г. Пермь |
|
3 февраля 2009 г. |
Дело N А71-12468/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 февраля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лавринской А.А.,
при участии:
от заявителя (ООО "Удмуртская национальная нефтяная компания") - Третьяков С.Н. (представитель по доверенности от 20.01.2009г., предъявлен паспорт);
от ответчика (Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республики) - Чухланцева С.Н. (представитель по доверенности от 26.01.2009г., предъявлен паспорт); Улыбина Е.А. (представитель по доверенности от 15.01.2009г., предъявлен паспорт);
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртская национальная нефтяная компания"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 декабря 2008 года
по делу N А71-12468/2008,
принятое судьей Г.П. Буториной
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртская национальная нефтяная компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике
об оспаривании постановления по делу о назначении административного наказания,
установил:
В Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилось ООО "Удмуртская национальная нефтяная компания" с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике от 28.11.2008г. N 67 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда от 11.12.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить и заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы Общество указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. По мнению организации в ее действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, фактически условия лицензионного соглашения об утилизации попутного газа нарушены не были, поскольку при осуществлении деятельности по добыче нефти попутный газ, который относится к полезным ископаемым и подлежит утилизации, не выделялся.
Ответчик представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает и просит оставить его без изменения, считает, что оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, в действиях заявителя доказано наличие состава вменяемого административного правонарушения.
Присутствующие в заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом действующего законодательства, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не усмотрел.
Как следует из материалов дела, в период с 06.10.2008г. по 04.11.2008г. комиссией Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республики проведена комплексная плановая проверка соблюдения ООО "Удмуртская национальная нефтяная компания" законодательства "О недрах", обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр на нескольких месторождениях. По результатам проверки составлен акт от 01.11.2008г. N 36 (л.д.50).
Рассмотрев материалы проверки, свидетельствующие о наличии фактов пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензиями, Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор 13.11.2008г. в отношении Общества вынес постановления о возбуждении производств об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 7.3 КоАП РФ. Указанные постановления для рассмотрения были направлены в Управление Росприроднадзора по Удмуртской Республике (л.д. 89, 91).
По результатам рассмотрения материалов дела, постановлением административного органа N 67 от 28.11.2008г., Общество привлечено к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 30 000 руб. (л.д. 6).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением о признании его незаконным и отмене в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Статьей 12 Закона установлено, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу положений ст. 22 Закона пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами. При этом пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами для проведения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, образования особо охраняемых объектов, определен Положением "О порядке лицензирования пользования недрами" (утв.Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1).
Согласно ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Из материалов дела видно, что Общество на основании лицензий на право пользования недрами ИЖВ 13331 НЭ, ИЖВ 13332 НЭ, выданных Федеральным агентством по недропользованию 01.11.2005г., с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, добыча нефти и растворенного газа тульских-бобриковских залежей, верейских-башкирских залежей, осуществляет разведку и добычу нефти на Бурановском месторождении, расположенном на территории Малопургинского района Удмуртской Республики (л.д. 9, 24).
Условия пользования недрами определены в соответствующих Соглашениях "Об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, добычи нефти и растворенного газа", которые являются неотъемлемыми составными частями указанных лицензий. В соответствии с пунктами 11.1.9 Соглашений Общество при осуществлении деятельности обязано принять меры по утилизации попутного газа (л.д.10, 25).
В ходе проведения контрольных мероприятий должностными лицами Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республики было установлено, что указанное лицензионное условие Обществом не выполняется, фактически утилизация попутного газа при добыче нефти не осуществляется.
Факты непринятия мер по утилизации попутного газа подтверждаются Актом N 36 от 01.11.2008г. "Проверки соблюдения пользователем недр обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр", постановлениями прокуратуры о возбуждении производств об административных правонарушениях от 13.11.2008г. и самим заявителем не отрицаются, что следует из текста апелляционной жалобы и пояснений его представителя, данных суду апелляционной инстанции (л.д. 50, 89, 91).
В силу ст.ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявитель имел возможность выполнить лицензионные условия, но не принял соответствующих мер для недопущения правонарушения, следовательно, наличие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения является доказанным.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дел об административных правонарушениях и принять правильные решения, административным органом не допущено. При возбуждении прокурором производств об административных правонарушениях, рассмотрении материалов административных дел, присутствовали надлежащим образом уполномоченные представители юридического лица, извещенного о времени и месте совершения соответствующих процессуальных действий. Обществу обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями. Замечаний к порядку административного производства у заявителя не имеется, что подтверждено в заседании апелляционного суда его представителем и отражено в протоколе судебного заседания.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии события вменяемого административного правонарушения в связи с тем, что при осуществлении Обществом деятельности по добыче нефти поименованный в лицензионном соглашении попутный газ фактически не выделялся, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Наличие попутного газа подтверждено самим Обществом в отчете по форме N 1-ЛС "Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья за 2007 г." (л.д. 106).
Представленные в материалы дела протоколы количественного химического анализа попутного нефтяного газа об отсутствии такого газа не свидетельствуют. То обстоятельство, что газ не соответствует требованиям, предъявляемым к природным горючим газам, являющимися полезными ископаемыми и пригодными для использования в качестве сырья и топлива для промышленного и коммунально-бытового хозяйства, не освобождает заявителя от обязанности его утилизации, лицензионные соглашения таких оговорок не содержат.
Утверждение представителя заявителя жалобы о том, что выделяемый газ не обладает свойством горючести и не может быть утилизирован, судом отклонен, поскольку данное обстоятельство свидетельствует лишь о том, что он не может быть утилизирован посредством сгорания, однако не исключает возможности и обязанности по утилизации газа другими способами.
Следует также отметить, что в случае, если пользователь недр не согласен с условиями лицензии, а также при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена, он, на основании ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", имеет право обратиться в орган, предоставивший лицензию, по поводу пересмотра ее условий. Доказательств такого обращения, в том числе в связи с фактическим отсутствием попутного газа, который по условиям лицензии предполагался к утилизации, либо невозможностью утилизации суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 декабря 2008 года по делу N А71-12468/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртская национальная нефтяная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12468/2008-А18
Истец: ООО "Удмуртская национальная нефтяная компания"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-78/09