31 марта 2009 г. |
Дело N А14-7539/2008/259/10 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2009 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвеевой Г.А.,
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области: Серебрякова О.И., начальник, доверенность N 12-1 от 11.01.2009, паспорт серии 20 09 N 011926, выдан отделом УФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г. Воронежа 11.08.2008;
от Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования "Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки": Михайлова О.В., начальник юридического отдела, доверенность N 1592 от 23.12.2008, паспорт серии 20 03 N 480495, выдан Центральным РОВД города Воронежа 22.01.2003;
от Прокуратуры Воронежской области: Болотова О.И., старший прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Воронежской области, удостоверение N 172889, действительно до 26.08.2011;
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: Денищич Л.Г., консультант отдела, доверенность N 14-8/5 от 11.01.2009, удостоверение N 0704, действительно до 31.12.2012;
от Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области: Засорина Ю.С., представитель по доверенности N 33-12/0043 от 21.01.2009, удостоверение N 2001 от 15.09.2008; Кучина С.С., представитель по доверенности N 33-12/0041 от 21.01.2009, удостоверение N 1164 от 26.12.2007,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области, Прокуратуры Воронежской области, Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования "Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.11.2008 года по делу N А14-7539/2008/259/10 (судья - Есакова М.С.) по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области, Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования "Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки" к Управлению архитектуры и градостроительства Воронежской области, с участием третьих лиц - Министерства сельского хозяйства РФ, Прокуратуры Воронежской области, о признании недействительными приказа от 17.06.2008 года N 27-п "Об исключении земельных участков из границ населенного пункта г.Воронеж", а также приказа от 16.07.2008 года N33-п "О внесении изменений в приказ управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.06.2008 года N27-п",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области (далее - ТУ ФАУГИ по Воронежской области) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с требованием о признании недействительными приказов Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области (далее - Управление архитектуры и градостроительства) от 17.06.2008 года N 27-п "Об исключении земельных участков из границ населенного пункта г.Воронеж" и от 16.07.2008 года N33-п "О внесении изменений в приказ управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.06.2008 года N27-п".
Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки" (далее - ФГОУ ВПО "ВГАУ им. К.Д. Глинки") обратилось в арбитражный суд с аналогичным требованием (дело N А14-6331/2008/262/10).
Определением арбитражного суда от 05.09.2008 года дело N А14-6331/2008/262/10 объединено с делом N А14-7539/2008/259/10 в одно производство.
Решением Арбитражного суда Воронежской области по данному спору в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ ФАУГИ по Воронежской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта как принятого при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В обоснование поданной жалобы ТУ ФАУГИ по Воронежской области ссылается на нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую, на то, что Управление архитектуры и градостроительства не наделено полномочиями по изменению категории земельных участков, поскольку органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе изменять вид разрешенного использования земельного участка, но не категорию земель. Кроме этого, заявитель жалобы ссылается на то, что вопрос об изменении разрешенного использования земельных участков на публичные слушания не выносился, на спорных земельных участках расположены объекты, включенные в Кадастр особо охраняемых территорий Воронежской области.
Прокуратура Воронежской области, полагая, что решение по данному спору принято с нарушением норм материального права, обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта. При этом Прокуратура указывает, что оспариваемыми приказами затрагивается административно-территориальное устройство городского округа г.Воронеж, решение данного вопроса относится к компетенции Воронежской областной Думы, в составе земель поселений в силу закона не могут находиться земли сельскохозяйственного назначения, на нарушение установленной процедуры исключения земельных участков из границ населенных пунктов. Кроме этого, Прокуратура считает немотивированным и необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушения интересов Российской Федерации.
ФГОУ ВПО "ВГАУ им. К.Д. Глинки" в поданной на указанное решение суда первой инстанции апелляционной жалобе просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права. В качестве оснований к отмене податель жалобы указывает на отсутствие полномочий у Управления архитектуры и градостроительства по изменению категории земельных участков, на нарушение порядка исключения земельных участков из черты населенных пунктов, а также указывает на то, что вопрос об изменении вида разрешенного использования земельных участков на публичные слушания не выносился.
