г.Тула |
Дело N А68-2849/09-103/18 |
24 сентября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Тиминской О.А., Еремичевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Косогорский металлургический завод" на решение Арбитражного суда Тульской области от 30.07.2009 (судья Коновалова О.А.)
по заявлению ОАО "Косогорский металлургический завод"
к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: Финогенова Н.Д. - юрисконсульт юротдела (доверенность от 11.03.2009 N 53),
от ответчика: Казакова Н.Ю. - зам. начальника юротдела (доверенность от 18.02.2009 N 02-03/01733), Чеканихина Н.Н. - главный специалист-эксперт (доверенность от 20.05.2009 N 02-26/4673),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Косогорский металлургический завод" (далее - ОАО "КМЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (Инспекция, налоговый орган) с требованиями:
1) о признании незаконными действий налогового органа по включению в "Справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, платежам" N 221 по состоянию на 01.04.2009:
- недостоверных сведений о наличии у ОАО "КМЗ" неисполненной обязанности по уплате пеней: по налогу на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет, в сумме 2 862 900,10 руб., по налогу на прибыль, зачисляемую в субъекты РФ, в сумме 1 451 142,55 руб., по НДФЛ в сумме 18 084 668,67 руб., по ЕСН зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 6 272 302,47 руб., по ЕСН, зачисляемому в ФСС в сумме 4 681,07 руб., по ЕСН, зачисляемому в ФОМС РФ страхования РФ, в сумме 35 409,87 руб., по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС РФ в сумме 943 601,77 руб., на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 120 429,68 руб., на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленное на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 7 882,90 руб., по НДС на товары, производимые на территории РФ, в сумме 23 400 026,52 руб., на платежи за добычу подземных вод в сумме 411 627,88 руб., на отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в федеральный бюджет, в сумме 17 059,53 руб., на отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджет субъекта РФ, в сумме 54 956,92 руб., на налог на имущество предприятий в сумме 4 976 879,67 руб., на прочие налоги и сборы в сумме 2 536,54 руб., на налог с продаж в сумме 35 417,77 руб., на налог на рекламу в сумме 2 006,04 руб., на целевые сборы с граждан и с предприятий на содержание милиции, благоустройство территорий и др. цели в сумме 67 793,07 руб., на прочие местные налоги и сборы в сумме 3 102 233,67 руб., а всего в сумме 61 853 556,69 руб.
- сведений о задолженности по налоговым санкциям: по налогу на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет, в сумме 61 134,08 руб., по налогу на прибыль, зачисляемую в субъекты РФ, в сумме 45 515,21 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 10 050 813,45 руб., по НДС на товары, произведенные на территории РФ, в сумме 315 641,15 руб., по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемым в федеральный бюджет, в сумме 4 119,30 руб., по прочим налогам и сборам в сумме 300,0 руб., по прочим местным налогам и сборам в сумме 390,0 руб., по денежным взысканиям (штрафам), применяемым в качестве налоговых санкций, в сумме 4 750,0 руб., а всего в сумме 10 482 663,19 руб.
2) об обязании Инспекции исключить из "Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, платежам" N 221 по состоянию на 01.04.2009:
- сведения о наличии у ОАО "КМЗ" неисполненной обязанности по уплате пеней в общей сумме 61 853 556, 69 руб.;
- сведения о задолженности по налоговым санкциям в общей сумме 10 482 663,19 руб.;
3) об обязании Инспекции исключить из лицевого счета ОАО "КМЗ":
- сведения о наличии у ОАО "КМЗ" неисполненной обязанности по уплате пеней в общей сумме 61 853 556, 69 руб.;
- сведения о задолженности по налоговым санкциям в общей сумме 10 482 663,19 руб.;
(с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 30.07.2009 заявленные требования удовлетворены в части:
- признания незаконными действий налогового органа по включению в "Справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, платежам" N 221 по состоянию на 01.04.2009 недостоверных сведений о наличии у ОАО "КМЗ" неисполненной обязанности по уплате пеней в сумме 61 853 556, 69 руб., а также сведений о задолженности по налоговым санкциям в общей сумме 10 482 663,19 руб.;
- обязании исключить из "Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, платежам" N 221 по состоянию на 01.04.2009 недостоверные сведения о наличии у ОАО "КМЗ" неисполненной обязанности по уплате пеней в сумме 61 853 556, 69 руб., а также сведений о задолженности по налоговым санкциям в общей сумме 10 482 663,19 руб.
