного Управления лесного хозяйства Рязанской области, государственного учреждения Рязанской области "Бельковское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Ряжское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Рязанское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Сасовское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Солотчинское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Спасское лесничество",
об обязании государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес" включить в ликвидационный баланс государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес" в требования кредиторов 3-й очереди государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: государственного учреждения - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования Российской федерации - Терехина И.Ю., ведущий специалист отдела правового обеспечения, доверенность от 11.01.2009 N 6;
от ответчика: ликвидационной комиссии государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес" - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьих лиц: Правительства Рязанской области - Ерастов С.С., доверенность от 21.01.2009 N 1/3;
Главного управления лесного хозяйства Рязанской области - Прокофьев М.Ю., специалист отдела регулирования лесных отношений, доверенность от 04.08.2008;
от иных третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, фонд) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к ликвидационной комиссии государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес" об обязании государственное учреждение Рязанской области "Рязаньлес" включить в ликвидационный баланс государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес" в требования кредиторов третьей очереди ГУ Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с суммой повременных капитализированных платежей 9680133 руб. 94 коп. (с учетом уточнения заявленных требований).
Определениями Арбитражного суда Рязанской области от 31.10.2008 от 06.02.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Рязанской области, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Главное управление лесного хозяйства Рязанской области; государственные учреждения Рязанской области, а также образованные в результате реорганизации в форме выделения из государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес" государственное учреждение Рязанской области "Бельковское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Ерахтурское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Ермишинское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Касимовское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Кораблинское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Криушинское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Можарское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Первомайское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Ряжское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Рязанское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Сасовское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Солотчинское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Спасское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Тумское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Шацкое лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Шелуховское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Нижне-Окское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Клепиковское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Шиловское лесничество" (т. 3, л. 27-28; т. 5, л.9-13).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 30.03.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Правительство Рязанской области, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Главное Управление лесного хозяйства Рязанской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Представители ответчика, государственного учреждения Рязанской области "Можарское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Первомайское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Шелуховское лесничество", Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области, государственного учреждения Рязанской области "Нижне-Окское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Клепиковское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Шиловское лесничество", государственного учреждения Рязанской области 'Тумское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Шацкое лесничество", Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, государственного учреждения Рязанской области "Ерахтурское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Ермишинское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Касимовское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Кораблинское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Криушинское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Бельковское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Ряжское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Рязанское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Сасовское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Солотчинское лесничество", государственного учреждения Рязанской области "Спасское лесничество" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле. Министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области, государственным учреждением Рязанской области "Сасовское лесничество" направлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка указанных представителей лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей фонда, Правительства Рязанской области, Главного управления лесного хозяйства Рязанской области, изучив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзывах на них, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в связи с передачей осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в целях реализации передаваемых полномочий, Правительством Рязанской области 18.12.2006 вынесено распоряжение N 508-р об учреждении государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес", подведомственного Управлению природопользования Рязанской области (т. 3, л.68).
Распоряжением Управления государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области и Управления природопользования Рязанской области от 20.12.2006 N 397-р утвержден устав государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес" (т. 3, л. 97-104), в который в последующем были внесены соответствующие изменения и дополнения (т. 3, л.109-114).
06.02.2007 государственное учреждение Рязанской области "Рязаньлес" зарегистрировано в государственном учреждении - Рязанском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.
На основании распоряжения Правительства Рязанской области от 12.02.2007 N 52-р государственные учреждения Рязанской области (государственное учреждение Рязанской области "Бельковский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Ерахтурский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Ермишинский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Касимовский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Кораблинский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Криушинский опытно-производственный лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Можарский лесхоз", государственное учреждение "Первомайский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Ряжский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Сасовский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Спасский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Тумский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Шацкий лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Шелуховский лесхоз") реорганизованы в форме присоединения к государственному учреждению Рязанской области "Рязаньлес" (т.3, л.106-107).
Во исполнение распоряжения Правительства Рязанской области от 12.02.2007 N 52-р 15.02.2007 утверждены передаточные акты о передаче имущества, прав и обязанностей государственных учреждений Рязанской области "Бельковский лесхоз", "Ерахтурский лесхоз", "Касимовский лесхоз", "Кораблинский лесхоз", "Ряжский лесхоз", "Рязанский лесхоз", "Сасовский лесхоз", "Шелуховский лесхоз" государственному учреждению Рязанской области "Рязаньлес" (т.3, л.108).