Кроме этого, ФГОУ ВПО "ВГАУ им. К.Д. Глинки" указывает, что на спорных земельных участках расположены Ботанический сад им.Б.А. Келлера (ул.Шишкова, 140-б), Дендропарк ФГОУ ВПО "ВГАУ им. К.Д. Глинки" (ул.Ломоносова, 81-з), которые включены в Кадастр особо охраняемых территорий Воронежской области.
Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области (далее - Департамент) с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения. В обоснование своей позиции ответчик указывает на особый порядок перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий, независимо от форм собственности, на отсутствие противоречий оспариваемых приказов нормам земельного законодательства, а так же отмечает, что для перевода земельных участков из одной категории в другую согласие собственника земельных участков не требуется. Кроме этого, Департамент считает, что статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень случаев отказа в исключении земельных участков из границ населенного пункта и в рассматриваемой ситуации Управление архитектуры и градостроительства обязано было принять решение об исключении земельных участков из границ населенного пункта.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований, доводы апелляционных жалоб поддерживает, считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене как принятый с нарушением норм материального права. При этом указывает, что поскольку правообладателем спорных земельных участков является Российская Федерация, перевод из одной категории в другую данных земельных участков осуществляется только Правительством Российской Федерации.
Определением апелляционного суда от 14.01.2009 года проведено процессуальное правопреемство: первоначальный ответчик Управление архитектуры и градостроительства заменен на процессуального правопреемника Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 11.03.2009 года
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, апелляционная инстанция находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что Решением Исполнительного комитета Воронежского городского Совета депутатов трудящихся N 382 от 11.06.59г. за Воронежским сельскохозяйственным институтом (правопредшественник ФГОУ ВПО "ВГАУ им.К.Д.Глинки") закреплена территория площадью 650 га, на которой располагался институт.
На основании указанного решения Университету было выдано свидетельство ВВО-34 N 00113 от 13.10.92г. о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, площадью 559,5914 га.
В связи с изъятиями части вышеуказанного земельного участка, постановлением от 30.06.2006г. N 1225 глава городского округа город Воронеж утвердил проект границ 14 земельных участков, общей площадью 478,5026 га.
Данным постановлением в постоянное (бессрочное) пользование Университета предоставлены, в том числе и земельные участки:
- N 3 площадью 299,1017 га;
- N 9 площадью 10,6373 га;
- N 12 площадью 20,7726 га;
- N 13, площадью 4,5 га;
- N 14, площадью 4,0467 га;
Участки сформированы и поставлены на кадастровый учет под номерами: 36:34:06 02 001:0043, 36:34:06 02 011:0017, 36:34:06 02 001:0034, 36:34:06 02 006:0003 и 36:34:06 02 011:0036, соответственно.
Право постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ ВПО "Воронежский государственный аграрный университет имени К.Д.Глинки" на указанные земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.05.2007.
04.09.2007 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании постановления Главы городского округа город Воронеж N 1225 от 30.06.2006, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 36:34:06 02 001:0043, 36:34:06 02 011:0017, 36:34:06 02 001:0034, 36:34:06 02 006:0003 и 36:34:06 02 011:0036.
В дальнейшем земельный участок N 3 площадью 299,1017 га был разделен на 3 участка, которые сформированы и поставлены на кадастровый учет:
- площадью 287,0017 га, присвоен кадастровый номер: 36:34:06 02 001:0087;
- площадью 6,05 га, присвоен кадастровый номер: 36:34:06 02 001:0088;
- площадью 6,05 га, присвоен кадастровый номер: 36:34:06 02 001:0089.
