г. Чита |
Дело N А78-5262/2008 |
"10" марта 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Лешуковой Т.О., Клочковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица по делу Межрайонной ИФНС России N 4 по Забайкальскому краю на Решение Арбитражного суда Читинской области от 23.12.2008 года, принятое по делу N А78-5262/2008 по заявлению Сельскохозяйственного кооператива "Соктуй" к Межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей по Читинской области, Межрайонной ИФНС России N 4 по Забайкальскому краю о признании недействительным отказа о включении задолженности в сумме 836 754,09 рублей в реструктуризацию от 24.09.2008г. и обязании комиссии включить в реструктуризацию сумму задолженности (суд первой инстанции Куликова Н.Н.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
Сельскохозяйственный кооператив "Соктуй" (далее - СХК "Соктуй", кооператив) обратился в суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным отказа от 24.09.2008г. N 14-15 Межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Читинской области (далее - Территориальная комиссия) о включении в реструктуризацию задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 507 814,70 руб., пени в сумме 310 921,99 руб. и штрафов по налогу в сумме 18 017,40 руб.
Решением от 23 декабря 2008 г. суд признал недействительным отказ от 24.09.2008г. N 14-15 Межведомственной территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Читинской области о включении в соглашение о реструктуризации долгов N 53 задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 507814,70 руб., пени за неуплату налога в сумме 310921,99 руб., штрафов по налогу в сумме 18017,40 руб. сельскохозяйственному кооперативу "Соктуй", как несоответствующий Федеральному закону от 9 июля 2002 года N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей", а также обязал Территориальную комиссию включить в реструктуризацию задолженность кооператива по налогу на доходы физических лиц в сумме 836754,09руб. В обоснование суд указал, что действия Межведомственной Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей по Читинской области по отказу включения в реструктуризацию задолженности СХК "Соктуй" по налогу на доходы физических лиц в сумме 836754,09 руб., выраженного в письме N 14-15 от 24.09.2008 года, являются незаконными и противоречат нормам права.
Не согласившись с указанным решением, Межрайонная ИФНС России N 4 по Забайкальскому краю (далее - налоговый орган) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение. Считает, что соглашением от 01.11.2004г. установлена общая сумма реструктуризируемой задолженности, сумма в размере 836 754,09руб., начисленная в ходе выездной налоговой проверки, в неё не входила, в соответствии с приведенными нормами является текущими платежами, входить в состав реструктуризируемой задолженности по своей правовой природе не может.
Представитель Заявителя по делу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 16.02.2009г. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя (факсограмма N 982 от 03.03.2009г.).
Представитель заинтересованного лица по делу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 13.02.2009г. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя (факсограмма N 917 от 02.03.2009г.).
Представитель третьего лица по делу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 18.02.2009г. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя (факсограмма N 1018 от 05.03.2009г.).
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Сельскохозяйственный кооператив "Соктуй" зарегистрирован в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ от 05.03.2007г. серия 75 N 001747709 (л.д.25).
25.09.2003 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы РФ N 2 по Читинской области, правопреемником которой является Межрайонная инспекция ФНС России N 4 по Забайкальскому краю, и СХК "Соктуй" подписали Соглашение о реструктуризации долгов N53 (далее - Соглашение, л.д.70-73), данное соглашение также подписано членами Территориальной комиссии. В соответствии с п.1 Соглашения его предметом является реструктуризация задолженности перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на 01.08.2003г. в сумме 3 312 400руб., в том числе задолженность перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам в сумме 660 000 руб., задолженность по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 2 652 400руб.
На основании решения N 13-32/24 от 15.05.2008 года (л.д.74) налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка Сельскохозяйственного кооператива "Соктуй" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов: единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005г. по 31.12.2007г., налога на доходы физических лиц с 01.01.2005г. по 30.04.2008г.
02 июня 2008 г. составлена Справка о проведенной выездной налоговой проверке (л.д.75), которая вручена руководителю кооператива 05.06.2008г. По результатам проверки налоговым органом 05.06.2008 года был оформлен акт выездной налоговой проверки N 13-34/24 (л.д.51), который вручен в этот же день руководителю кооператива.
30.06.2008 года принято Решение N 13-36/21 (л.д.56-60) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным Решением кооперативу предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 507911руб., уплатить по указанному налогу пени в сумме 187259руб. и штрафы в сумме 90087руб. По состоянию на 06.08.2008г. в адрес Сельскохозяйственного кооператива "Соктуй" выставлено требование N 525 на указанные суммы со сроком уплаты до 22.08.2008г. (л.д.76).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога после истечения срока исполнения требования об уплате налога налоговый орган решением N 351 от 05.09.2008г. (л.д.33) и решением N 352 от 05.09.2008г. (л.д.34) приостановил в банках Байкальский Банк Сбербанка РФ БИК 042520607 и в банке филиал Краснокаменск "НОМОС-БАНКа" (ОАО) БИК 047621720 все расходные операции по расчетным счетам Сельскохозяйственного кооператива "Соктуй".
В соответствии со Справкой N 19564 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (л.д.37) на 24.09.2008г. задолженность по налогу на доходы физических лиц составляет 836 754,09руб., в том числе недоимка - 507 814,7руб., пени - 310 921,99руб., штрафы - 18 017,4руб.
