г. Томск |
Дело N 07АП-5379/08(А03-3974/2008-12) |
"26" сентября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2008 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Кресса В.В.
судей: Мухиной И.Н.
Терехиной И.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Терехиной И.И.
при участии в судебном заседании:
от истца: Канищевой В.О., по доверенности N 9-юр от 28.12.2007г.
от ответчика: не явился (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунэнерго" Красногорского района Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 15 июля 2008 г. по делу N А03-3974/2008-12
(судья Хворов А. В.)
по иску ОАО "Алтайэнергосбыт"
к МУП "Коммунэнерго" Красногорского района Алтайского края
о взыскании 12 500 рублей задолженности
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Алтайэнергосбыт" (далее - ОАО "Алтайэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к Муниципальному унитарному предприятию "Коммунэнерго" Красногорского района Алтайского края (далее - МУП "Коммунэнерго") с иском о взыскании, с учетом увеличения размера исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, 130 651 руб. 92 коп. задолженности за поставленную электроэнергию в период с 01 ноября 2007 г. по 30 июня 2008 г.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15 июля 2008 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просил обжалуемое решение изменить в части взыскания задолженности в сумме 130 651 руб. 92 коп., в удовлетворении исковых требований в части взыскания суммы 9 474 руб. 76 коп., определяемой истцом по нерегулируемым ценам, тарифам, которые не утверждались уполномоченным государственным органом, отказать.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с ее доводами, пояснив, что электроэнергия сверх объемов, поставляемых по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках, ответчик вправе обратиться в регулирующий орган с тем, чтобы затраты по оплате по нерегулируемым ценам были учтены при установлении регулируемого тарифа на последующий расчетный период регулирования.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается апелляционным судом в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Алтайского края в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между открытым акционерным обществом энергетики и электрификации Алтайского края "Алтайэнерго" (энергоснабжающей организацией) и ответчиком (покупателем) 01 октября 2004 г. заключен договор энергоснабжения N 4427 (л.д. 12 - 17).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28 июня 2005 г. по делу N А03-7190/05-12 пункты 3.2.20, 6.6, 7.1, 7.2, 7.7, 7.8, 8.4, 8.6 договора энергоснабжения N 4427 от 01 октября 2004 г. признаны недействительными (л.д. 19 - 24).
Трехсторонним соглашением, заключенным между ОАО "Алтайэнерго", ОАО "Алтайэнергосбыт" и МУП "Коммунэнерго" 01 октября 2006 г. к договору N 4427 от 01.10.2004г., стороны определили, что истец принимает на себя права и обязанности по названному договору и выступает в качестве энергоснабжающей организации с 01.10.2006г. (л. д. 18).
В соответствии с разделом 5 договора энергоснабжения N 4427 (в редакции соглашения от 01.10.2006г.) расчет за энергию производится по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, в случае изменения законодательства РФ в области определения цены на электрическую энергию стороны обязуются руководствоваться принятыми нормативно-правовыми актами с момента вступления их в законную силу.
Истец поставил ответчику электроэнергию, выставил счета-фактуры N 4427/42723 от 30 ноября 2007 г., N 4427/42653 от 31 декабря 2007 г., N 4427/15003905 от 31 января 2008 г., N 4427/15008933 от 29 февраля 2008 г., N 4427/150113863 от 31 марта 2008 г., N 4427/15019045 от 30 апреля 2008 г., N 4427/15023719 от 31 мая 2008 г., N 4427/15028659 от 30 июня 2008 г., в которых стоимость части энергии определялась по регулируемым ценам, часть - по нерегулируемым ценам (л.д. 27 - 29, 52, 54, 57, 59, 61).
Электроэнергия оплачена ответчиком частично, в связи с чем образовалась задолженность в размере 130 651 руб. 92 коп., о взыскании которой истцом предъявлен настоящий иск.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что долг подтвержден материалами дела, законодателем установлена возможность ограничения свободного определения сторонами условий договора путем установления императивных норм, в том числе, в отношении цены, ответчик не относится к категории потребителей, в отношении которых не могут применяться свободные цены.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данные выводы суда первой инстанции.
Факт потребления электроэнергии ответчик не оспорил, долг в размере 121 177 руб. 16 коп. признал, что подтверждается актом сверки взаиморасчетов по состоянию на 30 июня 2008 года, пояснениями ответчика (л. д. 51).
Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ при исполнении договора в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемы уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с положениями ст.ст. 2, 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков, основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике в силу ст. 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обладает Правительство РФ.
Согласно п. 106 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530) на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
В силу п. 108 Правил поставка электрической энергии гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).
Остальной объем электрической энергии (мощности), приобретаемый по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, поставляется по регулируемым ценам (тарифам) на розничных рынках пропорционально объему фактически потребленной этими покупателями (обслуживаемыми ими потребителями) за соответствующий расчетный период текущего года электрической энергии (мощности).
Согласно п. 109 Правил электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
Таким образом, истец при начислении платы за поставленную электроэнергию законно и обоснованно применял как регулируемые, так и нерегулируемые тарифы.
Доводу ответчика о том, что он относится к числу естественных монополий, в отношении него не могут применяться свободные цены, судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции правильно указал, что законодательство о естественных монополиях не регулирует отношения ценообразования и расчетов в области электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 2.1 устава в предмет деятельности ответчика входят эксплуатация жилого фонда, капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений, жилых домов, эксплуатация водопроводных и канализационных сетей, монтаж, наладка и ремонт электрического и теплотехнического оборудования (л.д. 76 - 91).
Согласно п. 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утверждены Приказом ФСТ РФ от 06 августа 2004 г. N 20-э/2) ответчик относится к группе 3 "Прочие потребители".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене или изменению, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч.ч. 1 и 5 ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей относится на апеллянта (ответчика).
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. ст. 271, 110 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от "15" июля 2008 г. по делу N А03-3974/2008-12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В. В. Кресс |
Судьи |
И. Н. Мухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3974/2008
Истец: ОАО "Алтайэнергосбыт"
Ответчик: МУП "Коммунэнерго" Красногорского района Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5379/08