город Тула
29 июля 2009 г. |
Дело N А09-5688/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2009 года. Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рыжовой Е.В.,
судей Можеевой Е.И., Тиминской О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зотовым Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный N 20АП-2115/2009) открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Брянской области от 14 апреля 2009 года по делу N А09-5688/2008 (судья Зенин Ф.Е.), принятое по иску муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальный сервис поселка Белая Березка", п. Белая Березка Трубчевского района Брянской области, к открытому акционерному обществу "Брянские коммунальные системы", г. Брянск, третье лицо: Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области, г. Брянск, о взыскании 1 141 865 рублей 20 копеек,
при участии в судебном заседании:
от ответчика (заявителя): Башкатовой И.М. - представителя по доверенности от 29.12.2008 года N 407-П-68;
от истца и третьего лица: не явились, извещены судом надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный сервис поселка Белая Березка" (далее - МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы" (далее - ОАО "Брянские коммунальные системы") 1 136 997 рублей 26 копеек неосновательного обогащения (том 1, л.д. 2-4).
До принятия решения по делу истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неоднократно уточнял размер исковых требований.
Согласно ходатайству от 23.03.2009 года истец просил взыскать с ответчика 1 141 865 рублей 20 копеек неосновательного обогащения и 49 280 рублей расходов на оплату услуг представителя. Ходатайство об увеличении иска до 1 141 865 рублей 20 копеек принято судом (том 2, л.д. 51-52, 62).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил об отказе от иска в части взыскания 174 182 рублей 83 копеек неосновательного обогащения, составляющего сумму налога на добавленную стоимость. Данный отказ принят судом (том 2, л.д. 53, 62).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.04.2009 года уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме: с ОАО "Брянские коммунальные системы" в пользу МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" взыскано 967 682 рубля 37 копеек неосновательного обогащения и 24 640 рублей в возмещение расходов по оплате услуг представителя, а также в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины, производство по делу в части взыскания 174 182 рублей 83 копеек прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части (том 2, л.д. 63-70).
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, ОАО "Брянские коммунальные системы" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 14.04.2009 года, в удовлетворении исковых требований МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" о взыскании неосновательного обогащения отказать (том 2, л.д. 78-84).
Оспаривая решение суда первой инстанции, заявитель жалобы указывает, что в действиях ОАО "Брянские коммунальные системы" отсутствуют признаки неосновательного обогащения, общество не пользовалось чужими услугами и имуществом, в связи с чем применение судом первой инстанции статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации необоснованно. По мнению заявителя, суд первой инстанции также неправильно истолковал положения пункта 35.1 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года N 109, а именно: то, что при доведении по своим сетям тепловой энергии своим потребителям истец осуществляет регулируемый вид деятельности.
Считает, что суд первой инстанции к спорным правоотношениям применил закон, не подлежащий применению, а именно: пункт 35.1 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, пункт 10.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской федерации от 06.08.2004 года N 20-э/2 (в редакции от 21.10.2008 года N 209-э/1).
Обращает внимание на то, что вопросы тарифообразования не находятся во взаимосвязи с заявленными исковыми требованиями, поскольку существует законодательно определенный механизм регулирования тарифа в случае, если при его формировании в него были включены необоснованные расходы.
Ссылаясь на пункт 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, отмечает, что затраты на содержание сетей, не участвующих в передаче тепловой энергии между энергоснабжающей организацией и потребителем, не должны включаться в тариф.
Указывает, что ОАО "Брянские коммунальные системы" получает денежные средства с каждого потребителя, а не за счет ответчика, который, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, должен нести расходы по содержанию своего имущества. По мнению заявителя жалобы, затраты на содержание сетей истца должны быть возмещены не ОАО "Брянские коммунальные системы", а потребителями коммунальных услуг, которым осуществляется поставка тепловой энергии.
МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" в суд апелляционной инстанции направило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласилось с доводами жалобы, просило решение Арбитражного суда Брянской области от 14 апреля 2009 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Брянские коммунальные системы" - без удовлетворения (том 2, л.д. 129-133).
Указало, что довод ОАО "Брянские коммунальные системы" об отсутствии у ответчика неосновательного обогащения опровергает факт незаключения с МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" договора на оказание услуг по обслуживанию тепловых сетей. Считает несостоятельной ссылку заявителя жалобы на то, что услуги по передаче тепловой энергии по сетям истца могут учитываться в тарифе на тепловую энергию в связи с тем, что истец осуществляет транспортировку тепловой энергии по внутридомовым сетям.