В удовлетворении требований об обязании налогового органа исключить из лицевого счета Общества сведения о наличии неисполненной обязанности по уплате пеней и штрафов в оспариваемых суммах отказано.
Не согласившись с судебным актом в части неудовлетворенных требований, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его в обжалуемой части отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ч.5 ст.268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку Инспекцией возражений не заявлено, апелляционная инстанция проверяет решение суда только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по запросу ОАО "КМЗ" Межрайонной ИФНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области была выдана Справка "О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам" N 221 по состоянию на 1 апреля 2009 г., в которой отражено, что у ОАО "КМЗ" имеются неисполненные обязательства по уплате пеней:
- по налогу на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет, в сумме 862 900,10 руб.;
- по налогу на прибыль, зачисляемую в субъекты РФ, в сумме 1 451 142,55 руб.;
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 18 084 668,67 руб.;
- по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 6 322 142,13 руб.;
- по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 4 681,07 руб.;
- по ЕСН, зачисляемому в Фонд обязательного медицинского страхования РФ, в сумме 44 444,21 руб.;
- по ЕСН, зачисляемому в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 959280,30 руб.;
-по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 120 429,68 руб.;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 7 882,90 руб.;
- по НДС на товары, производимые на территории РФ, в сумме 23 400 026,52 руб.;
- по платежам за добычу подземных вод в сумме 411 627,88 руб.;
- по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемым в федеральный бюджет, в сумме 17 059,53 руб.;
- по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемым в бюджет субъекта РФ, в сумме 54 956,92 руб.;
-по налогу на имущество предприятий в сумме 4 976 879,67 руб.;
-по прочим налогам и сборам в сумме 2 53 6,54 руб.;
- по налогу с продаж в сумме 35 417,77 руб.;
- по налогу на рекламу в сумме 2 006,04 руб.;
- по целевым сборам с граждан и с предприятий на содержание милиции, благоустройство территорий и др. цели в сумме 67 793,07 руб.;
- по прочим местные налоги и сборы в сумме 3 102 233,67 руб.;
а всего на сумму 61 928 109,22 руб.
Кроме того, в этой же Справке указано, что у ОАО "КМЗ" имеется задолженность по налоговым санкциям:
- по налогу на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет, в сумме 61 134,08
руб.;
- по налогу на прибыль, зачисляемую в субъекты РФ, в сумме 45 515,21 руб.;
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 10 050 813,45 руб.;
- по НДС на товары, произведенные на территории РФ, в сумме 315 641,15 руб.;
- по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемым в федеральный бюджет, в сумме 4 119,30 руб.;
-по прочим налогам и сборам в сумме 300,0 руб.;
- по прочим местным налогам и сборам в сумме 390,0 руб.;
- по денежным взысканиям (штрафам), применяемым в качестве налоговых санкций, в сумме 4 750,0 руб.,
а всего в сумме 10 482 663,19 рублей.
Не согласившись с действиями налогового органа по указанию недостоверных сведений, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении требований в части исключения из лицевого счета Общества сведений о наличии неисполненной обязанности по уплате пеней и штрафов в оспариваемых суммах, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пункт 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым прекращается обязанность по уплате налога и (или) сбора, а именно:
1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
2) со смертью физического лица - налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;
3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;
по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.
Во исполнение статьи 59 Кодекса Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 12.02.2001 N 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам решают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления применительно к порядку, определенному названным постановлением.
Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
Кроме того, лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные Приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу изложенных норм в случае, если суд установит, что оспариваемый ненормативный акт не противоречит законодательству или не нарушает прав заявителя, у него отсутствуют основания для признания его недействительным.
В этой связи, принимая во внимание то обстоятельство, что наличие в лицевом счете сведений о задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, а возможное нарушение прав налогоплательщика носит предположительный характер, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Общества в указанной части.
Исходя из изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что все пени, отраженные в графе 7 Справки N 221, начислены на просроченную задолженность, то есть начислены неправомерно и поэтому подлежат списанию с лицевого счета ОАО "КМЗ", отклоняется апелляционным судом.
С учетом сказанного, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь п.1 ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 30.07.2009 по делу N А68-2849/09-103/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2849/2009
Истец: ОАО "Косогорский металлургический завод"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3772/2009