17.06.2008 Управлением архитектуры и градостроительства Воронежской области издан приказ N 27-п "Об исключении земельных участков из границ населенного пункта", в соответствии с которым из границ населенного пункта город Воронеж исключены следующие земельные участки:
- г.Воронеж, ул.Шишкова, 140б, участок N 3 площадью 287,0017 га, кадастровый номер: 36:34:06 02 001:0087;
- г.Воронеж, ул.Шишкова, 140б, участок N 1 площадью 6,05 га, кадастровый номер: 36:34:06 02 001:0088;
- г.Воронеж, ул.Шишкова, 140б, участок N 2 площадью 6,05 га, кадастровый номер: 36:34:06 02 001:0089;
- г.Воронеж, ул.Шишкова, 140в, площадью 4,5 га, кадастровый номер: 36:34:06 02 006:0003;
- г.Воронеж, ул.Ушинского, 1е, площадью 10,6373 га, кадастровый номер: 36:34:06 02 011:0017.
- г.Воронеж, ул.Ушинского, 1д, площадью 4,0467 га, кадастровый номер: 36:34:06 02 011:0036;
- г.Воронеж, ул.Ломоносова, 81д, площадью 20,7726 га, кадастровый номер: 36:34:06 02 001:0034.
Одновременно указанным приказом Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области измен вид разрешенного использования данных земель со "здания, строения, сооружения и сельскохозяйственное использование" на "для сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей".
16.07.2008 Управлением архитектуры и градостроительства Воронежской области издан приказ N 33-п "О внесении из изменений в приказ Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.07.2008 N 27-п", которым изменена категория земель с "земли населенных пунктов" на "земли сельскохозяйственного назначения".
Не согласившись с указанными приказами Управления архитектуры и градостроительства, ТУ ФАУГИ по Воронежской области и ФГОУ ВПО "ВГАУ им.К.Д.Глинки" обратились за судебной защитой с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на особый порядок перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов, на правомочность органов государственной власти субъектов Российской Федерации изменять категорию земельного участка, а также указал, что спорные земельные участки из границ городского округа г.Воронеж не выводились. При этом суд первой инстанции руководствовался статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Апелляционная инстанция считает указанную позицию суда первой инстанции ошибочной.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
С учетом данных норм выяснению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов подлежит наличие нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также проверка данного акта на соответствие его законам и иным нормативным правовым актам.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определятся исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Из пункта 1 статьи 7 ЗК РФ следует, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Указанные земли согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
При этом землями населенных пунктов, исходя из пункта 1 статьи 83 ЗК РФ, признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В силу пункта 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Как установлено судом и соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам, из свидетельств о государственной регистрации права собственности РФ серии 36-АБ N 716892, N 716893, N 805407, N 805408, N 805409, кадастровых планов земельных участков следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 36:34:06 02 001:87, 36:34:06 02 001:88, 36:34:06 02 001:89, 36:34:06 02 001 0017, 36:34:06 02 001:34, 36:34:06 02 001:03, 36:34:06 02 011:36 отнесены к землям населенных пунктов с разрешенным видом использования - сельскохозяйственное использование. Данное обстоятельство не оспаривалось, лицами, участвующими в деле, ни при рассмотрении дела судом первой, ни апелляционной инстанций.
Категория земель определяется их целевым назначением.
Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую - эти действия совершаются на основе общих правил, установленных статьей 8 ЗК РФ.
Указанная статья определят субъектов, осуществляющих отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую (пункт 1); устанавливает обязательные требования к некоторым видам правовых актов и документов, связанные с указанием в них категория земель (пункт 2); предусматривает юридические последствия нарушения установленного порядка перевода земель из одной категории в другую (пункт 3).
Нормы пункта 1 статьи 8 ЗК РФ имеют императивный характер, что не предполагает возможности принятия решений об отнесении земель к категориям и переводе их из одной категории в другую иными, помимо указанных в статье, субъектами. Причем такие решения должны приниматься в строгом соответствии с полномочиями, предоставленными данным субъектам пунктом 1 статьи 8 ЗК РФ.
В силу подпункта пункта 1 статьи 8 ЗК РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоблюдении Управлением архитектуры и градостроительства при принятии оспариваемых приказов предусмотренного указанной выше нормой материального права порядка перевода спорных земельных участков из одной категории в другую.
Довод Департамента со ссылкой на пункт 1 статьи 8 ЗК РФ, закрепляющий, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, в связи с чем, по мнению ответчика, при исключении земельных участков из состава населенного пункта категория земельного участка изменяется автоматически, апелляционным судом не принимается исходя из следующего.
