город Тула
18 июня 2009 г. |
Дело N А68-10018/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2009 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каструба М.В.,
судей Байрамовой Н.Ю., Никуловой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбачевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего ОАО "Тулауголь" на решение Арбитражного суда Тульской области от 12.03.2009 по делу N А68-10018/08 (судья Тажеева Л.Д.), принятое по иску ОАО "Тулауголь" к 1) Государственному архиву Тульской области, 2) Центру документации по личному составу Тульской области, 3) Комитету Тульской области по делам архивов; третье лицо: 1) администрация Тульской области, 2) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления в Тульской области об обязании принять на хранение архивные документы,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): Блиновой И.В. - представителя по доверенности от 01.04.2009;
от ответчика Государственного архива Тульской области: Лысака В.М. - директора;
от ответчика Центра документации по личному составу Тульской области: Антонова Д.Н. - директора;
от ответчика Комитета Тульской области по делам архивов: Журина А.П. - председателя на основании удостоверения N 1667;
от третьего лица Администрации Тульской области: Демидовой А.В. - представителя по доверенности N 60-к-1/2452 от 22.12.2008;
от третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления в Тульской области: не явился, извещен;
установил:
открытое акционерное общество "Тулауголь" (далее - ОАО "Тулауголь") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к Комитету Тульской области по делам архивов, при участии третьих лиц: администрации Тульской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления в Тульской области, об обязании Комитета Тульской области по делам архивов принять архивные документы ОАО "Тулауголь" на хранение в Государственный Архив Тульской области.
До принятия судебного акта по делу в суде первой инстанции истец заявил о привлечении в дело в качестве ответчиков Государственный архив Тульской области и Центр документации по личному составу, в связи чем, уточнил исковые требования, просил обязать Комитет Тульской области по делам архивов, в соответствии и с соблюдением действующего законодательства РФ и Тульской области организовать хранение архивных документов производственного объединения "Тулауголь" за период с 1942 г. по 31.01.1994г., обязать Центр документации по личному составу Тульской области принять на хранение архивные документы по личному составу производственного объединения "Тулауголь" и ОАО "Тулауголь" за период с 1942г. по 1994 г., обязать Государственный Архив Тульской области принять на хранение архивные документы постоянного срока хранения производственного объединения "Тулауголь" и ОАО "Тулауголь" за период с 1942г. по 1994 г.
Судом первой инстанции удовлетворено ходатайство ОАО "Тулауголь" о привлечении в дело в качестве ответчиков Государственного архива Тульской области и Центра документации по личному составу, принято уточнение исковых требований.
Решением арбитражного суда от 12 марта 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, конкурсный управляющий ОАО "Тулауголь" обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы ссылается на то, что архивные документы ПО "Тулауголь" по настоящее время являются государственной (федеральной) собственностью, а ОАО "Тулауголь" является негосударственным предприятием лишь с момента её регистрации в качестве ОАО с 31.01.1994 года, в связи с чем архивные документы, образовавшиеся за период с 1942 года по 31.01.1994 года, должны подлежать передаче конкурсным управляющим государственному архиву без упорядочивания их состояния. Заявитель также указывает, что часть документов находится в упорядоченном состоянии.
В судебном заседании представитель истца изложил доводы апелляционной жалобы, поддержал ее в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Пояснил, что архивные документы, находящие в помещениях ООО "Триумвират", до момента образования в январе 1994 года ОАО "Тулауголь" являются государственной собственностью, в связи с чем обязанность по их комплектованию и упорядочению не входит в компетенцию ОАО "Тулауголь".
Представитель ответчика Комитета Тульской области по делам архивов не согласен с доводами апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указал, что ОАО "Тулауголь" должен передать упорядоченный архив.
Представитель ответчика Государственного архива Тульской области не согласен с доводами апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснил, что документы не разграничивались по срокам хранения и по личному составу, а Государственный архив Тульской области принимает на хранение только документы постоянного срока хранения.
Представитель ответчика Центра документации по личному составу Тульской области не согласен с доводами апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица администрации Тульской области не согласен с доводами апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления в Тульской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в суд представителя не направило.
Представители лиц, явившихся в судебное заседание, не возражали против рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления в Тульской области.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления в Тульской области.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
ОАО "Тулауголь" создано в результате приватизации в 1994 г.
В соответствии с п. 3.2 Устава ОАО "Тулауголь" 2002 г., утвержденного решением годового общего собрания акционеров ОАО "Тулауголь" от 21.06.02г. N 10, ОАО "Тулауголь" является правопреемником Тульского производственного объединения по добыче угля "Тулауголь".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.10.07г. по делу N А68-581/Б-06 ОАО "Тулауголь" признано несостоятельным (банкротом). Определением суда от 22.10.07г. конкурсным управляющим ОАО "Тулауголь" утвержден Баскаков А.А.
В соответствии с решением Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-3876/08-201/7 от 03.10.08г. ОАО "Тулауголь" обязано освободить от архивных документов принадлежащие ООО "Триумвират" помещения, расположенные по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, ул. Маяковского, д. 27/1 в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу с передачей помещений по акту приема-передачи ООО "Триумвират".
Как усматривается из материалов дела, конкурсный управляющий ОАО "Тулауголь" обращался в адрес Комитета Тульской области по делам архивов (N 89 от 17.12.07г., N136 от 01.02.08г., N 206 от 03.06.08г., N 221 от 23.06.08г., N 354 от 20.10.08г.), губернатора Тульской области (N 88 от 17.12.07г., N 137 от 01.02.08г., N208 от 03.06.08г., N 220 от 23.06.08г.), председателя Тульской Федерации профсоюза (N 207 от 03.06.08г.) с просьбой принять на хранение архивные документы ОАО "Тулауголь".
