г. Ессентуки |
Дело N А25-671/08-13 |
05 ноября 2008 г. |
Апелляционное производство N 16АП-2127/08 (1) |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С. А.
судей: Сулейманова З. М. (докладчик), Баканова А.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановым Ю.Ю.
при участии в судебном заседании представителей:
от ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" Катчиева Л.А. (доверенность N б/н от 02.10.2008г.),
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов имущественных отношений КЧР
на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.09.2008 г.
по делу N А25-671/08-13
по иску ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" к Министерству финансов имущественных отношений КЧР о взыскании выпадающих доходов, при участии третьего лица Министерства труда и социального развития КЧР,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэнерго" (далее - истец, общество) обратилось с иском к Министерству финансов и имущественных отношений КЧР (далее - ответчик) о взыскании задолженности по компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по оплате электрической энергии в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12.01.2005г. N 7-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" (далее - Закон N 7-РЗ) за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 в сумме 6 949 914 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство).
Решением арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики исковые требования удовлетворены.
Принимая такое решение суд исходил из того, что материалами дела доказано представление обществом во исполнение Закона КЧР от 12.01.2005 N 7-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" предоставило льготы реабилитированным лицам, являющимся пенсионерами или инвалидами, а ему выпадающие доходы не возмещены.
Не согласившись с принятым решением ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, обосновав свою позицию тем, что судом не правильно применены нормы материального права. В жалобе указано, что бюджетные ассигнования в переделах лимитов бюджетных обязательств истцу были оплачены, а установленная судом кредиторская задолженность должна быть отражена при формировании закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие на основании ст.156 АПК РФ.
Представитель истца просил апелляционную жалобу отклонить, решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Как следует из материалов дела, истцом заявлены к возмещению выпадающие доходы, возникшие у общества в связи с предоставлением льгот по оплате за электрическую энергию гражданам, имеющим льготы в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12.01.2005г. N 7-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
Согласно п.1 ст. 2 Закона N 7-РЗ реабилитированные лица являющиеся пенсионерами или инвалидами, имеют право на оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг, в том числе электрической энергии - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством). Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда и распространяются на членов семьи реабилитированного лица, совместно с ним проживающих.
Указанные льготы в порядке п. 3 указанной статьи распространяются на лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий и являющихся пенсионерами или инвалидами.
Общество во исполнение названного закона предоставило льготы реабилитированным лицам, являющимся пенсионерами или инвалидами по спискам, представленным районными (городскими) управлениями труда и социального развития.
Общий объем невозмещенных выпадающих доходов по подсчетам истца (с учетом уточнения исковых требований) за 2006 год и сентября по декабрь 2007 года составил 6 949 914, рублей 13 копеек.
В обоснование размера заявленных требований общество предоставило в суд акты оказанных услуг за спорный период и акты сверки выпадающих доходов, подписанные обществом и Министерством; счета на возмещение выпадающих доходов, платежные документы, подтверждающие частичное их возмещение ответчиком (л.д.14-71,113).
Списки льготников; копии извещений, подтверждающих частичную оплату гражданами услуг энергоснабжения; реестры с указанием количества лиц, имеющих право на льготу, категорий получателей мер социальной поддержки, оснований получения мер социальной поддержки; реестры квитанций об оплате за потребленную электроэнергию гражданами; документы, подтверждающие прав на льготу в связи с большим объемом первичной бухгалтерской документации представлены в суд в подлинном экземпляре, исследованы судом в качестве письменных доказательств и приобщены к материалам дела в порядке п.10 ст. 75 АПК РФ до вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела (протокол судебного заседания от 28.08.2008г., л.д.115)
При исследовании судом указанных доказательств, которые также были исследвоаны апелляционным судом, установлено, что в них содержится информация о фамилии, имени, отчестве, месте жительства граждан, подпадающих под действие льгот; номера удостоверений и других документов, подтверждающих право на льготу; объем фактически потребленной электроэнергии; полная стоимость предоставленной истцом услуги и сумма выпадающих доходов, подлежащих возмещению из бюджета; данные о составе семьи и количестве льготников; номера счетов граждан-льготников.
Судом установлено, что общество предоставило реабилитированным лицам, являющимся пенсионерами и инвалидами, льготы по оплате электрической энергии на сумму 9 362 925, 29 рублей в 2006 году и на сумму 4246467, 24 рублей с сентября по декабрь 2007 года, из которой ответчиком в 2006 году компенсировано 6 659 478, 40 рублей, в связи с чем возмещению подлежит 6 949 914,13 рублей..
Ответчиком по результатам ознакомления с материалами первичной бухгалтерской документации контррасчет суммы иска не представлен, возражений по объему предоставленных услуг и заявленной к взысканию суммы компенсаций не заявлено.
В соответствии со ст. 4 Закона N 7-РЗ средства на реализацию мер социальной поддержки и на ежемесячную денежную выплату реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики.
В целях исполнения Закона N 7-РЗ постановлением Правительства КЧР от 26.02.2006 N 51 утвержден Порядок финансирования и расходования средств из республиканского бюджета на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Согласно п.п.2 и3 указанного постановления Распорядителем средств, предусмотренных в республиканском бюджете на финансирование мер социальной поддержки является Министерство труда и социального развития КЧР, финансирование же указанных средств осуществляет Министерство финансов и имущественных отношений КЧР в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке на лицевой счет Распорядителя средств.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истцом избран надлежащий способ защиты права и определен надлежащий ответчик.
В соответствии с указанным Порядком предприятия (организации), предоставляющие меры социальной поддержки, ежемесячно предоставляют Распорядителю средств счета-фактуры и реестры с указанием количества лиц, имеющих право на льготу, категорий получателей мер социальной поддержки, оснований получения мер социальной поддержки.
Распорядитель средств проверяет обоснованность предоставления мер социальной поддержки и ежемесячно до 1 числа текущего месяца направляет в Министерство финансов и имущественных отношений КЧР сводную заявку в разрезе предприятий и видов услуг на финансирование вышеуказанных расходов на текущий месяц.
Министерство финансов и имущественных отношений КЧР на основании представленных Распорядителем средств заявок осуществляет финансирование на лицевой счет Распорядителя средств.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что установленный порядок возмещения выпадающих доходов соблюден, выделенные из республиканского бюджета в спорный период средства, предусмотренные на указанные цели, министерством израсходованы полностью в соответствии с целевым назначением, однако выделенных средств оказалось недостаточно.
В соответствии с пунктами 16, 17 и 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию
не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенных на него обязанностей. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, суд первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследовал все обстоятельства дела, правильно применил материальное право, нарушений процессуальных норм не допущено, его выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеются.
Судом апелляционной инстанции проверены доводы апелляционной жалобы и не приняты во внимание как необоснованные. Они же были проверены судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Руководствуясь статьями 266,268-269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 01.09.2008 г. по делу N А25-671/08-13 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
З.М.Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-671/2008-13
Истец: ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго"
Ответчик: Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики
Третье лицо: Министерство труда и социального развития КЧР
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2127/08