г. Томск |
N 07АП-5690/08 |
09 октября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Ждановой Л.И., Усаниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии в заседании: Фрадкина Е.И.; Належитова К.Г., доверенность от 15.01.2008 г.; Калининой К.Б., доверенность от 09.01.2008 г.; Пешеневрой Ю.В., доверенность от 01.10.2008 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Новосибирской таможни на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.07.2008г. по делу N А45-8355/2008-3/180 (судья Майнулов В.П.)
по заявлению Закрытого акционерного общества фирма "Титан-Новосибирск"
к Новосибирской таможне
о признании незаконным решения от 11.06.2008г. об отзыве свидетельства о включении ЗАО "Титан-Новосибирск" в реестр владельцев складов временного хранения N 10609/100014
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Титан-Новостбирск" обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирской таможне о признании незаконным решения от 11.06.2008г. об отзыве свидетельства о включении ЗАО фирма "Титан-Новосибирск" в реестр владельцев складов временного хранения N 10609/100014.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.07.2008г. требования ЗАО "Титан-Новосибирск" удовлетворены, признано незаконным решение от 11.06.2008г. об отзыве свидетельства о включении ЗАО фирма "Титан-Новосибирск" в реестр владельцев складов временного хранения N 10609/100014.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Новосибирская таможня обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО фирма "Титан-Новосибирск" по следующим основаниям:
- несоответствие выводов суда обстоятельствам дела: ЗАО фирма "Титан-Новосибирск не выполнены требования к обустройству склада временного хранения; в рассматриваемом случае имеет место неоднократность привлечения общества к административной ответственности;
- неприменение норм материального права, подлежащих применению: ст. 109, ст. 107 Таможенного кодекса РФ, приказ ФТС РФ от 06.12.2007г. N 1497 "Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ", так как у владельца СВХ должно быть выделено на складе временного хранения обустроенного и специально приспособленного помещения, предназначенного для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения; ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, так как предупреждение оформляется лицами, уполномоченными на составление протокола, постановление предупреждение в установленном законом порядке не обжаловалось, незаконным не признавалось и является вступившим в законную силу.
В судебном заседании представители апеллянта доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представители Общества возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.07.2008 г. подлежит отмене.
Материалами дела установлено, что 11.06.2008г. Новосибирской таможней принято решение об отзыве свидетельства о включении в реестр владельцев СВХ ЗАО фирма "Титан-Новосибирск".
Решение было принято по основаниям, предусмотренным п.1 и п.3 ст. 113 Таможенного кодекса РФ, а именно, в связи несоблюдением владельцем склада временного хранения одного из условий включения в Реестр владельцев складов временного хранения, установленных статьей 109 Таможенного кодекса РФ, а также в связи с неоднократным привлечением ЗАО фирма "Титан-Новосибирск" к административной ответственности по ст. 16.15 КоАП РФ (непредставление в таможенный орган отчетности).
По мнению суда первой инстанции, требования к обустройству склада временного хранения со времени включения Общества в Реестр владельцев СВХ не изменились, в том числе в части наличия помещения для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требующим особых условий хранения, при этом никаких перепланировок на территории СВХ не было, помещение на складе есть; постановление-предупреждение N 10609000-304/2007 вынесено неуполномоченным лицом, следовательно, неоднократность привлечения заявителя к административной ответственности отсутствует.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст. 113 ТК РФ свидетельство о включении в Реестр владельцев СВХ может быть отозвано в случае несоблюдения владельцем склада временного хранения хотя бы одного из условий включения в Реестр владельцев СВХ, установленных ст. 109 ТК РФ.
Согласно пп. 1 п. l ст. 109 ТК РФ одним из условий включения в Реестр владельцев СВХ является владение (нахождение в собственности или в хозяйственном ведении либо в аренде) помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве СВХ и отвечающими установленным требованиям (статья 107 ТК РФ).
Согласно п. 3 ст. 107 ТК РФ Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, устанавливает обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ в целях обеспечения таможенного контроля.
Обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ, утверждены приказом ФТС РФ от 06.12.2007 N 1497 "Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ" (далее - Обязательные требования).
В соответствии с пп. ж) п.2 Обязательных требований к таковым относится выделение на складе временного хранения обустроенного и специально приспособленного помещения, предназначенного для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения.
