г. Томск |
Дело N 07АП- 6228/08 |
01 декабря 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Музыкантовой М. Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М. Х.
при участии:
от заявителя: Чевтайкина Н. А. по доверенности N 121-2006/УК (сроком до 01.10.2009 года)
от ответчика: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы
открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь",
Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (филиала N 18 г. Кемерово)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 29 августа2008 года по делу N А27-6989/2008-5 (судья Тимошенко Л.С.)
по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18 г. Кемерово)
о признании недействительным решения N 40 от 26.06.2008г.,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее по тексту - Общество) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18 г. Кемерово) (далее по тексту - ГУ ФСС) от 26.06.2008 года N 40 "О привлечении страхователя к ответственности".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.08.2008 года заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным решение филиала N 18 Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.06.2008 года N 40 "О привлечении страхователя к ответственности" в части привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения установленной базы для их начисления, направления требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени, доначисленных на суммы материальной помощи, выплаченных работникам в связи с бракосочетанием, на лечение; на доплату, выплачиваемую за счет средств предприятия женщинам, находившимся в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации; на стоимость приобретенных работниками медикаментов, назначенных им лечащим врачом; в части непринятия к зачету выплат по листкам нетрудоспособности (компенсационные выплаты за нерабочие праздничные дни, суммы пособий по временной нетрудоспособности, доплата до среднего заработка) как не соответствующее п. 1 и 2 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 года N 184, п. 5 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 года N 765; п. 18 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 375 от 15.06.2007 года; отказано в удовлетворении требования о признании незаконным решения филиала N 18 Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.06.2008 года N 40 в части непринятия к зачету расходов в виде выплат пособий по временной нетрудоспособности в связи с необоснованным включением компенсации за отопление.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18 г. Кемерово) обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами.
ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в апелляционной жалобе просит решение Арбитражного суда Кемеровской области в части отказа в удовлетворении заявленного требования отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- не полное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела: учитывая, что нормы Закона N 255-ФЗ установили, что в заработок, исходя из которого, исчисляются пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам, включаются все, предусмотренные оплатой труда виды выплат, учитываемые при определении базы по ЕСН, зачисляемому в ФСС России, в соответствии с главой 24 НК РФ, и данная норма входила в противоречие с Положением N 213, поэтому работодатель стал включать в расчет среднего заработка все выплаты, которые учитываются при определении налоговой базы по ЕСН; п. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" установлено, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ.
Подробно доводы ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" изложены апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям в ней изложенным, возражал против доводов апелляционной жалобы ГУ ФСС по основаниям, изложенным в отзыве и дополнил, что страховой случай наступил после 01.01.2007 года.
Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18 г. Кемерово) в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных требований общества по следующим основаниям:
- нарушение судом норм материального права: ст. 4 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением правительства Российской федерации от 02.03.2000 года N 184, в соответствии с которым страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 года N 765, данный Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит; возникновение объекта обложения страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязанность по исчислению базы по ним не ставится действующим законодательством в зависимость от источников, за счет которых осуществляются выплаты работникам.
Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в отзыве на апелляционную жалобу ГУ ФСС возражало против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, так как основанием для исчисления страховых взносов является оплата труда, то есть плата за конкретный трудовой результата; материальная помощь работнику по своему существу не является оплатой труда, не является платой за произведенные работником трудовые затраты, никак не связана с выполнением сотрудником какой-либо работы, следовательно, независимо от наличия или отсутствия данных выплат в перечне, установленном Постановлением Правительства, на них не могут быть начислены страховые взносы. Кроме того, действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по размеру компенсации женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет сверх норм.
Письменный отзыв приобщен к материалам дела.
ГУ ФСС в судебное заседание не явилось, будучи надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.08.2008 года не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что филиалом N 18 ГУ КРОФСС РФ проведена документальная выездная проверка "Кедровский угольный разрез" - филиала ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года. По результатам проверки составлен акт N 18000084 н/с от 29.05.2008 года.
Решением от 26.06.2008 года N 40 страхователь привлечен к ответственности за неуплату (неполную уплату) страховых взносов в результате занижения установленной базы для их начисления в виде штрафа в сумме 24 744,68 руб. (пункт 1).
