07 августа 2009 г. |
Дело N А23-2133/09А-9-70 |
г. Тула
Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2009.
Полный текст постановления изготовлен 07.08.2009
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Игнашиной Г.Д.,
Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Седовой К.Н.,
при участии:
от ООО "Объединенные птицефабрики": Мосейчука А.Н. - представителя (доверенность от 20.07.2009); Мосейчука П.А. - представителя (доверенность от 23.01.2009),
от УФМС России по Калужской области: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Объединенные птицефабрики" на решение Арбитражного суда Калужской области от 17.06.2009 по делу N А23-2133/09А-9-70 (судья Храпченков Ю.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Объединенные птицефабрики" (далее по тексту - ООО "Объединенные птицефабрики", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления территориального пункта УФМС России по Калужской области в Мещовском районе (далее по тексту - Управление, административный орган) от 25.05.2009 N 249 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 17.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Объединенные птицефабрики" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
УФМС России по Калужской области в Мещовском районе отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Представитель УФМС России по Калужской области в Мещовском районе в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в деле.
На основании ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителя Управления.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей ООО "Объединенные птицефабрики", явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 06.06.2008 должностными лицами УФМС России по Калужской области в Мещовском районе проведена проверка соблюдения ООО "Объединенные птицефабрики" миграционного законодательства.
В ходе проверки был установлен факт привлечения Обществом в нарушение ч. 4 ст. 13, п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства" к трудовой деятельности в РФ гражданина Узбекистана Абдуразакова О.Р., не имеющего разрешения на работу.
Усмотрев в действиях ООО "Объединенные птицефабрики" признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, начальник ТП УФМС России по Калужской области в Мещовском районе составил протокол об административном правонарушении от 24.06.2008 N 249, на основании которого принял постановление от 25.05.2009 N 249 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ООО "Объединенные птицефабрики" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, и о соблюдении административным органом порядка привлечения его к ответственности, в том числе указал на надлежащее извещение ООО "Объединенные птицефабрики" о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Данный вывод суд первой инстанции мотивировал тем, что уведомление от 22.05.2009 было получено не только охранником предприятия, но и лично генеральным директором Общества.
Между тем, из приобщенного к материалам дела уведомления от 22.05.2009 о рассмотрении дел об административном правонарушении и вынесении постановлений 25 мая 2009 года в 12 часов 00 минут (понедельник) (л.д. 38), адресованного генеральному директору Общества, следует, что оно вручено 22.05.2009 (пятница) охраннику предприятия. В упомянутом уведомлении также имеется подпись с указанием даты 23.05.2009, но без ее расшифровки и без указания должности лица ее совершившего.
Однако согласно представленному Обществом в суд апелляционной инстанции штатному расписанию охранник не является работником ООО "Объединенные птицефабрики". Указания на то, что он получил уведомление по доверенности от Общества, выданной ему на получение корреспонденции предприятия, в нем не содержится.
Имеющаяся в уведомлении от 22.05.2009 подпись без ее расшифровки не позволяет суду определить, кому она принадлежит. При том, что представитель Общества в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы отрицал факт его вручения надлежащему лицу.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленное административным органом в подтверждение надлежащего извещения Общества о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Объединенные птицефабрики" уведомление от 22.05.2009 с достоверностью не подтверждает данный факт, а следовательно, и наличие у территориального пункта УФМС России по Калужской области в Мещовском районе права на рассмотрение дела в отсутствие законного представителя Общества.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Допущенное территориальным пунктом УФМС России по Калужской области в Мещовском районе нарушение при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Объединенные птицефабрики" является существенным нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Кроме того, частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Перечень категорий иностранных граждан, на которых вышеназванные положения не распространяются, закреплен указанной нормой Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 250 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
В пункте 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ указано, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения в сфере нарушения правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) составляет один год.
В части 2 данной нормы предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные в части 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, и характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного противоправного деяния.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Из протокола об административном правонарушении от 24.06.2008 N 249 и постановления от 25.05.2009 N 249 следует, что гражданин Узбекистана Абдуразаков О.Р. был привлечен ООО "Объединенные птицефабрики" к трудовой деятельности в качестве резчика мяса при отсутствии у него разрешения на работу с марта 2008 года.
Поскольку объективная сторона вменяемого Обществу правонарушения состоит в допуске к выполнению работ на территории РФ иностранного гражданина без разрешения на работу, то есть это деяние носит одномоментный характер, то по своему характеру это правонарушение не может быть отнесено к категории длящегося.
В связи с этим годичный срок давности привлечения Общества к административной ответственности за вменяемое административное правонарушение следует исчислять с момента его совершения, а именно, с марта 2008 года. Указанный срок истек в марте 2009 года.
Оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено административным органом 25.05.2009, то есть за пределами установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных ООО "Объединенные птицефабрики" требований о признании незаконным и об отмене постановления территориального пункта УФМС России по Калужской области в Мещовском районе от 25.05.2009 N 249 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а заявленные ООО "Объединенные птицефабрики" требования - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 17.06.2009 по делу N А23-2133/09А-9-70 отменить.
Постановление территориального пункта УФМС России по Калужской области в Мещовском районе от 25.05.2009 N 249 о привлечении ООО "Объединенные птицефабрики" к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья: |
Н.В.Еремичева |
Судьи |
Г.Д.Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2133/2009
Истец: ООО"Объединенные птицефабрики"
Ответчик: ТП УФМС России по Калужской области в Мещовском районе
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2829/2009