г. Томск |
Дело N 07АП-100/09 |
21 января 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А.В.,
судей: Залевской Е.А.,
Кулеш Т.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иващенко А. П.,
при участии:
от заявителя: без участия;
от заинтересованного лица: без участия ,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Анаконда"
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.09.2008 года
по делу N А03-7266/2008-36 (судья Русских Е.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Анаконда"
к Главному управлению внутренних дел по Алтайскому краю
об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Анаконда" (далее по тексту - ООО ЧОП "Анаконда", Общество, заявитель, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным решения Главного управления внутренних дел по Алтайскому краю (далее по тексту - ГУВД по Алтайскому краю) об отказе в выдаче лицензии на приобретение 500 патронов калибра 9х17 для проведения учебно-тренировочных стрельб, оформленного письмом от 10.06.2008 года N 42/2705, и обязании выдать указанную лицензию (дело N А03-7266/2008-36).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 10.09.2008 года (далее по тексту - решение суда) в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления ООО ЧОП "Анаконда".
В обоснование жалобы Общество указывает, что комната для хранения оружия, снимаемая в аренду ООО ЧОП "Анаконда", подключена на пульт охраны Общества, занимающегося охранной деятельностью на законных основаниях, поскольку заявитель имеет лицензию на создание частного охранного предприятия от 05.11.2004 года N 0332, которая действительна до 05.11.2009 года, следовательно, ООО ЧОП "Анаконда" соблюдены все установленные действующим законодательством требования к охране оружия и патронов. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебное заседание заявитель и представитель заинтересованного лица своих представителей не направили, при надлежащем извещении.
Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.09.2008 года подлежащим отмене с принятием нового судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО ЧОП "Анаконда" обратилось в ГУВД по Алтайскому краю с заявлением о выдаче лицензии на приобретение 500 патронов калибра 9х17 для проведения учебно-тренировочных стрельб.
Письмом от 10.06.2008 года N 42/2705 ГУВД по Алтайскому краю отказало Обществу в удовлетворении его заявления (лист дела 7). При этом сослалось на то, что ООО ЧОП "Анаконда" не выполняются требования статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее по тексту - Закон N 150-ФЗ) в части обеспечения сохранности оружия и патронов, безопасности его хранения и исключения доступа к нему посторонних лиц.
Считая отказ в выдаче лицензии необоснованным, Общество оспорило данный отказ ГУВД по Алтайскому краю в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции признал отказ в выдаче Обществу лицензии на приобретение патронов соответствующим действующему законодательству.
Вывод суда первой инстанции не соответствует обстоятельствам дела и основан на неправильном применении норм материального права.
Вопросы, связанные с оформлением, выдачей, продлением срока действия и аннулированием лицензии на приобретение, в том числе служебного оружия и патронов, регулируются Законом N 150-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 года N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 года N 814" (далее по тексту - Инструкция).
В соответствии со статьей 28 Закона N 150-ФЗ, контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел.
В силу статьи 12 Закона N 150-ФЗ, юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел.
Пунктом 20 Инструкции предусмотрено, что оформление юридическим лицам лицензий на приобретение патронов производится в порядке, установленном для оформления лицензий на приобретение оружия.
Статьей 9 Закона N 150-ФЗ определено, что в заявлении о выдаче лицензии указывается о мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Основанием для отказа в выдаче лицензии является: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечения этих условий.
В качестве основания для отказа в удовлетворении заявления Общества о выдаче лицензии на приобретение патронов ГУВД по Алтайскому краю указало на необеспечение Обществом сохранности оружия и патронов, безопасности его хранения и исключения доступа к нему посторонних лиц в соответствии с требованиями, установленными МВД РФ.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, признал отказ ГУВД по Алтайскому краю в выдаче лицензии по указанному основанию обоснованным.
Данный вывод суда первой инстанции нельзя признать правильным.
Согласно статье 22 Закона N 150-ФЗ гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Пунктом 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 года N 814 предусмотрена обязанность юридических лиц хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Таким образом, основным требованием законодательства по хранению оружия и патронов является наличие условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ посторонних лиц.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что в соответствии с договором от 11.03.2008 года N 3 на оказание услуг по охране (пультовая охрана), заключенному между ООО ЧОП "Анаконда" (Исполнитель) и индивидуальным предпринимателем Камневым Евгением Александровичем (Заказчик), Исполнитель принимает под охрану объект: оружейную комнату, расположенную в нежилом помещении на первом этаже жилого дома литер А по адресу: г. Барнаул, ул. Цеховая, 15 (лист дела 8-10).
Нежилое помещение на первом этаже жилого дома литер А по адресу: г. Барнаул, ул. Цеховая, 15, в котором расположена вышеуказанная комната для хранения оружия, принадлежащее Камневу Е.А. на праве собственности, снимается в аренду ООО ЧОП "Анаконда" по договору аренды нежилого помещения от 01.06.2007 года для размещения офиса фирмы (лист дела 13-14) и охраняется ООО ЧОП "Анаконда Профи" по договору от 11.03.2008 года N 21 на оказание услуг по охране (пультовая охрана) (лист дела 16-17).
Согласно Инструкции пользователя сигнализации (Приложение N 1 к договору от 11.03.2008 года N 3), снять с охраны, войти в указанную комнату для хранения оружия, поставить ее под охрану могут только ответственные лица - Камнев Е.А., Гребенщиков А.А., Метлев А.В. (лист дела 11).
В соответствии с Инструкцией пользователя сигнализации (Приложение N 1 к договору от 11.03.2008 года N 21), снять с охраны и поставить под охрану офисное помещение могут только указанные в данной Инструкции ответственные лица в количестве 10 человек (лист дела 18).