Как следует из материалов дела, 09.06.2008 года на основании предписания на проведение осмотра помещений и территории, выданного и.о. начальника таможни, должностным лицам таможни было поручено в целях осуществления таможенного контроля провести осмотр помещений, открытой площадки, прилегающей территории и товаров, находящихся на СВХ ЗАО фирма "Титан-Новосибирск".
Результаты осмотра были отражены должностными лицами таможни в Акте осмотра помещений и территорий от 09.06.2008г.
При этом в Акте зафиксировано, что помещение, предназначенное для хранения товаров, могущих причинить вред другим товарам, не включено в полезный объем СВХ. Генеральный директор СВХ с указанным Актом ознакомлен.
Кроме того, нахождение помещения для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, за пределами помещения и открытой площадки, являющимися СВХ, подтверждается имеющемся в материалах дела Планом СВХ ЗАО "Титан-Новосибирск", утвержденным и.о. начальника таможни 08.12.2005.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что помещение, предназначенное для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения, на складе (не СВХ), принадлежащем ЗАО фирма "Титан-Новосибирск" имеется. Данная комната примыкает к помещению, имеющему статус склада временного хранения, однако на площади склада временного хранения не располагается и сама статусом склада временного хранения не обладает.
В соответствии со ст. 100 Таможенного кодекса РФ складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям ст. 107 Таможенного кодекса РФ.
Следовательно, требования к оборудованию и обустройству предъявляются именно к складам временного хранения, из чего следует, что помещение, предназначенное для хранения товаров, могущих причинить вред другим товарам или требующих особых условий хранения, должно располагаться в пределах помещений, имеющих статус склада временного хранения.
В соответствии со ст. 360 Таможенного кодекса РФ товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию РФ, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ до момента их выпуска для свободного обращения, либо уничтожения, либо отказа в пользу государства, в также в иных случаях, установленных названной нормой.
Согласно ст.99 Таможенного Кодекса РФ временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до их помещения под иную таможенную процедуру.
В соответствии с п.1 ст. 100 Таможенного кодекса РФ временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, при этом в соответствии с п.2 названной статьи СВХ является зоной таможенного контроля. В соответствии с п.1, п.5 ст. 362 Таможенного кодекса РФ хранение товаров, проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля.
Поскольку СВХ ЗАО фирма "Титан-Новосибирск" является складом временного хранения открытого типа, в силу п.2 ст. 106 Таможенного кодекса РФ такие СВХ доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами.
Таким образом, на СВХ ЗАО фирма "Титан-Новосибирск" может быть помещен, в том числе товар, могущий причинить вред другим товарам или требующий особых условий хранения, при этом данный товар, находящийся под таможенным контролем должен храниться в специальном помещении СВХ. Размещение же товара вне помещения СВХ означает, что товар будет храниться вне зоны таможенного контроля, т.е. с нарушением таможенного законодательства. При этом у таможенных органов будут отсутствовать правовые основания для контроля товаров.
При этом вероятность наличия со стороны таможни нарушений законодательства при решении вопроса о включении в реестр владельцев СВХ ЗАО фирма "Титан-Новосибирск" (свидетельство N 10609/100014 от 07.12.2005) не может освобождать владельца СВХ от обязанности соблюдать требования к оборудованию и обустройству СВХ.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо таможни за подписью первого заместителя начальника таможни по таможенному контролю от 25.03.2008 N 15-22/4004 "О выделении помещений для временного хранения товаров, могущих причинить вред другим товарам", где указывалось на необходимость приведения обустройства и оборудования СВХ в соответствии с Обязательными требованиями, утвержденными приказом ФТС РФ от 06.12.2007 N 1497.
Доводы заявителя о том, что товар, могущий причинить вред другим товарам или требующий особых условий хранения, определен в Перечне товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения (Письмо ФТС N 01-11/28567 от 16.07.2008 г.) и, соответственно, требует хранения на складах закрытого типа, несостоятелен.
Статья 106 Таможенного кодекса РФ не вводит прямого запрета на хранение товара, могущего причинить вред другим товарам или требующего особых условий хранения на складах временного хранения открытого типа.
По смыслу указанной статьи на складах открытого типа не могут храниться товары, ограниченные в обороте и (или) требующие особых условий хранения. При этом, каких-либо доказательств, указывающих на аналогичность товара, могущего причинить вред другим товарам или требующего особых условий хранения и товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения, не представлено.
Суд апелляционной инстанции также полагает неверным вывод суда первой инстанции об отсутствии неоднократности привлечения заявителя к административной ответственности.