Страхователю решено направить требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей (пункт 2).
Фондом установлено, что страхователем в 2007 году не начислялись страховые взносы на:
- материальную помощь, оказываемую работникам в связи с бракосочетанием, на лечение, на приобретение медикаментов. Доначислено страховых взносов 53 000,2 руб.;
- на доплату, производимую за счет средств предприятия, выплачиваемую матерям, находящимся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации. Доначислено страховых взносов 70 723,2 руб. Всего доначислено страховых взносов на сумму 123 723,4 руб.
Кроме того, в связи с нарушениями в назначении пособий по временной нетрудоспособности не приняты к зачету расходы в сумме 8 574,39 руб.
Не согласившись с вынесенным решением ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с п. 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию; страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ от 24.07.1998 года не указывает на иные, кроме оплаты труда, источники доходов для начисления страховых взносов.
В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 года N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).
Выплаты материальной помощи работникам в связи с бракосочетанием, на лечение, на приобретение медикаментов не являются частью заработной платы, не связаны с выполнением сотрудником какой-либо работы и на них не подлежат начислению страховые взносы.
Доводов Фонда о том, что поскольку указанные выплаты не вошли в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, на них должны начисляться страховые взносы является несостоятельным. Указанный Перечень подлежит применению в совокупности с перечисленными выше нормативными актами, в соответствии с которыми объектом для начисления страховых взносов являются выплаты, связанные с оплатой труда.
На суммы, выплачиваемые женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком трехлетнего возраста за счет средств предприятия сверх нормы, установленной законодательством, по мнению Фонда, должны начисляться страховые взносы.
В соответствии со ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с п. 4 Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные "Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 года N 765.
Согласно п. 5 указанного Перечня страховые взносы не начисляются на компенсации, выплачиваемые работнику (одному из родителей, родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком), находящемуся в соответствии с законодательством Российской Федерации в отпуске по уходу за ребенком.
Как следует из материалов дела, коллективным договором ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" предусмотрено, что женщинам, находящимся в отпуске за ребенком, до достижения им возраста 3-х лет, выплачивается ежемесячно компенсация в размере 2 МРОТ.
Выплаты, производимые женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком трехлетнего возраста, на основании коллективного договора также являются компенсационными выплатами, выплачиваемыми работникам, находящимся в соответствии с законодательством Российской Федерации в отпуске по уходу за ребенком, и подпадают под п. 5 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации.
При этом, ограничение по размеру компенсации Постановление Правительства РФ от 07.07.1999 года N 765 не содержит.
Таким образом, общество правомерно не начисляло страховые взносы на вышеуказанные выплаты, решение Фонда от 26.06.2008 года N 40 в части доначисления по этим основаниям страховых взносов в сумме 123 723,4 руб., соответствующих сумм пени и штрафа является незаконным.
Согласно п. 6 Акта проверки от 29.05.2008 года Фондом не приняты к зачету излишне выплаченные пособия по временной нетрудоспособности в сумме 8574,39 руб. по листкам временной нетрудоспособности (в период с января по май 2007 года), выданным на имя Касаткина А.П. (переплата 776,28 руб.), Пчельникова С.А. (переплата 810 руб.), Скобелкина Л.М. (переплата 942,24 руб.), Чехлова А.В. (переплата 803,99 руб.), Лоховой В.П. (переплата 5241,88 руб.) При исчислении пособий в расчет среднего заработка включены, как полагает Фонд необоснованно, в нарушение п. 4,8 Положения N 375, выплаты, не относящиеся к оплате труда (компенсация за отопление, компенсационные выплаты за нерабочие праздничные дни), а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, суммы и период ежегодно оплачиваемого отпуска, доплата до среднего заработка.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", вступившего в силу с 1 января 2007 года, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2); особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации (часть 7).
Пункт 4 Положения, предусматривающий, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.), полностью соответствует ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ, приведенной выше.
В соответствии с ч. 2 ст. 139 Трудового кодекса РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные: выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом, социальные выплаты, упомянутые в той же статье Кодекса, не отнесены к оплате труда.
