г. Владимир |
|
31 марта 2009 г. |
Дело N А79-8302/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.03.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.03.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.12.2008, принятое судьей Крыловым Д.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 09.09.2008 по делу N 20-АМЗ-2008.
В судебном заседании участвуют представители:
общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии"- Васильева О.Л. по доверенности от 09.04.2008 N 20 сроком действия один год;
Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Железина Л.А. по доверенности от 20.03.2009 N 05-05/877.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "МсМм" не явился. О времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (уведомление N 37812).
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - Общество, ООО "КТ") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее-Управление, антимонопольный орган) от 09.09.2008 года по делу N 20-АМЗ-2008.
Заинтересованным лицом по делу также является общество с ограниченной ответственностью "МсМм" (далее- ООО "МсМм").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.12.2008 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представители Общества и антимонопольного органа поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
ООО "МсМм" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, что общество с ограниченной ответственностью "МсМм" (г.Новочебоксарск) обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике с заявлением о незаконности действий ООО "КТ", выразившихся во включении в Технические условия на теплоснабжение N 337 строящегося объекта- здания кафе и промтоварного магазина, расположенного в III микрорайоне Западного жилого района г. Новочебоксарска, требования по выполнению трубопровода на участке тепловых сетей от проектируемой теплофикационной камеры до ввода в здание из нержавеющей стали с изоляцией из пенополиуретана в непроходном канале.
Ранее в апреле 2004 года, МУП г.Новочебоксарска "Новочебоксарские городские тепловые сети" выдало ООО "МсМм" Технические условия N 336 на проектирование и подключение тепловой энергии строящегося кафе и промтоварного магазина со сроком действия до 01.05.2005.
В связи с тем, что строительство в запланированный срок ООО "МсМм" не завершило, оно обратилось в ООО "КТ" (организацию, осуществляющую теплоснабжение города Новочебоксарска в настоящее время) с заявлением о продлении срока действия ранее выданных Технических условий N 336.
07.03.2008 Общество выдало ООО "МсМм" новые Технические условия на теплоснабжение, в которых пунктом 16.3 указало требование - выполнить трубопровод на участке тепловых сетей от проектируемой теплофикационной камеры до ввода в здание из нержавеющей стали с изоляцией из пенополиуретана в непроходном канале.
Ранее выданные Технические условия не содержали такого требования, ООО "МсМм" уже закупило трубы из обычной стали.
Не согласившись с таким требованием новых Технических условий, поскольку оно не основано на законе и при уже осуществленной закупке труб из обычной стали ущемляет экономические интересы застройщика, ООО "МсМм" обратилось с заявлением в антимонопольный орган.
Рассмотрев заявление ООО "МсМм", Управление оценило действия ООО "КТ" по включению в Технические условия на теплоснабжение N 337 требования о выполнении трубопровода на участке тепловых сетей строящегося объекта из нержавеющей стали, как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ущемляющее экономические интересы ООО "МсМм".
По результатам рассмотрения Управление приняло решение от 09.09.2008 по делу N 20-АМЗ-2008 и выдало предписание от 09.09.2008 N 20-АМЗ-2008 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
ООО "КТ" посчитало вышеуказанные акты антимонопольного органа незаконными, нарушающими его права и законные интересы, и обратилось в суд с заявлением о признании их незаконными.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы ООО "КТ" в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции с учетом следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 утверждено Положение о Федеральной антимонопольной службе, согласно которому Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
2) выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:
-о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Часть 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 24.07.2006 N 141-Э "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" включено в указанный реестр под регистрационным номером 21.1.21.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В обоснование своей позиции о правомерности включения в Технические условия N 337 пункта 16.3 ООО "КТ" последовательно указывает на экономическую и технологическую эффективность эксплуатации таких трубопроводов, совершенствование производства. Кроме того, Общество поясняет, что вопрос включения в Технические условия требования о применении труб из нержавеющей стали обсуждался в администрации г.Новочебоксарска, поскольку тепловые сети являются муниципальной собственностью города. Орган местного самоуправления согласился с предложенным вариантом, о чем сообщил письмом от 31.07.2008 N 23/02-1467.
Одновременно установлено, что такое условие не основано на требованиях закона или иного нормативного правового акта.
