г. Чита |
Дело N А19-2360/08-58 |
"3" сентября 2008 г. |
N 04АП-2559/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 сентября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Т. О. Лешуковой, Э. П. Доржиева,
при ведении протокола судебного заседания судьей Д. Н. Рыловым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Иркутской областной общественной организации экологического контроля "Чистый город" на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 июня 2008 года по делу N А19-2360/08-58 по заявлению Иркутской областной общественной организации экологического контроля "Чистый город" к Администрации г. Иркутска, Открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации" о признании недействительными постановлений.
(суд первой инстанции судья Дягилева И. П.)
В судебном заседании объявлялся перерыв до 29.08.08 до 10-00 часов.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованных лиц:
1. Администрации г. Иркутска - не явился;
2. ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный Банк РФ" - не явился.
от третьих лиц:
1. Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области - не явились;
2. Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области - не явился;
3. Иркутского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору - не явились;
Иркутская областная общественная организация экологического контроля "Чистый город" (далее ИООО ЭК "Чистый город") обратилось в суд с требованием к Администрации г. Иркутска, Открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации" (далее ОАО "АК Сбербанк РФ") о признании недействительными Постановлений мэра г. Иркутска N 031-06-693/4 от 28.04.2004 г. "О предварительном согласовании Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку Российской Федерации (Открытое Акционерное Общество) места размещения офисного здания в границах улиц Нижняя Набережная -Декабрьский Событий - Польских Повстанцев в Кировском районе г. Иркутска" и N 031-06-1833/4 от 16.11.2004 г. "О предоставлении земельного участка Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку Российской Федерации (Открытое Акционерное Общество) под строительство административного здания в границах улиц Нижняя Набережная - Декабрьских Событий - Польских Повстанцев в Кировском районе г. Иркутска".
Решением суда первой инстанции от 16.06.2008 г. в удовлетворении заявленных требований заявителя отказано.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда об отсутствии факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности оспариваемыми постановлениями мэра г. Иркутска.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ИООО ЭК "Чистый город" ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права. Суд неправомерно отказал в заявленных требованиях, поскольку администрация г. Иркутска необоснованно, в нарушение закона в области охраны окружающей среды предоставила Сбербанку РФ земельный участок. Пользование береговой полосой для осуществления хозяйственной деятельности, при которой не обеспечивается безопасность судоходства, не допускается. При вынесении оспариваемых постановлений отсутствовало положительное заключение экологической экспертизы выбора места размещения объектов. Предоставление земельного участка должно было быть проведено на основании торгов.
Заинтересованные лица и третьи лица, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель, заинтересованное лицо и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили. Третье лицо - Иркутское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору заявило ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствии его представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
28.04.2004 г. Постановления Мэра г. Иркутска N 031-06-693/4 ОАО "АК Сбербанк РФ" согласовано место размещения офисного здания в границах улиц Нижняя Набережная - Декабрьских Событий - Польских Повстанцев в Кировском районе г. Иркутска.
В связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 7576 кв.м., предоставленного ГОУ ВПО ИГПУ Постановлением мэра г. Иркутска от 07.07.2000 г. N 031-06-889/0 "Об утверждении материалов инвентаризации земельного участка, расположенного в Кировском районе г. Иркутска, по ул. Нижней Набережной, 12", Постановлением N 031-06-693/4 ГОУ ВПО ИГПУ предписано обратится в Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Иркутской области для внесения записи в Государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок.
Пунктом 3 Постановления N 031-06-693/4 утвержден акт о выборе земельного участка, площадью 7576 кв.м., под размещение офисного здания ОАО "АК Сбербанк РФ", а приложением N 1 к постановлению утвержден проект границ земельного участка под размещение офисного здания ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный Банк РФ", расположенного в границах улиц Нижняя Набережная - Декабрьских Событий - Польских Повстанцев Правобережного округа г. Иркутска, за счет изъятия части территории ГОУ ВПО ИГПУ.
Постановлением Мэра г. Иркутска N 031-06-1833/4 от 16.11.2004 г. ОАО "АК Сбербанк РФ" предоставлен земельный участок под строительство административного здания в границах улиц Нижняя Набережная - Декабрьских Событий - Польских Повстанцев в Кировском районе г. Иркутска, из земель поселений, с кадастровым номером 38:36:000034:0604 в аренду сроком на 5 лет, площадью 7576 кв.м.