По распоряжению Правительства Рязанской области от 25.10.2007 N 454-р государственное учреждение Рязанской области "Рязаньлес" реорганизовано в форме разделения на государственные учреждения Рязанской области, подведомственные Управлению природопользования Рязанской области (государственное учреждение Рязанской области "Бельковский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Ерахтурский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Ермишинский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Касимовский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Кораблинский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Криушинский опытно-производственный лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Можарский лесхоз", государственное учреждение "Первомайский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Сасовский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Спасский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Тумский лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Шацкий лесхоз", государственное учреждение Рязанской области "Шелуховский лесхоз", государственное учреждение "Нижнее-Окское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Клепиковское лесничество", государственное учреждение Рязанской области "Шиловское лесничество" (т.3,л.313).
В вышеназванное распоряжение Правительства Рязанской области 25.12.2007 внесены изменения, а именно государственное учреждение Рязанской области "Рязаньлес" реорганизовано в форме выделения из него государственных учреждений, подведомственных Управлению природопользования Рязанской области (пункт 1 распоряжения от 25.12.2007 N 624-р) (т.3, л. 134).
Распоряжением Управления природопользования Рязанской области и Управлением государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области N 636-р 29.12.2007 утверждены разделительные балансы вышеперечисленных учреждений (по состоянию на 27.12.2007) и утверждены их уставы (т.3, л.132-133).
19.05.2008 Правительством Рязанской области вынесено распоряжение N 234-р о ликвидации государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес" (т. 1, л. 16).
Распоряжением Управления государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области и Управления лесного хозяйства от 30.05.2008 N 305-р создана ликвидационная комиссия для проведения ликвидации государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес", утвержден ее состав (т. 3, л.54).
При этом ликвидационной комиссии поручено произвести организационно-штатные мероприятия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно в срок до 11.06.2008 письменно уведомить налоговые органы о ликвидации учреждения; в срок до 11.06.2008 разместить в органах печати публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица заказным письмом с уведомлением; в срок до 15.08.2008 представить на утверждение в Управление государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области и в Управление лесного хозяйства Рязанской области промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества учреждения и перечнем предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; в срок до 20.08.2008 представить на утверждение в указанные учреждения ликвидационный баланс; в срок до 01.09.2008 обеспечить государственную регистрацию прекращения деятельности государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес" в связи с его ликвидацией.
25.06.2008 в Вестнике государственной регистрации опубликовано уведомление о ликвидации государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес" (т. 4, л. 71).
До истечения двухмесячного срока со дня вышеуказанной публикации истец направил председателю ликвидационной комиссии государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес" (г. Рязань, ул. Есенина, д.9) заказное письмо от 16.07.2008 (исх. N 05-22/05/21784) (т.1,л.20), которое получено государственным учреждением Рязанской области "Рязаньлес" 18.07.2008 (т.1,л.18а,19,23).
В указанном письме ГУ Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предъявило размер страхового обеспечения, назначенного каждому пострадавшему на производстве государственного учреждения "Рязаньлес", для возмещения вреда здоровью, для расчета капитализируемых платежей, подлежащих перечислению в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации. Кроме того, заявитель указал ликвидационной комиссии о необходимости производства соответствующего расчета капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, его согласовании и включении в промежуточный ликвидационный баланс (т. 1, л.17-18).
ГУ Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ направило председателю ликвидационной комиссии государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес" вариант расчета для согласования размера капитализированных платежей (9680133 руб. 94 коп.) по ликвидируемому учреждению (т.1,л.24-26).
Указанный вариант расчета получен государственным учреждением Рязанской области "Рязаньлес" 21.07.2008 (т.1,л.19-21).
Письмом от 14.08.2008 (исх. N 140) государственное учреждение Рязанской области "Рязаньлес" направило министру имущественных и земельных отношений Рязанской области промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 15.08.2008 с приложением расшифровки по кредиторской задолженности (т. 3, л. 69-70).
Капитализированные платежи, исчисленные заявителем, в указанный баланс не включены.
