6 марта 2009 г. |
Дело N А14-13353/2008/454/19 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 марта 2009 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Сергуткиной В.А.
Миронцевой Н.Д.
при ведении протокола судебного заседания Анохиной К.Г.
при участии:
от Администрации Ольховатского муниципального района Воронежской области - Федоровой Т.И., главного специалиста по доверенности N 153 от 31.12.2008;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области - Мелконяна Ш.В., ведущ. специалиста-эксперта по доверенности N 08-д от 11.01.2009;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2008 по делу N А14-13353/2008/454/19 (судья Попова Л.В.) по заявлению Администрации Ольховатского муниципального района Воронежской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ольховатского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на помещение N 1, литер А, площадью 116,7 кв.м., расположенное на 1 этаже нежилого здания, количество комнат 8, номера на поэтажном плане 7-14, по адресу: Воронежская область, Ольховатский район, р.п. Ольховатка, пер. Горького, 5; обязании зарегистрировать право собственности на помещение N 1, литер А, площадью 116,7 кв.м., расположенное на 1 этаже нежилого здания, количество комнат 8, номера на поэтажном плане 7-14, по адресу: Воронежская область, Ольховатский район, р.п. Ольховатка, пер.Горького, 5 за муниципальным образованием - Ольховатский муниципальный район Воронежской области.
Решением от 16.12.2008 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с указанным судебным актом, УФРС по Воронежской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционная инстанция установила следующее.
29.04.2008 Администрация Ольховатского муниципального района Воронежской области обратилась в Управление Федеральной регистрационной службы по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием на нежилое помещение, являющееся частью нежилого здания, расположенного по адресу: Воронежская область, р.п. Ольховатка, переулок Горького, д.5.
В качестве документа - основания для госрегистрации права собственности заявителя на указанное нежилое помещение было представлено постановление Ольховатского районного совета Воронежской области от 27.10.1998 N 12 "Об уточненном перечне муниципальной собственности" и решение Совета народных депутатов Ольховатского муниципального района Воронежской области от 05.03.2008 N 12.
Сообщением УФРС по Воронежской области от 21.07.2008 N 19/001/2008-438 Администрации было отказано в государственной регистрации права собственности на указанное нежилое помещение в связи с непредставлением распорядительного документа соответствующего органа государственной власти об утверждении перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, утвержденного и оформленного в соответствии с нормативными актами и в связи с неустранением противоречий в представленных на госрегистрацию документов (в реестре муниципального имущества значится здание СЭС, а подано заявление на госрегистрацию права собственности на нежилое помещение N 1).
Полагая, что данный отказ нарушает требования действующего законодательства, ее права, как собственника объекта недвижимости, Администрация обратилась в суд за защитой.
При этом, Администрация Ольховатского муниципального района ссылается на предоставление на регистрацию всех необходимых документов. Представленные на регистрацию правоустанавливающие документы приняты уполномоченными органами в пределах предоставленных им полномочий, отсутствие противоречия в представленных на регистрацию документов в связи с тем, что в реестре муниципального имущества значится здание СЭС, а подано заявление на госрегистрацию права собственности на нежилое помещение N 1, так как нежилое (жилое) помещение N1 представляет собой объект, входящий в состав здания СЭС по переулку Горького, 5, р.п. Ольховатка.
Разрешая настоящий спор, суд посчитал подтвержденными заявленные требования и удовлетворил их.
Апелляционная коллегия, соглашается с мнением суда первой инстанции и рассматривая настоящий спор полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Согласно положениям ст.ст.16, 18 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ к основаниям для государственной регистрации прав наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним отнесены:
-акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
-договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
-акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
-иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
-иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В государственной регистрации прав может быть отказано в том числе, если не представлены документы, необходимые для регистрации.
В силу п.5 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности устанавливается специальным законом.