В ч. 2 ст. 164 Трудового кодекса РФ дано понятие компенсационных выплат, включаемых в систему оплаты труда. Такими выплатами признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых и иных обязанностей, предусмотренных этим Кодексом и другими федеральными законами.
Выплаты же работникам сумм компенсации за отопление, имеющих социальный характер, не связаны с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных законом.
В связи с изложенным, указанные выплаты не могут в смысле, придаваемом им приведенными нормами Федерального закона, относиться к заработной плате и к компенсационным выплатам, перечисленным в ч. 2 ст. 164 Трудового кодекса РФ в качестве составной части заработной платы.
Выплаты компенсаций социального характера (в частности, выплата работникам сумм компенсаций за отопление) не учитываются при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ (данное условие для включения выплат компенсационного характера в состав заработка, из которого исчисляются пособия, предусмотрено ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ), если выплаты таких компенсаций установлены законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления и в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такой принцип определения налоговой базы по ЕСН соответствует положениям абзаца 2 п. 1 ст. 237 и абзаца 3 подпункта 2 пункта 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы налогоплательщиков единого социального налога учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса).
Согласно абз. 3 п.п. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению, в частности, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что виды компенсационных выплат, не установленные законодательством (например, установленные внутренними актами работодателей, коллективным договором, подлежат налогообложению по ЕСН и вместе с тем не подлежат включению в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, поскольку не относятся к оплате труда.
В соответствии с п. 4 ст. 255 Налогового кодекса РФ к расходам на оплату труда в целях главы 25 отнесена стоимость бесплатно предоставляемых работникам лишь в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатных коммунальных и иных подобных услуг).
Таким образом, по своему содержанию п. 4 Положения не устанавливает новых норм, определяющих условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а лишь разъясняет правило ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ о включении в заработок для исчисления пособий выплат, предусмотренных системой оплаты труда.
При этом, Положение воспроизводит и развивает нормы Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", вступившего в силу с 1 января 2007 года.
По ранее действовавшему законодательству выплаты, не относящиеся к оплате труда работника, также не включались в заработок работника при исчислении пособий. Положение в этой части новых норм не устанавливает, придание нормативному правовому акту обратной силы является гарантией реализации прав работников на получение пособий с 1 января 2007 года и их прав не нарушает.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при исчислении пособий в расчет среднего заработка не подлежат включению выплаты, не относящиеся к оплате труда (компенсация за отопление).
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 года N 375 оно вступает в силу с даты официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007 года.
Это означает, что страховой случай (временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам) наступил после 01.01.2007 года, то пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам должно быть исчислено в соответствии с действующим с 01.01.2007 года законодательством, то есть в порядке, установленном указанными нормативными правовыми актами.
В случае если названные пособия были исчислены в порядке ином, чем указанный в Законе и Положении, то пособия подлежат пересчету.
Положением предусмотрены виды выплат, как включаемые в средний заработок (п. п. 2, 14 Положения), так и исключаемые из среднего заработка (п. п. 4, 8 Положения).
Так, в соответствии со ст. 14 Закона и п. 2 Положения в заработок, из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с гл. 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом в заработок, из которого исчисляются пособия застрахованным лицам, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, отдыха и др.).
Кроме того, периоды и начисленные за это время суммы, когда за работником полностью или частично сохраняется средний заработок, также не включаются в расчетный период и заработок, из которого исчисляются пособия.
К таким периодам относятся, в том числе, периоды нахождения в ежегодном основном или дополнительном оплачиваемом отпуске (ст. 114 ТК РФ).
При этом, по своему содержанию указанное положение не устанавливает новых норм, определяющих порядок исчисления среднего заработка работников, по сравнению с положениями ст. 139 Трудового кодекса РФ и разработанными Правительством РФ в соответствии с указанной статьей Особенностями порядка исчисления средней заработной платы, а также ранее действовавшим законодательством; и в этой части доводы апелляционной жалобы о начислении и выплате пособий работникам до момента опубликования Положения N 375 от 15.06.2007 года, что, по мнению заявителя, исключает обязанность по перерасчету размере указанных пособий при не оспаривании факта выплат после 01 января 2007 года, то есть наступление страхового случая имело место после 01.01.2007 года, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
Статьей 15 Закона установлено, что сумма пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, излишне выплаченная застрахованному лицу, не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). То есть, положение гражданина - застрахованного лица, не ухудшается, его права и законные интересы не нарушаются.
