г. Томск |
Дело N 07АП-1670/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: Е.А. Залевской
С.Н. Хайкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Г. Никитиной,
при участии:
от заявителя: без участия, надлежаще извещена,
от заинтересованных лиц: без участия, надлежаще извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.12.2008 года по делу N А45-17061/2008-46/170 (судья О. В. Чернова)
по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска к обществу с ограниченной ответственностью ТД "Скаут-4", Митюкову Алексею Александровичу, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю о признании недействительной государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ
Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска (далее - заявитель, ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска) обратилась в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью ТД "Скаут-4" (далее - Общество, ООО ТД "Скаут-4"), Митюкову Алексею Александровичу, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее - МРИФНС N 1 по Алтайскому краю) о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице ООО ТД "Скаут-4" с государственным регистрационным номером 2082204071992 от 18.07.2008 г.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.12.2008 г. заявителю в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда, заявитель обжаловал его в суд апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска просит решение суда отменить, мотивируя следующим:
- документы, представляемые на государственную регистрацию должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации;
- в ходе проверки установлено, что ООО ТД "Скаут-4" по заявленному им адресу не находится;
- предоставление обществом недостоверной информации о месте своего нахождения нарушает права неограниченного круга лица.
От МРИ ФНС N 1 по Алтайскому краю в суд поступил отзыв на жалобу, в котором содержится просьба отказать заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы.
Заявитель и заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
ООО ТД "Скаут-4" было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 05.08.2002 г. за основным государственным номером 1022201507899 Инспекцией МНС по Октябрьскому району г. Барнаула Алтайского края.
10.04.2006 г. МРИ ФНС N 1 по Алтайскому краю были внесены сведения об учете ООО Торговый дом "СКАУТ-4" в налоговом органе.
По решению N 2/08 единственного участника ООО ТД "Скаут-4" от 14.07.2008 г. местом нахождения Общества является г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, д. 7.
18.07.2008 г. МРИ ФНС N 1 по Алтайскому краю была осуществлена государственная регистрация изменений сведений о юридическом лице - ООО ТД "Скаут-4", связанных с внесением изменений в учредительные документы.
В связи с этим Общество было снято с налогового учета МРИ ФНС N 1 по Алтайскому краю и постановлено на налоговый учет в ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска.
В ходе проверки сотрудниками ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска Общество не было обнаружено по указанному адресу.
ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска обратилась в суд с заявлением о признании недействительной регистрации изменений, внесенных в сведения ООО ТД " Скаут-4" в части указания адреса: г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, 7.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что:
- Общество не может быть ответчиком по данному делу;
- отсутствие постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по месту нахождения юридического лица, указанному в учредительных документах, после государственной регистрации изменений учредительных документов юридического лица не может свидетельствовать о недостоверности сведений о месте нахождения юридического лица, представленных учредителем (участником) общества при их регистрации;
- налоговый орган не представил доказательств недостоверности сведений, указанных в заявлении о регистрации;
- у регистрирующего органа не было правовых оснований для отказа Обществу в государственной регистрации изменений;
- заявителем не представлено в материалы дела доказательств о том, что обжалуемая регистрация изменений учредительных документов ООО ТД "Скаут-4", нарушает права и законные интересы каких-либо лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- заявитель не представил суду доказательств наличия неправомерных действий регистрирующего органа при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 506 Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу статьи 1 Закона N 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 31 Налогового кодекса РФ устанавливает права налоговых органов, однако круг этих прав не ограничен данной статьей.
Из пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" следует, что налоговый орган вправе предъявлять в арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Отсутствие нормы, аналогичной положениям абзаца 3 пункта 11 статьи 7 Закона N 943-1, в части первой Налогового кодекса Российской Федерации не лишает налоговые органы прав, предоставленных упомянутым Законом, регламентирующим их деятельность как государственных органов, поскольку данный Закон не признан утратившим силу в связи с вступлением в действие Налогового кодекса Российской Федерации и является действующим.
Согласно частью 1 статьи 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
В статье 33 АПК РФ о специальной подведомственности дел арбитражным судам предусмотрено рассмотрение дел арбитражными судами по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Исходя из вышеназванных правовых норм в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налоговый орган обладает правом обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ нахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" также установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
На основании подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со статьей 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Отказ в государственной регистрации предусмотрен статьей 23 Закона N 129-ФЗ и допускается по основаниям, указанным в пункте 1 данной статьи, в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что МРИ ФНС N 1 по Алтайскому краю решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, было принято на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Закона N 129-ФЗ.
Закон N 129-ФЗ не допускает регистрирующему органу требовать от общества предоставления иных документов.
Следовательно, процедура регистрации изменений в учредительные документы данного юридического лица не была нарушена.
Налоговый орган в апелляционной жалобе указывает на то, что документы, предоставляемые на государственную регистрацию, должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации. Действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона N 129-ФЗ, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.
Действительно, установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации изменений, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации изменений.
Вместе с тем, факт осуществления государственной регистрации изменений на основании документов, содержащих недостоверные данные, должен быть доказан заявителем.
Арбитражный апелляционный суд, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу о невозможности однозначно определить на основе представленного акта обследования от 12.08.2008 г. и справки ФГО СПО СПК от 12.08.2008 г. об отсутствии ООО ТД "Скаут-4" по указанному юридическому адресу на момент государственной регистрации изменения места нахождения общества.
Из содержания справки ФГО СПО СПК от 12.08.2008 г. следует, что ФГО СПО СПК не имело договорных отношений с ООО ТД "Скаут-4".
Вместе с тем, указанное письмо не опровергает наличия у ФГО СПО СПК других арендаторов.
Представленные доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о том, что ООО ТД "Скаут-4" не могло заключить договор субаренды с одним из арендаторов ФГО СПО СПК, а, следовательно, и вывод о том, что общество не находилось по указанному адресу на момент государственной регистрации изменений.
Кроме того, директор общества Митюков Алексей Александрович, налоговым органом не опрошен, в суде ходатайство о его допросе не заявлялось, несмотря на то, что место жительство его известно.
Направленное арбитражным апелляционным судом в адрес Митюкова А.А. определение о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, получено Митюковым А.А., что подтверждается его подписью на почтовом уведомлении.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска не представила бесспорных доказательств недостоверности сведений, указанных в заявлении о регистрации изменений, содержащихся в учредительных документах Общества.
Суд первой инстанции правомерно сослался на определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.08.2008 г. N 11046/08 по делу N А43-24062/2007-1-344, из которого следует, что действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации юридического лица и признание незаконным решения о государственной регистрации юридического лица в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Таким образом, органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставлено в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях право на привлечение к административной ответственности за представление недостоверных сведений о юридическом лице, а также при определенных обстоятельствах право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Принимая во внимание изложенное, а также совокупность установленных судом первой инстанции обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принятое Арбитражным судом Новосибирской области решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.12.2008 года по делу N А45-17061/2008-46/170 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
Е.А. Залевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-17061/2008-46/404
Истец: ИФНС России по Калининскому району г.Новосибирска
Ответчик: ООО ТД "СКАУТ-4", МИФНС России N1 по Алтайскому краю, Митюков Алексей Александрович
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1670/09