Земли населенных пунктов - это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Правовое значение границы населенных пунктов определено земельным законодательством. Согласно пункту 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов являются внешней границей земель населенных пунктов, которая отделяет их от земель иных категорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Установление или изменение границ населенных пунктов влечет определенные правовые последствия, а именно, согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", это является переводом земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений.
Уставом городского округа город Воронеж, принятым постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 года N 150-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.06.2007 года) определено, что территорию городского округа город Воронеж составляют все земли, входящие в состав городского округа город Воронеж, в том числе рекреационные зоны, земли, необходимые для развития города и другие земли в границах городского округа независимо от форм собственности и целевого назначения.
Изменение границы городского округа город Воронеж производится законом Воронежской области в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вопросы установления и изменения границ городских районов, не имеющих статуса самостоятельных административно-территориальных единиц, и выделения микрорайонов в пределах городской черты решаются городской Думой (статьи 8,9 Устава).
В соответствии со статьей 20 Устава изменение границ городского округа осуществляется с учетом мнения населения городского округа, выраженного городской Думой.
Картой города Воронежа (приложение к Уставу городского округа город Воронеж), постановлением Совета Министров РСФСР от 14.07.1990 года N 244 "Об установлении городской черты г. Воронежа", Решением Воронежского облисполкома от 24.06.1991 года N 325 подтверждается нахождение спорных земельных участков в границах населенного пункта - город Воронеж.
Схема расположения земельных участков ФГОУ ВПО "Воронежский государственный аграрный университет имени К.Д.Глинки" в границах муниципального образования городской округ город Воронеж также свидетельствует о нахождении спорных земельных участков в границах города Воронежа как населенного пункта
Судом первой инстанции установлено и не оспорено лицами, участвующими в деле, с помощью достоверных доказательств отсутствие утвержденного в установленном законом порядке генерального плана городского округа город Воронеж, а также схем территориального планирования муниципальных районов города.
Документального подтверждения принятия закона Воронежской области, касающегося изменения границ городского округа город Воронеж, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах и с учетом системного толкования положений Устава городского округа город Воронеж, пункта 1 статьи 83, статьи 77 ЗК РФ, согласно которой землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за границами населенного пункта, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Управление архитектуры и градостроительства в приказе от 17.06.2008 года N 27-п с последующим изменением его приказом от 16.07.2008 года N 33-п превысило свои полномочия, исключив данными приказами спорные земельные участки из границ населенного пункта и осуществив их перевод из категории земель населенных пунктов в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Вывод суда первой инстанции о том, что изменение оспариваемыми приказами границ населенного пункта не влечет за собой изменение границ муниципального образования городской округ город Воронеж, противоречит пункту 2 статьи 83 ЗК РФ и Закону Воронежской области от 07.07.2006 года N 62-ОЗ "Об установлении границ муниципального округа город Воронеж".
Территория между границами территориальных единиц города Воронежа и границами административно-территориальной единицы городской округ город Воронеж относится согласно пункту статьи 8 Закона Воронежской области от 27.10.2006 года N 87-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Воронежской области и порядке его изменения" к пригородной зоне. В связи с исключением семи спорных земельных участков из границ города Воронежа внутри населенного пункта образовалась территория, не присоединенная ни к одной другой территориальной единице и в силу указанной выше нормы не относящаяся к пригородной зоне. Таким образом, оспариваемыми приказами нарушен один из принципов административно-территориального устройства - территориальное единство.