В соответствии с п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно подп. 2 п. 2 ст. 94, ч. 2 ст. 97 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, в состав которых, в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 97 названного Кодекса, входят также иные земли, выполняющие природоохранные функции. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 108 Водного кодекса РФ ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах и в их водоохранных зонах осуществляется по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления, использованием и охраной водного фонда.
В соответствии с п. 1, 2, 3 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1404, водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. Границы водоохранных зон устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока: до 10 км - 50 м, от 10 до 50 км - 100 м, от 50 до 100 км - 200 м, от 100 до 200 км - 300 м, от 200 до 500 км - 400 м, от 500 км и более - 500 м.
Согласно представленного в материалы дела письма Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Иркутской области "О рассмотрении материалов по выбору земельного участка под строительство офисного здания" от 20.04.2004г. N 5/10-2044, в соответствии с вышеуказанной нормой права, отводимый земельный участок расположен в границах 200-метровой минимальной водоохраной зоне р. Ангара.
В соответствии с Актом выбора и обследования земельного участка, предоставленного ОАО "АК Сбербанк РФ" предоставление спорного земельного участка было согласовано Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Иркутску, Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска, ГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Иркутске Иркутской области", ГУ природных ресурсов и охраны окружающей среды МИР России по Иркутской области, ГУ "Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области", Управлением государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области, Отделом охраны окружающей среды Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска.
При наличии указанного Акта выбора и обследования земельного участка, заключения Департамента Госсанэпиднадзора в г. Иркутске по отводу земельного участка под строительство N 146 от 19.04.2004 г. и положительного заключения государственной экологической экспертизы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии всех необходимых предварительных согласований места размещения объекта, а также выбора земельного участка в соответствии с действующим в рассматриваемый период законодательством.
Согласно ч. 2 ст. 35 Закона РФ N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" выбор мест размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется с соблюдением требований законодательства при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно ст. 12 Закона РФ N 174-ФЗ от 23.11.1995 г. "Об экологической экспертизе", действовавшего в период принятия оспариваемых постановлений, объектами государственной экологической экспертизы на региональном уровне являются: проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, и иную деятельность, за исключением проектов индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории, лесоустроительной и землеустроительной документации, прошедших государственную экологическую экспертизу;
материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории субъектов Российской Федерации, в том числе:
1) проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно- технических и иных программ субъектов Российской Федерации, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;
2) проекты схем развития отраслей народного хозяйства субъектов Российской Федерации, в том числе промышленности;
3) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил субъектов Российской Федерации;
4) проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;
5) проекты инвестиционных программ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации и местного значения;
документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
все виды градостроительной документации, в том числе:
1) схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований;
2) генеральные планы городов, других поселений и их систем;
3) проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;
4) генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;
5) проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;
6) проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений; проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геолого-разведочных, добычных, взрывных и иных видов работ;
технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной деятельности, находящихся в ведении Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает пятисот тысяч долларов;
документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции с субъектами предпринимательской деятельности при пользовании участками недр регионального и местного значения;
проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, иная проектная документация в этой области, в том числе проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства;
материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых не относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации;
объекты государственной экологической экспертизы, приведенные в настоящей статье и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
1) доработки объектов государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
2) изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды;
3) реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
4) истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
5) внесения изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
С учетом указанных норм права, суд первой инстанции правомерно указал, что выбор места размещения здания, строения, сооружения либо другого объекта не является объектом экологической экспертизы, в связи с чем, не состоятельны доводы ИООО ЭК "Чистый город" о нарушении действующего законодательства при принятии оспариваемых постановлений, в связи с непроведением государственной экологической экспертизы выбора места размещения здания.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Земельного кодекса РФ действующей на момент вынесения оспариваемого постановления, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 названного Кодекса, регулирующей порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Однако, в данном случае проведение торгов не предусмотрено, поскольку имело место предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
С учетом изложенного, суд критически оценивает довод апелляционной жалобы о несоответствии обжалуемого Постановления N 031-06-693/4 от 28.04.2004 г. Земельному кодексу РФ со ссылкой на необходимость проведения торгов.
Как следует из представленной в материалы дела газеты "Иркутск" от 08.11.2004 г., в ней опубликована информация о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка.
Постановлением Мэра г. Иркутска N 031-06-1833/4 от 16.11.2004г. ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный Банк РФ" предоставлен земельный участок под строительство административного здания в границах улиц Нижняя Набережная - Декабрьских Событий - Польских Повстанцев в Кировском районе г. Иркутска, из земель поселений, с кадастровым номером 38:36:000034:0604, в аренду сроком на 5 лет, площадью 7576 кв.м.
