г. Тула |
|
|
03 августа 2009 года Дело N А23-1696/09 А-18-70 Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2009 года. |
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тучковой О.Г., судей Тиминской О.А., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гуленковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управление по Калужской области
на решение Арбитражного суда Калужской области
от 19.06.2009 по делу N А23-1696/09 А-18-70 (судья Ефимова Г.В.), принятое
по заявлению ГУ "Кировская межрайонная ветеринарная лаборатория"
к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управление по Калужской области,
об оспаривании постановления от 30.03.2009 N 52
при участии:
от заявителя: не явились, извещены надлежаще,
от ответчика: Ворониной Л.С. - главного специалиста-эксперта отдела правовой работы по доверенности от 11.01.2009 N 2, Пыко Е.В. - начальника отдела государственного ветеринарного надзора по доверенности от 27.03.2009 N 12,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Кировская межрайонная ветеринарная лаборатория" Калужской области (далее - Учреждение, Лаборатория) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Россельхознадзора по Калужской области (далее - Управление) об оспаривании постановления от 30.03.2009 N 52 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 19.06.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Заявитель в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст.ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей ответчика, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит отмене в связи со следующим.
Судом установлено, что 17.03.2009 Управлением проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства в сфере ветеринарии ГУ "Кировская межрайонная ветеринарная лаборатория", расположенного по адресу: г. Киров, Калужской области, ул. Гоголя, д.4.
Результаты проверки отражены в акте от 17.03.2009, где указано, что Учреждением не обеспечена биологическая безопасность учреждения, а именно - не соблюдается принцип поточности при исследовании патматериала, не соблюдается принцип размещения помещений по разделению на "заразную" и "чистую" зоны, прием патматериала не соответствует требованиям, холодильник для хранения патматериала расположен в моечной, нет помещения для дезинфекции, стирки, сушки спецодежды, стиральная машина расположена в моечной, не ведется контроль работы просроченных химреактивов, тем самым нарушены Правила проведения лабораторных исследований в области ветеринарии, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 05.11.2008 N 490.
По результатам проверки Управлением Россельхознадзора в отношении Учреждения составлен протокол от 17.03.2009 N 883-В/09 об административном правонарушении.
За нарушение пунктов 4, 5, 6 Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии, выразившееся в том, что Учреждением не оборудован санпропускник (специальное бытовое помещение) для входа работников лаборатории в производственные помещения, не оборудовано отдельное помещение для проведения лабораторных исследований кормов, в связи с чем данные исследования проводятся в комнате приема патологического материала, Учреждение привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10000 рублей, о чем руководителем Управления вынесено постановление от 30.03.2009 N 52 о назначении административного наказания.
Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исходя из анализа диспозиции ст. 10.6 - 10.8 КоАП РФ нарушения ГУ "Кировская межрайонная ветеринарная лаборатория" Правил проведения лабораторных исследований в области не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 10.6 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция не согласна с указанным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 10.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил.
Из буквального толкования приведенной нормы закона следует, что административная ответственность по ст. 10.6 КоАП РФ наступает не только за нарушение правил карантина животных, но и за нарушение других ветеринарно-санитарных правил.
Абзацем 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) установлено, что под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства (абз. 3 ст. 1 Закона о ветеринарии).
На основании Закона о ветеринарии приказом Минсельхоза РФ от 05.11.2008 N 490 утверждены Правила проведения лабораторных исследований в области ветеринарии (далее - Правила) (зарегистрированы в Минюсте 11.12.2008 за N 12836).
Правила проведения лабораторных исследований в области ветеринарии приняты Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 5.2.9 Положения о Минсельхозе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N450.
Согласно п. 2 Правил их действие распространяется на учреждения, входящие в состав Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, иные организации, независимо от их подчиненности и форм собственности, осуществляющие лабораторные исследования в области ветеринарии, в соответствии с п.1 данных Правил.
