г. Пермь
27 февраля 2009 г. |
Дело N А50-17218/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26.02.2009 года.
Мотивированное постановление составлено 27.02.2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н.П.,
судей Богдановой Р.А., Борзенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
с участием
представителя заявителя ООО "УТТ "Полазнанефть" - Плюсниной М.В. по доверенности от 10.01.2008 года,
представителя заинтересованного лица ИФНС России по г. Добрянке Пермского края - Никитиной Е.М. по доверенности от 12.01.2009 года,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ИФНС России по г. Добрянке Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 декабря 2008 года
по делу N А50-17218/2008,
принятое судьей Мухитовой Е.М.,
по заявлению ООО "УТТ "Полазнанефть"
к ИФНС России по г. Добрянке Пермского края
о признании незаконными недействительным решения
установил:
ООО "УТТ "Полазнанефть" обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Добрянке Пермского края от 08.09.2008 N 9 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.12.2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда первой инстанции о нарушении налоговым органом порядка привлечения заявителя к ответственности являются ошибочными. Общество было извещено о месте и времени рассмотрения акта и иных материалов налогового контроля, однако представителя в назначенное время не направило, поэтому материалы были рассмотрены в его отсутствие.
Заявитель представил отзыв, где полагает решение суда законным и обоснованным в части выводов о нарушении налоговым органом процедуры привлечения к ответственности. Не согласен с выводами суда о наличии в действиях общества состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 118 НК РФ, полагает, что бизнес-счет не обладает признаками счета, содержащимся в ст. 11 НК РФ. В связи с этим заявил ходатайство о пересмотре дела в полном объеме в соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель инспекции доводы апелляционной жалобы поддержала. Выводы суда о соответствии бизнес-счета понятию счета по ст. 11 НК РФ считает правильными.
Представитель общества в судебном заседании поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу, также поддержала ходатайство о пересмотре дела в полном объеме.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, в порядке, предусмотренном ст. 266, ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена проверка по сообщению Добрянского отделения N 1640 Западно-Уральского банка Сбербанка России от 17.03.2008 о закрытии 12.03.2008 бизнес-счета.
По результатам проверки составлен акт N 13 от 11.08.2008, где установлено неисполнение обществом обязанности, установленной п. 2 ст. 23 НК РФ, принято решение от 08.09.2008 N 9 о привлечении общества к ответственности по п. 1 ст. 118 НК РФ в виде штрафа в сумме 5000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил, что бизнес-счет N 40702810649270410875, открытый обществу в банке, соответствует признакам счета, используемым в рамках налогового законодательства, следовательно, общество было обязано в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ представить сведения о его закрытии в установленный законом срок. Требования заявителя удовлетворены в связи с допущенным инспекцией существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности.
Выслушав стороны, исследовав документы, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.
На основании ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.
В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, либо об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
На основании п. 12 ст. 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
В судебном заседании установлено, что акт N 13 от 11.08.2008 был направлен обществу 13.08.2008 и вручен его представителю 15.08.2008. В установленный срок возражения по акту представлены не были.
26.08.2008 обществу направлено извещение, в котором ему сообщалось о рассмотрении акта и иных материалов налогового контроля в 12 часов 1.09.2008. Данное извещение вручено 29.08.2008 (по почтовому штампу - 30.08.2008).
Таким образом, лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения материалов. Его доводы о том, что такое извещение не является заблаговременным, не могут быть приняты во внимание, поскольку с просьбой об отложении рассмотрения материалов он в налоговый орган не обращался.
Акт и иные материалы проверки были рассмотрены налоговым органом 1.09.2008, в отсутствие представителя общества, о чем составлен протокол N 26.
Решение налогового органа оформлено 8.09.2008, и указанная в нем дата фактически является датой его технического изготовления.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о необеспечении налоговым органом возможности для общества участвовать в рассмотрении материалов, представлять возражения, является ошибочным. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии нарушений существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов со стороны инспекции.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ, счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности.
На основании ч. 1 ст. 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Судом первой инстанции установлено, что заявителю банком открыт бизнес-счет N 40702810649270410875 на основании договора от 17.04.2006 по обслуживанию банковских карт АС СБЕРКАРТ "Корпоративная". Данный счет закрыт 12.03.2008.
Указанный счет открыт в целях обслуживания корпоративной банковской карты, при его открытии не заключается договор, предусмотренный ст. 845 ГК РФ, при формировании денежных средств на данном счете не участвуют средства третьих лиц.
Таким образом, бизнес-счет не является счетом в соответствии со ст. 11 НК РФ, и выводы суда первой инстанции о наличии у заявителя обязанности сообщить о его закрытии в налоговый орган являются ошибочными.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного решения, поскольку заявленные требования им удовлетворены.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23.12.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.П. Григорьева |
Судьи |
Р.А.Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17218/2008-А19
Истец: ООО "УТТ "Полазнанефть"
Ответчик: ИФНС России по г. Добрянке Пермского края
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-743/09