Согласно ч. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В соответствии с п. 3 Распоряжения мэра г. Иркутска от 09.01.2003 N 031-10-28/3 "Об информировании населения г. Иркутска о предоставлении земельных участков на территории города" установлено, что передача земельного участка в аренду для строительства объекта без проведения торгов (конкурсов, аукционов), если имеется только одна заявка, а также предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, производится не ранее чем по истечении 1 недели с момента опубликования сообщения, указанного в пп. 1.1 и 2 настоящего распоряжения.
С учетом указанных норм права, обоснован вывод суда о том, Администрацией г. Иркутска соблюден порядок информирования граждан их объединений и юридических лиц о предстоящем предоставлении земельного участка, предусмотренный п. 3 ст. 31 ЗК РФ и п. 3 Распоряжения мэра г. Иркутска от 09.01.2003 N031-10-28/3, поскольку, действующим законодательством предусмотрена обязанность органов местного самоуправления об информировании населения при отсутствии срока информирования. В связи с чем, не состоятельны ссылки заявителя о нарушении порядка информирования граждан их объединений и юридических лиц о предстоящем предоставлении земельного участка.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Земельного кодекса РФ при отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в апреле 2004 года) до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" Министерству имущественных отношений Российской Федерации поручено осуществлять от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в случае: прекращения прав указанных органов, граждан и юридических лиц на земельные участки; предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет.
Согласно п. 5 "Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.08.2002 N 576, в случае прекращения прав органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях: Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) - в отношении земельных участков, которые были предоставлены органу государственной власти Российской Федерации (территориальному органу федерального органа исполнительной власти), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации. В уведомлении указываются сведения о правовом режиме земельного участка. К уведомлению прилагается кадастровая карта (план) земельного участка. Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) на основании представленных федеральными органами исполнительной власти вариантов использования таких земельных участков формирует предложение о предоставлении указанных в абзаце втором настоящего пункта земельных участков для федеральных нужд. Уполномоченные на распоряжение земельными участками органы могут предоставлять незастроенные земельные участки исключительно в соответствии с решением Министерства имущественных отношений Российской Федерации (его территориальных органов) или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанное решение направляется в уполномоченные на распоряжение земельными участками органы в 2-месячный срок со дня получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
С учетом указанных норм права, обоснованным является вывод суда о том, что порядок распоряжения земельными участками в случае отказа государственного учреждения от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, не предусматривает возможность предоставления таких земельных участков путем проведения торгов, в соответствии с п. 6 ст. 30 ЗК РФ.
С учетом представленных в материалы дела согласования ГОУ высшего профессионального образований "Иркутский государственный педагогический университет", изложенного в письме за N 540-27 от апреля 2004 года, информации, содержащийся в акте установления и согласования границ земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:0139, подписанного ректором ГОУ высшего профессионального образований "Иркутский государственный педагогический университет", свидетельства о государственной регистрации права серия 38 АГ N 731981 от 01.02.2008г., в котором имеются ссылки на постановление мэра г. Иркутска от 28.04.2004г. N 031-06-693/4 "О предварительном согласовании Акционерному Коммерческому Сберегательному Банку Российской Федерации (Открытое Акционерное Общество) места размещения офисного здания в границах улиц Нижняя Набережная - Декабрьский Событий - Польских Повстанцев в Кировском районе г. Иркутска", письменного пояснения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области, позволяет арбитражному суду прийти к выводу о достоверности представленного доказательства, а также об отсутствии фактов нарушения прав как собственника, так и пользователя земельного участка, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности оспариваемого постановления.
При отсутствии ссылки заявителя на подлинность постановления мэра г. Иркутска N 031-06-693/4 от 28.04.2004 г., на изложенные в нём факты и на факт подделки или изготовления фальшивого документа, ИООО ЭК "Чистый город" обоснованно отказано в проведении процедуры проверки заявления о фальсификации в порядке ст. 161 АПК РФ.
Учитывая все вышеизложенное, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции им дана полная и всесторонняя оценка. В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований,.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 июня 2008 года по делу N А19-2360/08-58, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 июня 2008 года по делу N А19-2360/08-58 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Т. О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2360/08
Истец: Иркутская общественная организация экологического контроля "Чистый город"
Ответчик: ОАО "АК СБ РФ" Байкальский Банк, Администрация г.Иркутска
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Иркутской области, Иркутское межрегиональное Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2559/08