27 февраля 2009 г. |
Дело N А35-2465/08-с11 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2009 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Потихониной Ж.Н.,
судей Барковой В.М.
Седуновой И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Курской области (представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ)
на решение Арбитражного суда Курской области от 14.11.2008г. по делу N А35-2465/08-с11, принятое судьёй Гриневой А.В., по иску МУП "Электротеплосеть" к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Комитету социального обеспечения Курской области, Комитету ЖКХ Курской области, при участии третьего лица Комитета финансов Курской области, о взыскании 28 890 руб. 91 коп.,
при участии:
от Министерства финансов РФ в лице УФК по Курской области: Трусевич Н.Н. - начальник отдела юридической и кадровой работы, доверенность б/н от 19.01.2009г., удостоверение 46 N 00144 выдано 06.12.2007г.
от МУП "Электротеплосеть": представитель не явился, надлежаще извещён;
от МУП "Теплосеть": представитель не явился, надлежаще извещён;
от Комитета социального обеспечения Курской области: представитель не явился, надлежаще извещён;
от Комитета ЖКХ Курской области: представитель не явился, надлежаще извещён;
от Комитета финансов Курской области: представитель не явился, надлежаще извещён;
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Электротеплосеть" п.Коренево Курской области (МУП "Электротеплосеть") обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованием о взыскании с Комитета социального обеспечения Курской области, Комитета жилищно-коммунального хозяйства Курской области 28 890 руб. 91 коп. убытков, возникших вследствие предоставления мер социальной поддержки населению в виде льгот по оплате коммунальных услуг на основании Закона Курской области N 59-ЗКО от 01.12.2004г. "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", Указа Президента РФ от 05.05.1992г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Закона РФ N 181-ФЗ от 24.11.1995г. "О социальной защите инвалидов", Порядка, утвержденного постановлением Правительства Курской области от 25.05.2005г. N 77 "О порядке возмещения расходов понесенных организациями при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством Курской области".
Истцом был заявлен отказ от исковых требований к Комитету социального обеспечения Курской области и заявлены требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 27 563 руб. 25 коп., причиненных вследствие неоплаты предоставленных мер социальной поддержки гражданам на основании ФЗ от 24.11.1995г. "О социальной защите инвалидов".
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, был привлечен Комитет финансов Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области 30.10.2008 г. по делу N А35-2465/08-с11 было взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия "Электротеплосеть" п.Коренево Курской области убытки в размере 27 563 руб. 25 коп., причиненные вследствие предоставления мер социальной поддержки гражданам на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г.
В удовлетворении требований Муниципального унитарного предприятия "Электротеплосеть" п.Коренево Курской области к Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области и к Комитету жилищно-коммунального хозяйства Курской области было отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федерального казначейства по Орловской области (от имени ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации) обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм процессуального права, просит суд его изменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание представители МУП "Электротеплосеть", МУП "Теплосеть", Комитета социального обеспечения Курской области, Комитета ЖКХ Курской области, Комитета финансов Курской области не явились. В материалах дела имеются почтовые уведомления об извещении данных сторон о месте и времени рассмотрения дела.
Согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
На основании статей 123, 156, 184, 266 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии вышеуказанных представителей.
В судебном заседании было рассмотрено ходатайство МУП "Теплосеть" о процессуальном правопреемстве истца по делу N А35-2465/08-С11, о чем вынесено отдельное определение.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется по следующим основаниям.
Согласно Федеральному закону от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и в порядке, утвержденном постановлением Правительства Курской области от 17.11.2005 г. N 161 "О порядке финансирования расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот и услуг в соответствии с федеральным законодательством", МУП "Электротеплосеть" предоставляло отдельным категориям граждан льготы в размере 50%, принимая на себя обязанность осуществлять в 2005 г. меры социальной поддержки, при взимании платы за жилищно-коммунальные услуги, лицам, проживающим на территории п.Коренево Курской области.
Ответчик возмещение истцу предоставленных льгот не производил, в результате чего истцу причинены убытки в размере 27 563 руб. 25 коп.
Неоплата убытков в сумме 27 563 руб. 25 коп. явилась причиной обращения в суд с настоящим иском.
Судебная коллегия считает, что удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки являются мерой гражданско-правовой ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых на себя обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, а также размер убытков.
Финансирование расходов, связанных с реализацией вышеуказанного Закона, осуществляется за счет средств областного бюджета в Порядке, установленном Постановлением Правительства Курской области от 25.05.2005 г. N 77 и является целевым.
В соответствии со ст.28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Российская Федерация передает органам государственной власти РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В соответствии со ст.47 ФЗ от 23.12.2004г. N 173-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2005 г." утвержден Федеральный фонд компенсаций на 2005 г. в сумме 35 756 545 тыс. руб. Подпунктом 1 пункта 2 данной статьи установлены размер субвенций, выделяемых из Федерального фонда компенсаций, а именно: субвенции бюджетам субъектам РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан установлены в размере 26 670 000, 0 тыс. руб., в том числе предусмотренные законом "О социальной защите инвалидов в РФ". Согласно разделу 20 указанного закона "Распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2005 г." размер субвенций бюджету Курской области составил 184 914, 4 тыс. руб.