При этом в обоснование своих доводов ссылается на пункты 15-19, 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, пункты 10, 19 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Истец и третье лицо, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, представителей не направили.
Отзыв МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" содержит ходатайство об отложении судебного разбирательства по рассмотрению апелляционной жалобы в связи с невозможностью направить представителя для участия в судебном заседании.
Представитель ответчика, явившийся в судебное заседание, возражал против удовлетворения заявленного ходатайства, поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции участвовало несколько представителей истца и документы, подтверждающие уважительность причины неявки в судебное заседание, в суд не предоставлены.
С учетом мнения представителя ответчика, явившегося в судебное заседание, суд отклонил заявленное ходатайство об отложении судебного разбирательства и рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика изложил доводы апелляционной жалобы, поддержал ее в полном объеме, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены решения Арбитражного суда Брянской области от 14.04.2009 года ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Трубчевского муниципального района от 30.12.2005 года N 860 "О создании муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" было создано МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка", которому на основании постановления Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Трубчевского района от 01.03.2006 года N 4 было передано на праве хозяйственного ведения имущество, в том числе тепловые сети (теплопровод, участок теплотрассы, наружные теплосети) (том 1, л.д. 45-46).
01.03.2006 года МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" (Потребитель) и ГУП "Брянсккоммунэнерго" (Телпоснабжающая организация) подписали договор N 11 на оказание услуг по обслуживанию тепловых сетей (том 1, л.д. 86-87).
На основании данного договора МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" и Трубчевское МЭС филиал ГУП "Брянсккоммунэнерго" подписали акты полезного отпуска тепловой энергии за март-апрель 2006 года (том 1, л.д. 89-91).
На основании данных актов был выставлен счет-фактура от 28.04.2006 года N 121 за обслуживание тепловых сетей на общую сумму 174 914 рублей 71 копейка (том 1, л.д. 88). Указанная сумма была оплачена в полном объеме, путем проведения зачета встречных требований.
Письмом от 11.07.2006 года N 1/67-э ГУП "Брянсккоммунэнерго" уведомило МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" о том, что с 11.07.2006 года энергоснабжающей организацией по поставке тепловой энергии является ОАО "Брянские коммунальные системы", поскольку на основании распоряжения Администрации Брянской области от 07.07.2006 года N 581-р "Об аренде имущества ГУП "Брянсккоммунэнерго" между ОАО "Брянские коммунальные системы" и ГУП "Брянсккоммунэнерго" 10.07.2006 года заключен договор аренды имущества, предназначенного для производства и передачи тепловой энергии (том 1, л.д. 41).
11.07.2006 года МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" (Абонент) и ОАО "Брянские коммунальные системы" (Энергоснабжающая организация) заключили договор энергоснабжения тепловой энергией N 132-10100084, по условиям которого ОАО "Брянские коммунальные системы" обязалось подавать МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" через присоединенную сеть тепловую энергию в объемах и на условиях договора, а Абонент - своевременно и в полном объеме производить оплату принятой энергии (том 1, л.д. 10-34).
В соответствии с пунктом 9.2 договор вступает в силу с 11.07.2006 года, действует до 08.07.2007 года и считается ежегодно продленным, если за 30 дней до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от исполнения договора или о заключении договора на иных условиях, или внесении изменений (дополнений) в договор.
Поскольку ни одна из сторон по истечении согласованного срока действия договора не заявила об отказе от его исполнения, договор считается продленным на следующий год.
В силу актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (Приложения N 2), подписанных между сторонами, системы теплопотребления, а также устройства и сооружения для присоединения Абонента к колодцу (или камере) на наружной сети, а также внутридворовые и внутридомовые тепловые сети, сооружения и устройства на них, тепловые вводы и выпуски находятся на балансе Абонента, несущего ответственность за их эксплуатацию, на балансе МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" также находятся тепловые сети, по которым ОАО "Брянские коммунальные системы" поставляет тепловую энергию юридическим лицам, расположенным в поселке Белая Березка.
После передачи имущества МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" и заключения с ОАО "Брянские коммунальные системы" договора энергоснабжения тепловой энергией от 11.07.2006 года N 132-10100084 в адрес Энергоснабжающей организации истцом был направлен проект договора на оказание услуг по обслуживанию тепловых сетей от 12.07.2006 года, в соответствии с которым МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" оказывает ОАО "Брянские коммунальные системы" услуги по обслуживанию тепловых сетей (том 1, л.д. 35-37).