Таким образом, суммы и период ежегодного оплачиваемого отпуска в расчет среднего заработка при начислении пособия по временной нетрудоспособности обоснованно Фондом не приняты к зачету, поскольку страховой случай в отношении вышеназванных физических лиц наступил после 01.01.07 года.
Выводы Фонда о том, что Обществом при исчислении пособий по временной нетрудоспособности в расчет среднего заработка включены выплаты сумм пособий по временной нетрудоспособности, доплата до среднего заработка, компенсационные выплаты за нерабочие праздничные дни являются необоснованными и неподтвержденными документально.
В материалах дела имеются лицевые счета работников, которым выдавались листки нетрудоспособности, поименованных в акте документальной выездной проверки (Касаткина А.П., Пчельникова С.А., Скобелкина Л.М., Чехлова А.В, Лоховой В.П.), в которых отсутствуют такие сведения.
При этом из оспариваемого решения, акта документальной выездной проверки невозможно определить, о какой доплате до среднего заработка идет речь, каковы основания доплаты, о каких компенсационных выплатах за нерабочие и праздничные дни идет речь.
В соответствии по ст. 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в повышенном размере, определенном в данной норме. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. В соответствии с п. 18 Положения при определении среднего дневного заработка застрахованного лица, необходимого для исчисления пособия, а также при определении размера пособия, подлежащего выплате, в число учитываемых календарных дней включаются нерабочие праздничные дни.
В соответствии с п. 17 "Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам", утвержденных Постановления ФСС РФ N 81 от 07.04.08 года, по каждому отраженному в акте проверки факту нарушения должны быть указаны:
а) за счет каких средств произведены расходы на цели обязательного социального страхования:
в счет уплаты единого социального налога;
за счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан";
в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством;
б) вид пособия (иных расходов), характер допущенного нарушения со ссылками на конкретные нормы законодательных и иных нормативных правовых актов, которые нарушены страхователем;
в) период (месяц, год), к которому данное нарушение относится;
г) оценка количественного и суммового расхождения между данными, отраженными страхователем в расчетной ведомости по средствам Фонда по соответствующему разделу, либо данными, отраженными в отчете по страховым взносам (раздел I формы 4а ФСС РФ), и фактическими данными, выявленными при проверке первичных бухгалтерских и иных документов, а также записей в регистрах бухгалтерского учета (Главной книге и журналах- ордерах);
д) ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие факт нарушения;
е) соответствующие расчеты должны быть включены в акт или в приложения к нему. как правильно указал суд первой инстанции имеющиеся в материалах дела расчеты Фонда не позволяют установить вышеперечисленные нарушения, ссылки на первичные бухгалтерские документы, либо иные доказательства, подтверждающие факт нарушения, отсутствуют. Расчет сумм, не принятых к зачету, по каждому лицу и по каждому виду выплат у Фонда отсутствует, что не позволяет проверить обоснованность выводов Фонда.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение от 29.08.2008 года является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральным законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Из указанной нормы следует, что государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если они обращаются в суд в порядке ч. 1 ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве процессуального истца в защиту публичных интересов.
Поскольку по настоящему делу орган Фонда социального страхования выступает в качестве ответчика, он при подаче апелляционной жалобы на решение суда должен уплатить государственную пошлину на общих основаниях, то есть в размере, установленном п/п. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, в соответствии со ст.110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб. подлежит взысканию в федеральный бюджет с Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18 г. Кемерово).
Руководствуясь статьями 110 и 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 29.08.2008 года по делу N А27-6989/2008-5 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18 г. Кемерово) в федеральный бюджет государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу немедленно.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
М. Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6989/2008-5
Истец: ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
Ответчик: ГУ-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N2
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6228/08