До принятия указанного закона на территории Российской Федерации действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
Данные акты устанавливают, в том числе, что объекты государственной собственности (жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Оформление передачи этих объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок передачи имущества в муниципальную собственность и порядок оформления его как муниципальной собственности определен Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Отсутствие надлежаще утвержденного перечня объектов муниципальной собственности не свидетельствует о том, что данный объект недвижимости не является объектом муниципальной собственности. Данная позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.07.1998 N 80/98.
Нарушение установленного порядка передачи объектов недвижимости в муниципальную собственность не может служить основанием для отказа в государственной регистрации права муниципального образования на спорный объект недвижимости, поскольку имущество фактически передано в муниципальную собственность, Перечень передаваемых объектов недвижимости утвержден соответствующим Советом народных депутатов, отдельного решения об исключении спорного объекта недвижимости из указанного Перечня не принималось.
Из имеющегося в материалах дела сообщения УФРС по Воронежской области от 21.07.2008 N 19/001/2008-438 усматривается, что основанием для отказа Администрации Ольховатского муниципального района Воронежской области, в государственной регистрации права муниципальной собственности на помещение N 1, литер А, площадью 116,7 кв.м., расположенное на 1 этаже нежилого здания, количество комнат 8, номера на поэтажном плане 7-14, по адресу: Воронежская область, Ольховатский район, р.п. Ольховатка, пер. Горького, 5 явился абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть не представление всех необходимых для регистрации права собственности документов, а именно - документа, непредставлением распорядительного документа соответствующего органа государственной власти об утверждении перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, утвержденного и оформленного в соответствии с нормативными актами и в связи с неустранением противоречий в представленных на госрегистрацию документов.
Вместе с тем, в силу изложенных выше норм, представленная на государственную регистрацию выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Ольховатского муниципального района Воронежской области от 28.04.2008 является правоподтверждающим документом в отношении права собственности муниципального образования на спорное нежилое помещение.
Таким образом, представленные заявителем на регистрацию документы не противоречат предъявлявшимся к ним в момент их оформления требованиям, подтверждают фактическую передачу спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что в силу статей 6 и 17 Закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ, является основанием для государственной регистрации соответствующего права.
Вместе с тем, указанные документы, представленные Администрацией в УФРС по Воронежской области не получили надлежащей оценки регистрирующего органа, в связи с чем, в отсутствие законных на то оснований, Управление Федеральной регистрационной службы по Воронежской области отказало Администрации Ольховатского муниципального района Воронежской области в регистрации права муниципальной собственности на помещение N 1, литер А, площадью 116,7 кв.м., расположенное на 1 этаже нежилого здания, количество комнат 8, номера на поэтажном плане 7-14, по адресу: Воронежская область, Ольховатский район, р.п. Ольховатка, пер. Горького, 5.
При этом, данным отказом нарушены права муниципального образования Ольховатский муниципальный район как собственника указанного помещения.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, следовательно, подтверждающих законность и обоснованность оспариваемого отказа, отсутствие в рассматриваемом случае нарушения прав и законных интересов муниципального образования Ольховатский муниципальный район Воронежской области, регистрационным органом, в нарушение ст.65 АПК РФ, ч.5 ст.200 АПК РФ ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов государственной власти, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному ненормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, в соответствии со ст.71 АПК РФ, установил, что оспариваемый отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности на помещение N 1, литер А, площадью 116,7 кв.м., расположенное на 1 этаже нежилого здания, количество комнат 8, номера на поэтажном плане 7-14, по адресу: Воронежская область, Ольховатский район, р.п. Ольховатка, пер. Горького, 5, принят Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области с нарушением требований Закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", нарушает права и интересы муниципального образования Ольховатский муниципальный район Воронежской области, в связи с чем, правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция находит, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, фактически повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашедшие свою правовую оценку в обжалуемом судебном акте, которая является правильной.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2008 по делу N А14-13353/2008/454/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13353/2008/454/19
Заявитель: Администрация Ольховатского муниципального района Воронежской области
Ответчик: УФРС по Воронежской области