Не может быть признан правомерным вывод суда области со ссылкой на Положение об Управлении архитектуры и градостроительства о том, что уполномоченным на включение земельных участков в границы населенных пунктов и исключение земельных участков из границ населенных пунктов органом государственной власти определено Управление архитектуры и градостроительства, поскольку согласно статье 4 Закона Воронежской области от 27.10.2006 года N 87-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Воронежской области и порядке его изменения" вопросы образования, реорганизации и упразднения административно-территориальных единиц, установлении и изменения их границ относятся к компетенции Воронежской областной Думы, и в силу статьи 12 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации. При этом апелляционный суд учитывает, что согласно пункту 3.8 Положения осуществлять функции по включению земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов управление архитектуры и градостроительства обязано в соответствии с действующим законодательством. Кроме этого, согласно Методическим рекомендациям по порядку действий органов местного самоуправления и управления архитектуры и градостроительства по включению земельных участков в границы населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельного участка, утвержденным приказом управления архитектуры и градостроительства от 06.07.2007 года N 3-п, последнее является исполнительным органом государственной власти Воронежской области по решению вопросов изменения видов разрешенного использования земельных участков, но не их целевого назначения.
В настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется ЗК РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на положения статьей 4 и 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" неправомерны, поскольку Градостроительный кодекс Российской Федерации регулирует отношения в области градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и т.д. При этом понятие градостроительной деятельности дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а разрешенное использование земельных участков означает использование объектов недвижимости в градостроительстве, а их изменение, то есть цели, производится в данном случае в порядке, предусмотренном статьями 4 и 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Доводы апелляционных жалоб о нарушении установленной статьей 4.1. названного Закона процедуры исключения земельных участков из границ города: непроведение публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования, отсутствие заинтересованности и правомочности обращения Главного управления аграрной политики Воронежской области с заявлением об исключении спорных земельных участков из границ населенного пункта, апелляционным судом не оцениваются как не имеющие правового значения, поскольку нормы Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" спорные правоотношения не регулируют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
ТУ ФАУГИ по Воронежской области является территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Поскольку спорные земельные участки являются федеральной собственностью, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации превысил свои полномочия, издав оспариваемые приказы от 17.06.2008 года N 27-п "Об исключении земельных участков из границ населенного пункта г.Воронеж" и от 16.07.2008 года N33-п "О внесении изменений в приказ управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.06.2008 года N27-п", что в силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушает права и законные интересы Российской Федерации в сфере экономической деятельности по владению, пользованию и распоряжению имуществом при реализации права собственности.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии квалифицирующих признаков, о которых говорится в статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и с которыми законодатель связывает признание недействительным акта органа местного самоуправления. В связи с чем требования ТУ ФАУГИ по Воронежской области и ФГОУ ВПО "ВГАУ им.К.Д.Глинки" о признании недействительными приказов Управления архитектуры и градостроительства от 17.06.2008 года N 27-п "Об исключении земельных участков из границ населенного пункта г.Воронеж" и от 16.07.2008 года N33-п "О внесении изменений в приказ управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.06.2008 года N27-п" подлежат удовлетворению.
Таким образом, апелляционная инстанция с учетом всех обстоятельств дела приходит к выводу о том, что апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области, Прокуратуры Воронежской области, Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования "Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки" следует удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить как принятое при неправильном применении норм материального права, выразившемся в неприменении закона, подлежащего применению, и применении закона, не подлежащего применению.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционных жалоб, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой и апелляционных инстанций относится на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, частью 2 статьи 269, частью 2 статьи 270 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Воронежской области от 05.11.2008 года по делу N А14-7539/2008/259/10 отменить, апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области, Прокуратуры Воронежской области, Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования "Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки" - удовлетворить.
Признать недействительными приказы Управления архитектуры и градостроительства от 17.06.2008 года N 27-п "Об исключении земельных участков из границ населенного пункта г.Воронеж" и от 16.07.2008 года N33-п "О внесении изменений в приказ управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.06.2008 года N27-п".
Обязать Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Российской Федерации в экономической деятельности.
Взыскать с Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Взыскать с Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области в пользу Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования "Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки" государственную пошлину в сумме 3000 рублей за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Сергуткина В.А. |
Судьи |
Семенюта Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-7539/2008/259/10(3)
Заявитель: ТУФА УГИ по Воронежской области
Истец: ФГОУ ВПО "Воронежский государственный аграрный университет им.К.Д.Глинки"
Ответчик: Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области
Третье лицо: Прокуратура Воронежской области, Министерство сельского хозяйства РФ
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5679/08