27.08.2008 в адрес министра имущественных и земельных отношений Рязанской области государственное учреждение Рязанской области "Рязаньлес" направило ликвидационный баланс по состоянию на 27.08.2008 с приложением расшифровок по дебиторской и кредиторской задолженности (т.3,л.71-71).
В связи с тем, что ликвидационная комиссия государственного учреждения "Рязаньлес" не включила в ликвидационный баланс этого учреждения в требования кредиторов повременные капитализированные платежи в сумме 9680133 руб. 94 коп., государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке ст. 64 ГК РФ обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрена такая форма прекращения юридического лица, как его ликвидация.
В соответствии со ст.ст. 62, 63 ГК РФ при ликвидации юридического лица орган, принявший такое решение, назначает ликвидационную комиссию. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. С этой целью в средствах массовой информации помещается публикация о ликвидации юридического лица и о порядке и сроках заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс и производит расчеты в очередности, установленной в статье 64 ГК РФ.
Пунктом 2 статьи 1093 ГК РФ предусмотрено, что в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.
Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору, определен Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Обязанность по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного, путем предоставления необходимых видов обеспечения по страхованию (страховое возмещение вреда в виде денежных сумм) Закон N 125-ФЗ возлагает на страховщика, которым в силу статьи 3 названного Закона является Фонд социального страхования.
Страховщик, как лицо, на которое возложена обязанность по возмещению вреда застрахованному, имеет право в силу Закона N 125-ФЗ получать от страхователя, ответственного за вред, причиненный жизни и здоровью гражданина, предназначенные для удовлетворения требований граждан капитализированные платежи.
В силу ст. 3 Закона N 125-ФЗ обязательным платежом по обязательному социальному страхованию является страховой взнос, который страхователь обязан внести страховщику. Капитализированные платежи страховыми взносами не являются.
Порядок внесения капитализированных платежей определяется Правительством Российской Федерации (п. 2 ст.23 Закона N 125-ФЗ).
Правительство Российской Федерации постановлением от 17.11.2000 N 863 утвердило порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Порядок) и обязало Фонд социального страхования Российской Федерации разработать и утвердить методику расчета размера капитализируемых платежей.
Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей утверждена постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72 (далее - Методика).
Согласно пункту 1 Порядка и Методики капитализированные платежи предназначены для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Расчет капитализированных платежей производится с учетом информации о каждом получателе обеспечения по страхованию.
Пунктом 4 статьи 64 ГК РФ предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора он вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд к ликвидационной комиссии.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.05.2008 Правительством Рязанской области вынесено распоряжение N 234-р о ликвидации государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес" (т. 1, л. 16).
В рассматриваемом случае основанием для формирования капитализированных платежей послужило то обстоятельство, что до начала процедуры ликвидации государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес" в его состав вошел ряд лесхозов, расположенных на территории Рязанской области, в которых ранее произошли несчастные случаи с работниками, а именно:
- 10.08.1988 работник Рязанского лесхоза Авдеев М.С. повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 2 о несчастном случае на производстве) (т. 1, л.28-29);
- 17.03.1969 работник Касимовского лесхоза Аничкина В.В. повредила здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 3 о несчастном случае на производстве) (т. 1, л.41-43);
- 21.02.1995 работник Ерахтурского лесхоза Барышников П.Н. повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве, происшедшего 21.02.1995 (акт N 1 о несчастном случае на производстве) (т. 1, л. 53-54);
- 21.04.1978 работник Можарского лесхоза повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 9 о несчастном случае на производстве) (т.1, л. 64-65);
- 22.06.1995 работник Рязанского лесхоза Важинская Л.Ф. повредила здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 1 о несчастном случае на производстве) (т.1, л.75-76);
- 14.11.1987 работник Криушинского опытно-производственного лесхоза Гурова З.Д. повредила здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 4 о несчастном случае на производстве) ( т.1, л.д. 84-85);
- 08.06.1995 работник Бельковского лесхоза Ковлагин М.П. повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 3 о несчастном случае на производстве) (т.1, л. 96-97);