В течение 2005 г. в областной бюджет поступило субвенций на указанные выше цели в размере 169 644 руб. 02 коп. Расходов осуществлено в сумме 169 342 руб. 01 коп. (Закон Курской области "Об исполнении областного бюджета за 2005 г.").
Таким образом, из федерального бюджета в областной бюджет не поступило субвенций на указанные выше цели в размере 15 270 руб. 02 коп.
Истец ссылается на договор N 22/77-101/12 от 24.06.2005г., заключенный между истцом, Комитетом ЖКХ Курской области и Комитетом социального обеспечения Курской области.
Данный договор заключен во исполнение Порядка возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных законодательством и законодательством Курской области, утвержденного Постановлением Правительства Курской области от 25.05.2005г. N 77.
Названный выше нормативный правовой акт Курской области фактически устанавливает механизм прохождения денежных средств, полученных Курской областью из Фонда компенсаций федерального бюджета.
Таким образом, Комитет социального обеспечения Курской области как получатель средств на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", полученных из федерального бюджета, финансирует льготы и услуги в пределах тех средств, что предусмотрены законом о бюджете на соответствующий год и предоставлены ему.
Статьей 84 Бюджетного кодекса РФ определено, что расходные обязательства Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия федеральных законов. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета.
Таким образом, меры социальной поддержки, установленные ФЗ "О социальной защите инвалидов", являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Учитывая, что предоставленные истцом населению меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг, установлены законодательством, материалами дела установлен факт недостаточного финансирования средств из областного бюджета для возмещения истцу понесенных убытков, арбитражный суд Курской области правомерно пришел к выводу о том, что исковые требования о взыскании убытков, причиненных вследствие предоставления мер социальной поддержки населению по ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г., являются обоснованными в сумме 27 563 руб. 25 коп., подлежат удовлетворению и должны быть взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что о привлечении в качестве ответчика и об отложении судебного разбирательства на 23.10.2008г. суд первой инстанции извещал только управление Федерального казначейства по Курской области, не принимается во внимание.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 25.08.2006 N 114н/9н на руководителей управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (за исключением Управления Федерального казначейства по г. Москве) на основании доверенностей (с правом передоверия), выданных Министерством финансов Российской Федерации, возложены организация и ведение работы в судебных органах по представлению интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации.
Во исполнение данного приказа такие доверенности выданы специалистам отдела юридической и кадровой работы УФК по Курской области, о чем указывает сам заявитель жалобы.
В соответствии с указанием Заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н. письмом от 26.08.2008 N ВАС-КАУ-2974 в федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации направлено письмо Заместителя Министра финансов Российской Федерации Нестеренко Т.Г. от 13.08.2008 N 08-04-14/2145 о необходимости направления судами судебных извещений по делам, по которым затрагиваются интересы Министерства финансов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, когда его интересы поручено представлять Министерству финансов Российской Федерации, в управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
Согласно Определению Арбитражного суда Курской области от 07.10.2008 к участию в качестве самостоятельных ответчиков были привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и управление Федерального казначейства по Курской области. Во исполнение вышеуказанных писем суд первой инстанции правомерно направил уведомление УФК по Курской области (л.д. 120), и посчитал это уведомление в качестве извещения Министерства финансов РФ.
Более того, определение о дате и времени судебного заседание было направлено и в адрес Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (л.д. 115) и было получено им 18.10.2008г.
На основании приказа Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 25.08.2006 N 114н/9н также не принимается во внимание довод о том, что УФК РФ было привлечено в качестве самостоятельного ответчика.
Довод заявителя апелляционной жалобы о наличии противоречий в вводной части решения относительно указания на лицо, представлявшего интересы Минфина РФ, не влияет на законность принятого решения в силу следующего.
Пункт 2 части 4 статьи 270 АПК РФ указывает, что одним из оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Из материалов дела усматривается, что при вынесении решения УФК РФ было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, следовательно, процессуальные права лица, участвующего в деле не нарушены.
Кроме того, допущенные опечатки в изложении вводной части судебного акта могут быть устранены в порядке статьи 179 АПК РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что судом не исследован вопрос, заявлена ли истцом сумма убытков с НДС или без, также не принимается во внимание, поскольку из материалов дела усматривается, что начисление расходов по представлению мер социальной поддержки по теплоэнергии по ФЗ "О социальной защите инвалидов" производилось без учета НДС, что подтверждается имеющимися в материалах дела счетами-фактурами за октябрь - декабрь 2005 г. (л.д. 9-14).
Иных доводов, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Исходя из изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 14.11.2008г. по делу N А35-2465/08-с11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Ж.Н. Потихонина |
Судьи |
В.М. Баркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-2465/08-С11
Истец: МУП "Электротеплосеть"
Ответчик: РФ в лице Министерства финансов РФ, Комитет социального обеспечения Курской области, Комитет ЖКХ Курской области
Заинтересованное лицо: УФК по Курской области
Третье лицо: Комитет финансов Курской области
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6025/08