Вопросы эксплуатации трубопроводов, вопросы технической безопасности трубопроводов пара и горячей воды регулируются Правилами устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 года N 90 (ПБ 10-573-03), зарегистрированным в Минюсте РФ 18.06.2003 N 4719.
Положения ПБ 10-573-03 не предусматривают использование в тепловых сетях трубопроводов (труб) из нержавеющей стали.
Для оценки правомерности требования Технических условий N 337 антимонопольный орган обращался в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике.
Письмом от 31.07.2008 N 4057 Управление Ростехнадзора по Чувашской Республике поясняло, что пункт 10.1 СНИП 41-02.2003 "Тепловые сети" определяет, что трубы, арматуру и изделия из стали и чугуна для тепловых сетей следует применять в соответствии с Правилами устройства и безопасности эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03).
Пункт 3.4.1 ПБ-10-573 не предусматривает применение труб из нержавеющей стали для трубопроводов пара и горячей воды. При этом пункт 3.1.2 Правил определяет, что применение новых материалов и полуфабрикатов разрешается Госгорстехнадзором России на основании положительного заключения специализированной организации.
Управление Ростехнадзора по Чувашской Республике не выдавало разрешение ООО "КТ" на применение труб из нержавеющей стали для прокладки трубопроводов для целей теплоснабжения в городе Новочебоксарске. Обратное судом не установлено.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 23.07.2008 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Таким образом, указанные государственным органом требования нормативных документов относятся к обязательным для исполнения, так как направлены на обеспечение безопасности эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды. Они являются действующими до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Кроме того, и на заседании в Управлении, и в суде первой инстанции участвовал представитель Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике, который пояснял, что присоединение участков трубопроводов, выполненных из нержавеющей стали, к общей теплотрассе г.Новочебоксарска, выполненных из стальных труб, требует изучения. При эксплуатации теплотрассы, выполненной из труб разной стали, могут происходить гальванические процессы, приводящие к усилению коррозии трубопроводов, выполненных из обычной стали.
Также антимонопольный орган и суд первой инстанции установили, что стоимость труб из нержавеющей стали значительно выше стоимости труб из обычной стали. Данное обстоятельство подтверждается письмом от 08.09.078 N 14/01-02/1931 и не оспаривается представителями лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции считает, что с учетом установленных обстоятельств антимонопольный орган пришел к законному и обоснованному выводу о том, что ООО "КТ" нарушило положения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку оно необоснованно обязало Техническими условиями N 337 на теплоснабжение здания кафе и промтоварного магазина, расположенного на пересечении улиц Первомайская и Советская в III микрорайоне Западного жилого района г. Новочебоксарска, выполнить участок трубопровода строящегося объекта из нержавеющей стали. Данное условие не предусмотрено ПБ 10-573-03 и ущемляет экономические интересы ООО "МсМм", поскольку влечет для него дополнительные материальные затраты ввиду приобретения на настоящий момент труб из обычной стали.
Суд первой инстанции отдельно рассмотрел утверждение ООО "КТ" о том, что направлением ООО "МсМм" письма от 08.09.2008 N 14/01-02/1931 Общество устранило правонарушение, в связи с чем имелись основания для прекращения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:
1) добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Проанализировав содержание письма ООО "КТ" от 08.09.2008 N 14/01-02/1931, суд первой инстанции правильно указал, что оно не содержит информации о том, что ООО "КТ" изменило пункт 16.3 Технических условий и отменило требование о выполнение трубопровода из труб из нержавеющей стали. При таких обстоятельствах у антимонопольного органа отсутствовали основания для прекращения производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемые решение и предписание от 09.09.2008 по делу N 20-АМЗ-2008 приняты уполномоченным органом, соответствуют Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не нарушают права и законные интересы ООО "КТ" в сфере предпринимательской деятельности.
Одновременно из мотивировочной части обжалуемого судебного акта исключаются выводы суда первой инстанции в отношении труб типа "Касафлекс" как не основанные на фактических обстоятельствах дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства. Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
При подаче апелляционной жалобы ООО "КТ" предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.12.2008 по делу N А79-8302/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8302/2008
Истец: ООО "Коммунальные технологии" г.Чебоксары
Ответчик: УФАС по Чувашской республике, ООО "МсМм"