- 23.06.1989 работник Ерахтурского лесхоза Коровин Н.П. повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 1 о несчастном случае на производстве) (т. 1, л. 104-105);
- 14.08.1999 работник Ерахтурского лесхоза Котов Н.М. умер вследствие несчастного случая на производстве (акт N 1 о несчастном случае на производстве) (т. 2, л.119-120);
- 26.01.2000 работник государственного учреждения - Бельковского лесхоза Касимовского района Рязанской области Нелидкин И.А. повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 1 о несчастном случае на производстве) (т. 2, л. 2-3);
- 28.11.2002 работник Ерахтурского лесхоза Шиловского района Рязанской области Оника Г.П. умер вследствие несчастного случая на производстве (акт N 1 о несчастном случае на производстве) (т. 2, л. 17-18);
- 06.05.2006 работник федерального государственного учреждения "Тумский лесхоз" Подчиненов Ю.Н. умер вследствие несчастного случая на производстве (акт о расследовании смертельного несчастного случая) (т. 2, л. 35-36);
- 05.05.1956 работник Можарского лесхоза Кузнецова В.С. повредила здоровье вследствие несчастного случая на производстве (т. 2, л.55-56);
- 18.10.2005 работник федерального государственного учреждения "Ряжский лесхоз" повредил здоровье вследствие профессионального заболевания (акт о случае профессионального заболевания от 22.11.2005) (т. 2, л. 66-67);
- 14.03.1990 работник Касимовского лесхоза повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве (т. 2, л. 90-92);
- 16.03.1992 работник Рязанского лесхоза Ходыкин В.Н. умер вследствие несчастного случая на производстве (акт N 1 о несчастном случае на производстве) (т. 2, л.100);
- 27.03.1987 работник Рязанского лесхоза Шелогуров О.В. повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве (акт N 2 о несчастном случае на производстве) (т.2, л.118-119).
Названные лесхозы, в которых произошли несчастные случаи, передали ГУ Рязанскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ дела в отношении потерпевших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, о чем составлены акты приема-передачи от 06.03.2000, 12.01.2000, от 14.01.2000, от 16.01.2000, от 17.01.2000 , от 18.01.2000, от 06.05.2005, от 26.03.2003 , от 01.02.2006, от 03.10.2006 (т. 1, л. 122-123; 67-68; 35-36; 45-46; 56-57; 78-79; 87-88; 99-100; 107-108; т. 2, л. 5-6; 39-40; 61-62; 69-70; 95-96; 105-106; 121-122).
Приказами ГУ Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования РФ всем потерпевшим от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, а также их иждивенцам (в случае смерти такого потерпевшего) назначены (продлены) ежемесячные страховые выплаты.
Получив информацию о ликвидации государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес", фонд направил в ликвидационную комиссию обращение о включении в ликвидационный баланс государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес" в требования кредиторов третьей очереди ГУ - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с суммой повременных капитализированных платежей 9680133 руб. 94 коп.
Между тем указанная сумма капитализированных платежей в ликвидационный баланс государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес" ликвидационной комиссией не включена.
В обоснование требований ГУ - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, в частности, представило акты о несчастных случаях на производстве, выписки из актов освидетельствования во ВТЭК, приказы о назначении страховых выплат пострадавшим, также их иждивенцам (в случае смерти потерпевших) и об их индексации, судебные акты о присужденных выплатах, расчеты по каждому пострадавшему.
Как установлено судом, каких-либо возражений относительно размера требования фонда ответчиком не представлено.
Не опровергли размер требований истца и Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Главное управление лесного хозяйства Рязанской области.
Контррасчет сумм капитализированных платежей ответчиками не представлен.
Размер требований фонда документально подтверждается, в частности передаточными актами, подписанными руководителями лесхозов и фондом (акты от 06.03.2000 , от 12.01.2000, от 14.01.2000, от 16.01.2000, от 17.01.2000, от 18.01.2000, от 06.05.2005, от 26.03.2003, от 01.02.2006, от 03.10.2006, (т. 1, л. 122-123; 67-68; 35-36; 45-46; 56-57; 78-79; 87-88; 99-100; 107-108; т. 2, л. 5-6; 39-40; 61-62; 69-70; 95-96; 105-106; 121-122), в которых лесхозами самостоятельно заявлялись факты о несчастных случаях на производстве или профессиональных заболеваниях и прикладывались документальные обоснования.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, иск заявлен фондом до утверждения ликвидационного баланса государственного учреждения Рязанской области "Рязаньлес".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требования ГУ - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, о том, что судом первой инстанции нарушен пятидневный срок изготовления решения в полном объеме, не может быть принят во внимание, поскольку в силу ст. 270 АПК РФ данное обстоятельство основанием для отмены не является.