Данные Правила устанавливают общие требования к проведению организациями, осуществляющими лабораторные исследования в области ветеринарии, практической деятельности, направленной на предупреждение, диагностику и лечение болезней животных, выпуск и обращение полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных (п.1).
В силу п. 1.3 устава Лаборатория является государственным учреждением ветеринарии.
На основании пункта 3.1 устава деятельность Лаборатории строится на основе осуществления системы контроля в том числе за эпизоотическим благополучием в районе путем проведения диагностических исследований.
Основными задачами Лаборатории являются: проведение плановых и текущих диагностических исследований патологического материала и крови животных с целью предупреждения и ликвидации инфекционных и массовых незаразных болезней животных; лабораторный контроль за безопасностью продуктов животноводства и растениеводства в ветеринарно-санитарном отношении; проведение ветеринарно-санитарных исследований кормов, воды, продуктов и сырья животного и растительного происхождения, а также других объектов ветеринарного надзора; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана закрепленной территории от заноса и распространения инфекционных и инвазионных болезней из других регионов; и другие.
К функциям Лаборатории относятся: проведение в плановом порядке с целью диагностики заболевания животных, в том числе птиц, пушных зверей, пчел и рыб, патологоанатомические, микроскопические, бактериологические, серологические, гематологические, биохимические, токсикологические, копрологические, радиологические и другие лабораторные исследования соответствующих материалов, поступивших непосредственно из хозяйств, ветеринарных учреждений района, а также отобранных специалистами учреждения; исследует корма и воду с целью определения их безвредности для животных.
Таким образом, исходя из видов деятельности, указанных в Уставе ГУ "Кировская межрайонная ветеринарная лаборатория", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Правила распространяются на данную организацию.
В силу ст.23 Закона о ветеринарии должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Лаборатории в составе производственных помещений не имеется вспомогательного помещения для осуществления дезинфекции, стирки, сушки, глажения и хранения спецодежды; не оборудован санпропускник (специальное бытовое помещение) для входа работников ветеринарной лаборатории в производственные помещения, использующих в своей деятельности возбудителей заразных болезней животных; для проведения лабораторных исследований кормов не оборудовано отдельное помещение; исследование кормов производится в комнате приема патологического материала, что является нарушением пунктов 4,5,6 Правил.
Таким образом, Учреждением нарушен п.5 Правил, что образует объективную сторону состава административного правонарушения по ст. 10.6 КоАП РФ.
Порядок привлечения Лаборатории к административной ответственности Управлением соблюден.
Довод Лаборатории о том, что проведение проверок не относится к полномочиям Управления, апелляционной инстанцией во внимание не принимается.
Согласно Положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 г. N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии (пункт 1).
Приказом Службы от 24.01.04 г. N 4 "О создании территориальных органов Россельхознадзора" сформированы территориальные органы - управления Службы, призванные осуществлять функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
Пунктом 6.5 названного приказа закреплено право должностных лиц управления, являющихся государственными инспекторами по контролю и надзору в закрепленной сфере деятельности, рассматривать в случаях и порядке, установленных законодательством, дела об административных правонарушениях в закрепленной сфере деятельности и применять меры административного наказания или направлять в судебные органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в правонарушении.
В силу ст. 23.14 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.6 - 10.8, частью 8 статьи 19.5 настоящего Кодекса.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях Учреждения, выразившихся в нарушении Правил, есть состав административного правонарушения, предусмотренного статьи 10.6 КоАП РФ, в связи с чем Управление в пределах своих полномочий правомерно привлекло Лабораторию к административной ответственности.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь п.2 ст.269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст.271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 19.06.2009 по делу N А23-1696/09 А-18-70 отменить.
В удовлетворении заявления Государственного учреждения "Кировская межрайонная ветеринарная лаборатория" об отмене постановления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Калужской области от 30.03.2009 N 52 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г.Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1696/2009
Истец: ГУ Кировская межрайонная ветеринарная лаборатория
Ответчик: Управление Россельхонадзора по Калужской области
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2841/2009