г. Пермь
14 января 2009 г. |
Дело N А50-11109/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2009 года;.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С.П.
судей: Риб Л.Х. , Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Тарасенко А.В. - Радченко С.Г., удостоверение N 1715, доверенность от 21.06.2007г., Ветошкин А.В., удостоверение N 1265, доверенность от 21.06.2007г.
от заинтересованного лица Пермской таможни - Ульянов В.С., удостоверение ГС N 179841, доверенность от 20.10.2008г., Кобелева Т.В., удостоверение ГС N 047801, доверенность от 10.11.2008г.
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя индивидуального предпринимателя Тарасенко А.В.
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 10.11.2008 года
по делу N А50-11109//2008
принятое судьей Якимовой Н.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Тарасенко А.В.
к Пермской таможне
о признании незаконным бездействия таможенного органа,
установил:
Индивидуальный предприниматель Тарасенко А.В. обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ - л.д. 77-79; 114-115 том 1; л.д. 1-5 том 2) о признании незаконными действий Пермской таможни, выразившихся в неосуществлении выпуска товара по ГТД N 10411070/030608/П004375 в трехдневный срок со дня предоставления товара таможенном органу, неуведомлении декларанта в трехдневный срок со дня предъявления им товара о том, какие именно нарушены условия выпуска товара в соответствии со ст.149 ТК РФ и какие необходимо совершить действия для осуществления выпуска товара и необоснованном задержании в течении 22 дней товара, принадлежащего предпринимателю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.11.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. При этом заявитель жалобы указывает, что в результате незаконного бездействия должностных лиц Пермской таможни, выразившихся в нарушении требований ст.ст.149, 153 Таможенного кодекса РФ и Приказа ГТК РФ N 1356 от 28.11.2003г. о незамедлительности направления декларанту требований и уведомлений с указанием того, какие условия выпуска товара нарушены и какие необходимо совершить действия для его осуществления, выпуск товара не был осуществлен в сроки, установленные законом, а декларант не имел возможности внести в счет уплаты таможенных платежей необходимые суммы и совершить иные необходимые для осуществления выпуска товара действия. В нарушении указанных требований первое уведомление о предоставлении дополнительных документов направлено предпринимателю только 24.06.2008г., (товар предъявлен для досмотра 16.06.2008г.), требование представить сертификат соответствия и обеспечение таможенных платежей - лишь 07.07.2008г. В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая при этом, что при наличии ненадлежащих сведений о товаре, о таможенной стоимости товара, о расчете сумм таможенных платежей, выпуск товара в течение трех дней с момента его предъявления таможенному органу противоречил бы требованиям таможенного законодательства. В судебном заседании представители таможенного органа против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями внешнеторгового контракта N 23 от 01.10.2007г. с фирмой "E&C Enterprise Inc." (Китай) индивидуальный предприниматель Тарасенко А.В. осуществил ввоз на таможенную территорию РФ многоскоростных двухколесных велосипедов без двигателя торговой марки "Oyama Bicycles Co LTD" модель МТ 2010 - 212 шт., модель МТ 2408 - 28 шт., модель МТ 2615 - 111 шт., модель МТВ 2606 - 20 шт., на условиях поставки DAF-Забайкальск.
В целях таможенного оформления указанного товара таможенным брокером ООО "Инстар Лоджистик", действовавшим от имени и по поручению Тарасенко А.В., 03.06.2008г. подана предварительная грузовая таможенная декларация N 10411070/030608/П004375 (л.д.12-15) и прилагаемые по описи документы (л.д.101 том 1).
В ходе проверки документов, представленных одновременно с декларацией, таможенным органом выявлено несоблюдение условий выпуска товара, предусмотренных п.1 ст.149 ТК РФ и обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании сведения могут являться недостоверными, что послужило основанием для вручения декларанту уведомления от 03.06.2008г. о предоставлении в срок до 18.06.2008г. документов по таможенной стоимости и оригинала сертификата соответствия либо его заверенной копии (л.д.23 том 1).
В тот же день декларанту вручен запрос о представлении дополнительных документов для подтверждения таможенной стоимости от 03.06.2008г. N 381 (л.д.22 том 1). В запросе таможенным органом конкретизировано, какие именно документы требуется представить для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара (всего 8 пунктов).
Указанный запрос исполнен частично, что подтверждается письмом заявителя, из которого следует, что представлены документы по пунктам запроса 1, 6, по остальным пунктам (кроме 7) поясняются причины невозможности предоставления документов, по п.7 запроса "пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров" документы не представлены, причины невозможности представления не указаны (л.д. 24 том 1).
10.06.2008г. на основании профиля риска декларанту вручено уведомление о представлении товара для фактического контроля (досмотра) в срок до 16.06.2008г. (л.д.25 том 1).