В ответах администрации Тульской области (N 60-н-35/661/1,0-384и от 21.02.08г., N 60-к-35/661/2,3-2444и от 01.07.08г.) и Комитета Тульской области по делам архивов (N37-01-54/275 от 01.07.08г.) разъяснено, что Государственный архив Тульской области имеет возможность принять на хранение документы ОАО "Тулауголь", но в упорядоченном виде и на основании договора между конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. Вопрос о хранении документов ОАО "Тулауголь" будет рассматриваться при условии обработки и подготовки документов к государственному хранению.
Из письма Государственного архива Тульской области N 100 от 29.01.09г. следует, что конкурсный управляющий ОАО "Тулауголь" в период с 01.01.06г. и по дату ответа - 29.01.09г., не обращался непосредственно в Государственный архив Тульской области с просьбой о приеме на хранение архивных документов.
В соответствии со справкой Центра документации по личному составу Тульской области N 4 от 29.01.09г. конкурсный управляющий ОАО "Тулауголь" в течение 2007-2009гг. в Центр по вопросу заключения договора о приеме документов архива ОАО "Тулауголь" не обращался.
В силу статей 7-9 Федерального закона N 125-ФЗ от 22.10.2004 "Об архивном деле в Российской Федерации" архивные документы классифицируются на архивные документы, относящиеся к государственной собственности (федеральной и собственности субъектов), муниципальной собственности и частной собственности.
Согласно ч. 10 ст. 23 ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
Как разъяснено в п. 10 Указа Президента РФ N 552 от 17.03.1994 "Об утверждении положения об архивном фонде Российской Федерации" при ликвидации или реорганизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, государственных учреждений, организаций и предприятий, а также в случае изменения формы собственности этих учреждений, организаций и предприятий образовавшиеся при осуществлении их деятельности архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам при сохранении федеральной и (или) государственной собственности на указанные документы, а при отсутствии правопреемника передаются учреждениям Федеральной архивной службы России.
Аналогичное положение содержится в ст. 9 Закона Тульской области "Об архивном фонде Тульской области и архивов".
Вместе с тем, в п. 17 Указа Президента РФ N 552 от 17.03.1994г. "Об утверждении положения об архивном фонде Российской Федерации" указано, что негосударственную часть архивного фонда Российской Федерации составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности, в том числе негосударственных объединений (корпораций, ассоциаций, акционерных общества), учреждений, организаций и предприятий промышленности. Отнесение документов к составу Архивного фонда Российской Федерации осуществляется органами и учреждениями Федеральной архивной службы России совместно с собственниками этих документов на основании соглашения (договора) после экспертизы их ценности.
В п. 14.2.4 Основных правилах работы ведомственных архивов установлено, что перед ликвидацией документов ликвидируемой или реорганизованной организации проводится проверка наличия и состояния дел, а также качества обработки документов, хранящихся в делопроизводстве и ведомственном архиве. Передача документов в государственный архив осуществляется по описям и оформляется актом.
В силу п. 14.2.5 Основных правил, если состояние и качество обработки документов ликвидированной или реорганизованной организации не соответствуют требованиям Основных Правил, то ликвидационная комиссия обязана организовать упорядочение документов в соответствии с требованиями Основных Правил и после этого передать документы по принадлежности.
Таким образом, из системного толкования указанных норм права следует, что реализация права конкурсного управляющего должника на передачу документов в архив связана, в силу закона с необходимостью заключения соответствующего договора и приведения передаваемых документов должника в определенное упорядоченное состояние.
С учетом изложенного, суд области сделал правильный вывод, что государственные учреждения могут принять, вне зависимости от формы собственности предприятия-источника пополнения архива, только обработанные архивные документы в соответствии с законодательством и в порядке установленным законодательством.
В соответствии с постановлением администрации Тульской области N 634 от 24.09.2003 "Об утверждении Положения о комитете Тульской области по делам архивов", Комитет Тульской области по делам архивов является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим контроль в сфере архивного дела, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями губернатора и администрации Тульской области деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.
Таким образом, принимая во внимание указанные обстоятельства, суд области правомерно указал, что Комитет по делам архивов Тульской области не является надлежащим ответчиком по делу, обязанным организовывать хранение архивных документов ОАО "Тулауголь", поскольку это не входит в его компетенцию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и отказал в удовлетворении иска.
Довод заявителя жалобы о том, что архивные документы ПО "Тулауголь" по настоящее время являются государственной (федеральной) собственностью, а ОАО "Тулауголь" является негосударственным предприятием лишь с момента её регистрации в качестве ОАО с 31.01.1994 года, в связи с чем архивные документы, образовавшиеся за период с 1942 года по 31.01.1994 года, должны подлежать передаче конкурсным управляющим государственному архиву без упорядочивания их состояния, подлежит отклонению, поскольку в решении суда первой инстанции ему дана надлежащая правовая оценка.
Довод жалобы в отношении упорядоченной части архива также является необоснованным, поскольку как указывалось выше, прием документов в архив осуществляется на договорной основе. Доказательств направления в адрес кого-либо из ответчиков проекта договора на передачу архива истцом не представлено.
В связи с изложенным выводы суда области соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, оснований к отмене принятого по делу решения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 рублей относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 12 марта 2009 года по делу N А68-10018/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
М.В. Каструба |
Судьи |
Н.Ю. Байрамова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-10018/2008
Истец: ОАО "Тулауголь"
Ответчик: Центр документации по личному составу Тульской области, Комитет Тульской области по делам архивов, Государственный архив Тульской области
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления ТО, Администрация ТО
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2023/2009