Ссылка подателя жалобы на то, что суд первой инстанции неправомерно обязал ГУ Рязанской области "Рязаньлес" включить в ликвидационный баланс капитализированные платежи, поскольку ответчиком по настоящему делу является ликвидационная комиссия, а ликвидируемое лицо правом включения в ликвидационный баланс капитализированных платежей не обладает, отклоняется.
Как усматривается из материалов дела, первоначально ГУ Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обратилось, в частности, с требованием о включении в ликвидационный баланс ГУ Рязанской области "Рязаньлес" в требования кредиторов третьей очереди ГУ - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с капитализированными платежами в сумме 6980133 руб. 94 коп., к ликвидационной комиссии.
Впоследствии фонд, в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнил исковые требования и просил суд обязать ГУ Рязанской области "Рязаньлес" включить в ликвидационный баланс данного учреждения в требования кредиторов третьей очереди ГУ- Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с суммой повременных капитализированных платежей 6980133 руб. 94 коп. (т.9,л.19-20).
Уточненное заявленное требование принято судом первой инстанции, что отражено в протоколе судебного заседания от 06.03.2009 (т.9,л.99).
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметь, что в соответствии с п.3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени юридического лица выступает в суде.
Таким образом, ликвидационная комиссия не является самостоятельным лицом в деле, а выступает от имени юридического лица.
Несостоятельна также ссылка заявителя жалобы на то, что судом первой инстанции не привлечен орган исполнительной власти области, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории области в финансовой и бюджетных сферах - Министерство финансов Рязанской области, поскольку из материалов дела не усматривается, каким образом в рассматриваемом случае затрагиваются его права и интересы.
Довод, положенный в основу апелляционных жалоб Правительства Рязанской области и Главного управления лесного хозяйства Рязанской области о том, что все права и обязанности ГУ Рязанской области "Рязаньлес", в том числе и обязательства перед фондом, перешли к 19 государственным учреждениям (лесничествам), не может быть принят во внимание в силу следующего.
Действительно, в декабре 2007 года согласно распоряжению Правительства Рязанской области от 25.10.2007 N 454-р произошла реорганизация в форме выделения из ГУ Рязанской области "Рязаньлес" 19 государственных учреждений (лесничеств), к которым перешли все права и обязанности ГУ Рязанской области "Рязаньлес".
В соответствии с п.4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
Между тем, как правомерно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в том числе и из разделительного баланса по состоянию на 27.12.2007 (т.9,л.71-81), спорные обязательства к вновь образованным юридическим лицам в порядке п.4 ст. 58 ГК РФ не переданы.
Довод, изложенный в жалобах Правительства Рязанской области и Главного управления лесного хозяйства Рязанской области, об отсутствии правопреемства по спорному обязательству обоснованно отклонен судом первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционные жалобы не содержат, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 30.03.2009 по делу N А54-4146/2008 С5 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4146/2008
Истец: Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: Ликвидационная комиссия ГУ "Рязаньлес", Государственное учреждение Рязанской области "Рязаньлес"
Кредитор: Почтамт, Межрайонная ИФНС России N9 по Рязанской области, Межрайонная ИФНС России N8 по Рязанской области, Межрайонная ИФНС России N7 по Рязанской области, Межрайонная ИФНС России N10 по Рязанской области, Межрайонная ИФНС России N1 по Рязанской области
Третье лицо: Правительство Рязанской области, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, Межрайонная ИФНС России N2 по Рязанской области, Государственное учреждение Рязанской области Солотчинское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Шиловское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Шелуховское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Шацкое лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Тумское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Спасское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Сасовское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Рязанское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Ряжское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Первомайское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Нижне-Окское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Можарское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Криушинское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Кораблинское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Клепиковское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Касимовское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Ермишинское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Ерахтурское лесничество", Государственное учреждение Рязанской области "Бельковское лесничество", Государственное учреждение "Шацкое лесничество", Главное Управление лесного хозяйства Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2009/2009