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что оружие и патроны к нему хранятся в комнате для хранения оружия в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Арбитражный суд Алтайского края, разрешая спор, правомерно руководствовался частью 1 пункта 169.6 Инструкции, в соответствии с которой комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
Однако, суд первой инстанции, давая правовую оценку фактическим обстоятельствам дела, неосновательно приходит к выводу о нарушении Обществом требований пункта 169.6 Инструкции.
ГУВД по Алтайскому краю установлено, что комната хранения оружия на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органе внутренних дел РФ в круглосуточном режиме подключена не была, в связи с чем заявителем не обеспечено должной сохранности, исключающей несанкционированный доступ к оружию и боеприпасам посторонних лиц.
При этом ГУВД по Алтайскому краю и судом первой инстанции не учтено, что частью 5 пункта 169.6 Инструкции предусмотрено, что охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.
Из вышеуказанного следует, что организации по своему усмотрению могут подключаться как на ПЦО отделов вневедомственной охраны, так и пользоваться услугами по установлению охранно-пожарной сигнализации других организаций. Единственным требованием для подключения охранной сигнализации КХО в других организациях является осуществление данными организациями охранной деятельности на законных основаниях.
Из материалов дела следует, что система охранно-пожарной сигнализации, которой оборудована комната для хранения оружия, расположенная по адресу: г. Барнаул, ул. Цеховая, 15, установлена и обслуживается Федеральным государственным унитарным предприятием "Охрана" МВД России в соответствии с условиями договора от 11.03.2008 года N ТО-1/52 на обслуживание систем сигнализации (лист дела 19-22).
ООО ЧОП "Анаконда" имеет лицензию на создание частного охранного предприятия от 05.11.2004 года N 0332 (действительна до 05.11.2009 года), следовательно, осуществляет охранную деятельность на законных основаниях (лист дела 26).
Из материалов дела также видно, что охранно-пожарная сигнализация, которой оборудована комната для хранения оружия, выведена на пульт круглосуточной охраны ООО ЧОП "Анаконда", следовательно, заявителем соблюдены установленные требования по пожарной безопасности для надлежащего хранения оружия и боеприпасов и обеспечения технической безопасности при осуществлении данного хранения.
Другое в нарушение статьи 65 АПК РФ ГУВД по Алтайскому краю не доказано.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания отказа ГУВД по Алтайскому краю в выдаче заявителю лицензии на приобретение патронов обоснованным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение Арбитражного суда Алтайского края по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования Общества о признании незаконным решения ГУВД по Алтайскому краю об отказе в выдаче лицензии на приобретение патронов.
Исходя из положений статьи 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
ООО ЧОП "Анаконда" заявлено ходатайство о взыскании с ГУВД по Алтайскому краю судебных расходов на оплату услуг представителя Каревой Л.В. в размере 15 000 рублей.
Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные средства, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу части 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В статье 112 АПК РФ определено, что вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что взыскание судебных издержек в виде расходов на оплату услуг представителя, оказывающего юридическую помощь, осуществляется при наличии определенных условий, а именно:
- расходы должны быть непосредственно связаны с рассмотрением дела в суде;
- сумма расходов должна быть заявлена в разумных пределах.
Понесенные Обществом расходы на оплату услуг представителя подтверждены имеющимися в деле договором от 11.08.2004, заключенным ООО ЧОП "Анаконда" с ООО "Анаконда Право", платежным поручением от 08.07.2008 года N 123 на оплату услуг представителя в сумме 15 000 рублей, факт представительства интересов заявителя юристом ООО "Анаконда Право" Каревой Л.В. в суде подтвержден протоколами судебных заседаний.
Следовательно, Обществом доказан размер понесенных им затрат на оплату услуг представителя. Суд не вправе произвольно уменьшать размер сумм, взыскиваемых со стороны в возмещение понесенных ею судебных издержек, если другая сторона не заявила возражений и не представила доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 года N 454-О). Каких-либо доказательств чрезмерности понесенных Обществом расходов ГУВД по Алтайскому краю суду не представило.
Рассмотрев представленные ООО ЧОП "Анаконда" в материалы дела доказательства, апелляционный суд считает, что расходы на оплату услуг представителя непосредственно связаны с рассмотрением дела в суде и сумма в размере 15 000 рублей находится в разумных пределах соответствующих расходов.
При таких обстоятельствах требования заявителя о взыскании расходов на оплату услуг представителя подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 рублей за подачу заявления в суд первой инстанции и 1 000 рублей за подачу апелляционной жалобы, понесенные Обществом, в связи с удовлетворением апелляционной жалобы и заявленного первоначально требования подлежат взысканию с ГУВД по Алтайскому краю в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.09.2008 года по делу N А03-7266/2008-36 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать недействительным отказ Главного управления внутренних дел по Алтайскому краю в выдаче Обществу с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Анаконда" лицензии на приобретение 500 патронов калибра 9х17 для проведения учебно-тренировочных стрельб, оформленный письмом от 10.06.2008 года N 42/2705.
Обязать Главное управление внутренних дел по Алтайскому краю выдать Обществу с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Анаконда" лицензию на приобретение 500 патронов калибра 9х17 для проведения учебно-тренировочных стрельб.
Взыскать с Главного управления внутренних дел по Алтайскому краю в пользу Общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Анаконда" судебные расходы в сумме 3 000 рублей в счет оплаты государственной пошлины, в сумме 15 000 рублей по оплате услуг представителя, всего 18 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Солодилов А.В. |
Судьи |
Залевская Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7266/2008-36
Истец: ООО ЧОП "Анаконда"
Ответчик: ГУВД по Алтайскому краю
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-100/09