16.06.2008г. товар помещен в зону таможенного контроля на склад временного хранения СВХ ООО "ИМЭКС" (л.д.5). В тот же день от декларанта в таможенный орган поступило письмо с просьбой разрешить пересортировку товара по моделям велосипедов, с целью последующего представления для таможенного досмотра (л.д.65 том 1).
17.06.2008г. пересортировка произведена под наблюдением таможенного инспектора (л.д.26). С 17.06.2008г. по 19.06.2008г., с участием сотрудника отдела применения системы управления рисками, проводился таможенный досмотр и документальное оформление его результатов. В результате установлено отсутствие маркировки на товаре, отличие фактической комплектации от указанной в документах.
С 19.06.2008г. по 24.06.2008г. таможенным органом проведена консультация с функциональными подразделениями таможни с учетом полученной о товаре информации. 24.06.2008г. таможенному брокеру вручено уведомление о необходимости для осуществления выпуска товаров предоставить документы по таможенной стоимости, провести корректировку гр.31 в срок до 25.07.2008г. (л.д.37 том 1). 25.06.2008г. брокеру вручен соответствующий запрос от 24.06.2008г. N 606 (л.д. 6 том 1).
Данное уведомление исполнено 02.07.2008г., представлено более подробное описание товара, что подтверждается письмом предпринимателя об отказе от представления дополнительных документов по таможенной стоимости ( л.д.46) и письмом о корректировке (л.д.66 том 1).
07.07.2008г. представителю декларанта вручено уведомление о необходимости скорректировать гр.27, гр.30 в срок до 17.07.2008г. (л.д.47 том 1), а также уведомление о невозможности идентифицировать сведения о товарах (под маркировкой "МТВ 2606"), указанных в сертификате соответствия с фактически поступившим товаром, в связи с чем декларанту предложено представить сертификат соответствия на декларируемый товар либо разрешение Пермской таможни на условный выпуск (л.д.48).
Также вторым уведомлением и требованием от 07.07.2008г. декларанту сообщено, что выявлено несоблюдение условий выпуска товаров, предусмотренных п.1 ст.149 ТК РФ, а именно: не представлена экспортная декларация, договоры реализации ввозимых товаров на внутреннем рынке РФ, счета-фактуры к ним, расчеты цены реализации ввезенного товара на внутреннем рынке по предыдущим поставкам, бухгалтерские документы о постановке товаров на учет по предыдущим поставкам; цена сделки значительно отличается от имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации. Также обнаружено, что модельный ряд товара (велосипедов) фактически поступившего отличен от заявленного в ГТД; отсутствуют каталоги, прайс-листы, от производителя, документы по комплектности с описанием товара от инопартнера, фактическая комплектация велосипедов имеет отличия от описания комплектности.
Декларанту указано на необходимость в срок до 17.07.2008г. перенести процедуру определения таможенной стоимости на период после выпуска товара, скорректировать сведения, представить обеспечение уплаты таможенных платежей ( л.д.49, 50).
Требование о корректировании гр.27 и гр.30 ГТД исполнено заявителем 08.07.2008г. (л.д.67), изменения в ГТД по предоставлению надлежащего сертификата внесены письмом от 09.07.2008г. (л.д.68), надлежащим образом заверенная копия сертификата представлена 10.07.2008г., о чем свидетельствует запись "сверено с оригиналом 10.07.2008г." (л.д.107).
10.07.2008г. таможенным органом произведен выпуск товара под обеспечение уплаты таможенных платежей (л.д.82-83).
Предприниматель, полагая, что таможенным органом нарушены сроки выпуска товаров, предусмотренные ст.152 Таможенного кодекса РФ, обжаловал действия таможни в период с 16.06.2008г. по день выпуска товара в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в период со дня принятия таможенной декларации и до момента выпуска товара имели место объективные обстоятельства, препятствующие выпуску: несоответствие сведений о товаре, отсутствие документального подтверждения заявленной таможенной стоимости, несвоевременное осуществление предпринимателем действий по обеспечению уплаты таможенных платежей.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый судебный акт отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.123 и 124 ТК РФ, при перемещении через таможенную границу РФ, товары подлежат декларированию таможенным органом. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Согласно п.1 ст.131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
Контроль таможенной стоимости состоит не только в оценке представленных совместно с таможенной декларацией документов по ТС товаров, но и в оценке достоверности заявленной ТС с использованием системы управления рисками, с имеющейся у таможенного органа ценовой информации (п. 11 Приказа ФТС N 1206 от 22.11.2006г.).
В соответствии с указанными выше нормами права, установлена процедура истребования у декларанта определенного законом перечня документов по таможенной стоимости, даче пояснений по условиям купли-продажи товара. Указанная процедура начата таможенным органом до поступления товара - с даты подачи предварительной таможенной декларации.