Стоимость услуг по договору в 2006 году составила 265 557 рублей (без налога на добавленную стоимость). Ответчик договор не подписал, оплату расходов на содержание тепловых сетей не произвел.
09.02.2007 года письмом N 38 МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" обратилось в адрес ОАО "Брянские коммунальные системы" с требованием о перечислении суммы расходов на содержание тепловых сетей за 2006 года и с просьбой заключить договор на оказание услуг по обслуживанию тепловых сетей на 2007 год (том 1, л.д. 38).
Стоимость услуг по договору на 2007 год составила 698 900 рублей (без налога на добавленную стоимость) (том 1, л.д. 39-40).
Ответчик указанный договор не подписал, оплату расходов на содержание тепловых сетей не произвел. За период с июля 2006 года по декабрь 2007 года сумма расходов МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка", связанных с содержанием тепловых сетей, составила 967 682 рублей 37 копеек (том 2, л.д. 51).
Ссылаясь на то, что расходы на содержание тепловых сетей включены в тариф на тепловую энергию, установленный государственными органами, МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" обратилось в суд с иском о взыскании, с учетом уточнения, неосновательного обогащения в сумме 967 682 рублей 37 копеек (том 1, л.д. 2-4; том 2, л.д. 51-53).
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 543, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, пришел к выводам о том, что требования истца основаны на законе и подтверждены материалами дела, подлежат удовлетворению, доводы ответчика противоречат фактическим обстоятельствам дела, нормам закона, не подтверждены соответствующими доказательствами.
Проверив в порядке апелляционного производства применение норм материального и процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Брянской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции правильными ввиду следующего.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
По смыслу статей 2, 3 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
Согласно статье 6 указанного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют регулирование указанных тарифов в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В силу положений пунктов 15-19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:
1) на топливо;
2) на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность);
3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;
4) на сырье и материалы;
5) на ремонт основных средств;
6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
8) прочие расходы.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации в состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включаются:
1) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями на проведение регламентных работ;
2) расходы на оплату работ и услуг непроизводственного характера, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других;
3) отчисления на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных электростанций на всех стадиях их жизненного цикла и развития, определяемые в установленном порядке;
4) плата за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
5) плата за аренду имущества;
6) расходы на служебные командировки, включая оформление виз и сборов;
7) расходы на обучение персонала;
8) расходы на страхование;
9) отчисления на проведение мероприятий по надзору и контролю, производимые гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, по утверждаемым в установленном порядке нормативам;
9.1) расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических сетей и других объектов электроэнергетики, согласованные с соответствующим регулирующим органом;
10) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по тарифам.
На основании пункта 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;
сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;
сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.
В счетах на оплату электрической и тепловой энергии (мощности) помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.
Следовательно, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что вопросы тарифообразования не находятся во взаимосвязи с заявленными исковыми требованиями, поскольку существует законодательно определенный механизм регулирования тарифа в случае, если при его формировании в него были включены необоснованные расходы, и что затраты на содержание сетей, не участвующих в передаче тепловой энергии между энергоснабжающей организацией и потребителем, не должны включаться в тариф, судом апелляционной инстанции признаются необоснованными.
Вывод суда первой инстанции о том, что тарифы на тепловую энергию в 2006 году и 2007 году были сформированы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, судом апелляционной инстанции признается правильным.
Довод заявителя жалобы о том, что в действиях ОАО "Брянские коммунальные системы" отсутствуют признаки неосновательного обогащения, общество не пользовалось чужими услугами и имуществом, судом апелляционной инстанции признается необоснованным, поскольку судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что МУП "Жилищно-коммунальный сервис п. Белая Березка" с июля 2006 года по 31.12.2007 года несло бремя расходов на содержание тепловых сетей, находящихся у него на балансе, которые включены в тариф на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Брянские коммунальные системы", что подтверждено материалами дела (том 1, л.д. 59-60, 75-76, 93, 146).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании 967 682 рубля 37 копейки неосновательного обогащения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда от 14.04.2009 года и удовлетворения апелляционной жалобы ОАО "Брянские коммунальные системы".
Доводы заявителя апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам дела, исследованным судом первой инстанции, дана правильная правовая квалификация.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя - ОАО "Брянские коммунальные системы".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Брянской области от 14 апреля 2009 года по делу N А09-5688/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы", г. Брянск, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Е.И. Можеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-5688/2008
Истец: МУП "Жилищно-коммунальный сервис п.Белая Березка"
Ответчик: ОАО " Брянские коммунальные системы"
Третье лицо: Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2115/2009