В соответствии с п.3 ст. 113 ТК РФ свидетельство о включении в реестр владельцев СВХ может быть отозвано таможенным органом в случае неоднократного привлечения владельца склада временного хранения административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.9, 16.11, 16.13, 16.14, 16.15 и ч.3 ст. 16. 23 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 11.09.2007 года должностным лицом Новосибирского таможенного поста в отношении ЗАО фирма "Титан-Новосибирск" было вынесено постановление-предупреждение N 10609000-304/2007, которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде предупреждения.
07 ноября 2007 и.о. начальника таможни в отношении ЗАО "Титан-Новосибирск" было вынесено постановление N 10609000-414/2007, которым Общество было признано виновным в совершении административного Правонарушения по ст. 16.15 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде штрафа.
Согласно ч.1 ст. 28.6 КоАП РФ (редакции, действующей на момент привлечения лица к административной ответственности), если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф в порядке, предусмотренном ст. 32.2 КоАП РФ, взимаемый в порядке, предусмотренным ст. 32.2 Кодекса.
Из указанной нормы следует, что законодатель указывает на возможность оформления предупреждения (привлечения к административной ответственности с использованием строго определенной санкции - предупреждения или административного штрафа) вместо составления протокола.
Следовательно, такая мера административной ответственности может быть применена должностным лицом, уполномоченным на составление протокола.
Порядок оформления предупреждения определен специальными нормами КоАП РФ, отличными от общих норм, устанавливающих порядок рассмотрения дела об административных правонарушениях.
В соответствии с п.5 ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административных правонарушениях считается возбужденным с момента оформления предупреждения, в случае, если в соответствии с ч.1 ст. 28.6 протокол об административных правонарушениях не составляется.
В соответствии с ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе, ч.1 ст. 28.6 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст. 28.6 КоАП РФ административного наказания применяется на месте совершения правонарушения. При этом, если лицо оспаривает наличие события АП и (или) назначенное наказание составляется протокол об административных правонарушениях.
Из вышеизложенного следует, что предупреждение представляет собой особый вид административного наказания, оформление которого на месте совершения правонарушения является одновременно и возбуждением дела, и фиксацией правонарушения (что в общем порядке осуществляется в протоколе), и оформлением привлечения к административной ответственности. Само исполнение представляет собой вручение постановления - предупреждения.
Такая стадия административного производства, как рассмотрение дела, порядок которой установлен гл. 29 КоАП РФ не применяется при оформлении постановления-предупреждения. Соответственно, ст. 23.8 КоАП РФ, которой установлены лица таможенных органов, рассматривающие дела об административных нарушениях, представляет собой общую норму, регулирующую общий порядок привлечения к административной ответственности, и не применяется к правоотношениям, возникающим при оформлении предупреждения, которые урегулированы специальными нормами.
Как следует из материалов дела постановление-предупреждение N 10609000-304/2007 вынесено государственным таможенным инспектором таможенного поста.
В соответствии с приказом ФТС РФ от 15.03.2005 N 198 "О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" государственный таможенный инспектор таможенного поста является лицом, уполномоченным составлять протокол, следовательно, указанное должностное лицо уполномочено и на оформление предупреждения.
Срок обращения в арбитражный суд в данном случае в соответствии со ст. 208 АПК РФ составляет 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения.
Постановление-предупреждение N 10609000-304/2007 в установленном законом порядке не обжаловалось, незаконным не признавалось и является вступившим в законную силу, что подтверждено заявителем в суде апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении является обязательным для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Таким образом, вывод суда о неправомерности решения Новосибирской таможни от 11.06.2008г. об отзыве свидетельства 10609/100014 о включении ЗАО фирма "Титан-Новосибирск" в реестр владельцев СВХ не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и законодательству.
Учитывая изложенное, апелляционный суд установил несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, что в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с правилами ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ЗАО фирма "Титан-Новосибирск" в размере 1 000 руб., в пользу Новосибирской таможни в соответствии с удовлетворенными требованиями.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, п. 2 ст. 269, п.3, п.4 ч.1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 25.07.2008 года по делу N А45-8355/2008-3/180 отменить.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества фирма "Титан-Новосибирск" отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества фирма "Титан-Новосибирск" в пользу Новосибирской таможни государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-8355/2008-3/180
Истец: ЗАО Фирма "Титан-Новосибирск"
Ответчик: Новосибирская таможня