Товар по указанной ГТД прибыл на станцию 10.06.2008г., в то время, как в зону таможенного контроля он был помещен только 16.06.2008г.
Поскольку от декларанта в тот же день поступило заявление о проведении пересортировки товара, таможенный досмотр не был проведен. Фактически таможенный досмотр осуществлен 17.06.2008г. (л.д. 29-36 том 1), в результате которого выявлено отсутствие маркировки на товаре, отличие фактической комплектации от указанной в документах.
Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные статьей 152 ТК РФ, при соблюдении, в частности, следующих условий: если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного статьей 154 ТК РФ; если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации; если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 названного Кодекса (подпункты 1, 3, 4 пункта 1 статьи 149 ТК РФ).
В силу пункта 1 статьи 152 ТК РФ таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 ТК РФ не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 359 ТК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 ТК РФ при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 ТК РФ, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями статьи 153 ТК РФ.
При обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным названным Кодексом. Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения указанной проверки. Таможенный орган сообщает декларанту в письменной форме размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей (пункт 3 статьи 153 ТК РФ).
В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 статьи 153 ТК РФ, выпуск товаров производится не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей и (или) с момента представления документов, подтверждающих соблюдение соответствующих ограничений (пункт 6 статьи 153 ТК РФ).
По смыслу приведенных нормативных положений выпуск товаров сопряжен с определенными результатами таможенного контроля (раздел IV Таможенного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 358 ТК РФ при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
При таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Таможенным кодексом Российской Федерации установлены более короткие сроки (пункт 1 статьи 359 ТК РФ).
Таким образом, право декларанта на относительно скорый выпуск товаров обусловлено правом таможни проверить соответствие выпускаемых товаров определенным критериям, имеющим правовое значение. Без должной реализации такого права государственным органом выпуск товаров не допускается. При этом выпуск товаров связан с представлением не любых документов и (или) сведений, а лишь тех, которые необходимы и достаточны для решения вопросов, значимых для таможенного контроля.
Заявитель полагает, что незаконные действия в виде неуведомления декларанта в трехдневный срок со дня предъявления товара, о том какие именно нарушены условия выпуска товара (ст. 149 ТК РФ), какие необходимо совершить действия для осуществления выпуска товара был допущены таможенным органом в период с 16.06.2008г. по 10.07.2008г.; незаконные действия в виде неосуществления выпуска товара в трехдневный срок с момента предъявления товара для досмотра - с 19.06.2008г. по день выпуска; и необоснованное задержание в течение 22 дней принадлежащего индивидуальному предпринимателю товара.
В тоже время, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по состоянию на указанные заявителем апелляционной жалобы даты, выпуск товара не мог быть произведен таможенным органом в связи с наличием объективных обстоятельств, препятствующих выпуску: заявленные сведения о наименовании товара имели расхождения с фактическим наименованием, нанесенным на модели велосипедов, по этой причине таможенный орган пришел к выводу о необходимости представления иного сертификата соответствия (л.д. 70-71; 105-109; 148 том 1); отсутствовало документальное подтверждение заявленной таможенной стоимости; таможенные платежи уплачены не в полном размере (л.д. 82-83; 97-100).
Все условия для выпуска товара соблюдены декларантом лишь 10.07.2008г. (л.д.70, 82-83), в этот же день товар под обеспечение уплаты таможенных платежей был выпущен Пермской таможней в режиме выпуска для внутреннего потребления (л.д.149 том 1).
По указанным выше мотивам подлежит отклонению ссылка индивидуального предпринимателя на обязанность Пермской таможни выпустить товар 19.06.2008г. Что касается иных действий таможенного органа, в том числе по истребованию необходимых для выпуска товара документов, то они произведены таможенным органом, с учетом всех указанных выше обстоятельств дела, с соблюдением таможенного законодательства.
Доводы предпринимателя о том, что судом 1 инстанции не применены нормы материального права, подлежащие применению, также подлежат отклонению. Судом на основании ст. ст. 149, 153 ТК РФ и разработанных в соответствии с ТК РФ инструкциями, сделан правильный вывод об отсутствии у Пермской таможни законных оснований для выпуска товара до 10.07.2008г., иного заявителем жалобы не доказано.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявления, признав, что таможенным органом не допущено незаконных действий, они соответствуют полномочиям таможенного органа и вызваны объективными обстоятельствами.
Доводы апелляционной жалобы по изложенным выше мотивам судом апелляционной инстанции отклоняются, как необоснованные.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по оплате госпошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10.11.2008г. по делу N А50-11109/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тарасенко А.В. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.П. Осипова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11109/2008-А21
Истец: Тарасенко Алексей Викторович
Ответчик: Пермская таможня
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10025/08