Таким образом, суд апелляционной инстанции согласен с доводом апелляционной жалобы о том, что сумма задолженности по налогу на доходы физических лиц возникла после заключения Соглашения о реструктуризации и изначально в сумму реструктуризированной задолженности не входила. В апелляционной жалобе имеется ссылка на дополнительное соглашение от 01.11.2004г., которое в материалах дела отсутствует. Суд апелляционной инстанции также считает, что предметом данного соглашения не могла быть сумма задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2005, 2006, 2007 г.
СХК "Соктуй" обратился в Межведомственную Территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей по Читинской области с заявлением о включении задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 836 754,09руб. в соглашение о реструктуризации долгов N 53 от 25.09.2003 года.
Территориальная комиссия, письмом N 14-15 от 24.09.2008 года (л.д.36), отказала в заявленном требовании (далее - решение об отказе), ссылаясь на пункт 2 Порядка проведения реструктуризации, утвержденного протоколом заседания межведомственной федеральной комиссии от 25.02.03 г. N 4. Решение об отказе было оспорено кооперативом в арбитражный суд.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции делает вывод, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части, по следующим мотивам.
В соответствии с абз.2 ч.3 ст.9 закона N 83-ФЗ федеральная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей определяет перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса об улучшении финансового состояния должника, порядок оценки его долгов, порядок проведения реструктуризации долгов, методику расчета показателей финансового состояния должника, базовые условия реструктуризации долгов, типовое соглашение о реструктуризации долгов, условия, при которых осуществляется отсрочка или рассрочка сумм основного долга и начисленных процентов, включая долги, доначисленные по итогам налоговых проверок после подписания соглашения о реструктуризации долгов, и условия корректировки графика погашения долгов. Нормативно-правовые акты по указанным вопросам комиссия может принимать путем утверждения их протоколом или выносить на рассмотрение Правительства Российской Федерации в соответствии с п.75 Регламента Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004г. N 260 (ранее - в соответствии с п.79 Регламента Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.06.1998г. N604), п/п."б" п.3 и п.8 Положения о Федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ, Минфина РФ, Минэкономразвития РФ и Министерства промышленности и энергетики РФ от 07.06.2005г. N103/69н/119/113.
На момент принятия оспариваемого решения об отказе, действовали Базовые условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - Базовые условия), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003г. N 52, в редакции Постановлений Правительства РФ от 29.08.2003г. N 535 и от 02.10.2003г. N 611, а также Порядок проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - Порядок), утвержденный Протоколом заседания межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.2003г. N 4.
Пункт 1 Базовых условий в редакции, действовавшей на момент принятия решения об отказе, предусматривал, что реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, а также по платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги).
Пункт 2 Порядка предусматривал, что "реструктуризации подлежат просроченные, рассроченные, отсроченные долги, начисленные проценты, штрафы и пени сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней (федеральным, субъектов Российской Федерации, местным), налогам, поступающим в дорожные фонды, единому социальному налогу, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации), обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поставщикам и подрядчикам за поставленные товары, выполненные работы и предоставленные услуги, средствам, выданным на возвратной платной основе, кредитам и займам.
Не подлежит реструктуризации задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по подоходному налогу с физических лиц, по заработной плате перед персоналом организации". Следовательно, территориальная комиссия, принимая решение об отказе и ссылаясь на п.2 Порядка, не рассмотрела вопрос о включении в реструктуризацию сумм пеней и штрафов по НДФЛ, то есть отказ не соответствовал п.2 Порядка.
Таким образом, на момент принятия решения об отказе Базовые условия и Порядок в указанной части противоречили друг другу, следовательно, применению подлежал нормативно-правовой акт, обладавший более высокой юридической силой.
Таким нормативно-правовым актом были Базовые условия, так как они были утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.01.2003г. N 52, в соответствии с ч.1 ст.9 закона N 83-ФЗ и п.79 Регламента Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.06.1998г. N 604 (утратил силу в связи с принятием Регламента Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004г. N 260).
Противоречие между этими актами было устранено внесением изменений в Базовые условия Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008г. N 1092. На настоящий момент п.1 Базовых условий действует в такой редакции: "Реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, в том числе задолженность по пеням и штрафам за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также по платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги) (далее - денежные обязательства).
Реструктуризации не подлежит задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по налогу на доходы физических лиц, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также по оплате труда".
В соответствии с абз.1 ч.4 ст.11 Федерального закона от 09.07.2002г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - закон N 83-ФЗ) территориальные комиссии принимают решения о внесении изменений в соглашение о реструктуризации долгов.
Таким образом, право обратиться в территориальную комиссию с просьбой о включении задолженности по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), возникших после заключения Соглашения, с учетом принципа однократности участия в программе (ст.3 закона N 83-ФЗ) у кооператива было. Решение об отказе не соответствует ни п.2 Порядка, ни п.1 Базовых условий, подлежащих применению в редакции, действовавшей на момент обращения в территориальную комиссию. По мотивам изложенным выше, доводы апелляционной жалобы о невозможности включения задолженности по НДФЛ в состав реструктуризируемой задолженности отклоняется.
Кроме того, специального порядка рассмотрения заявлений о внесении изменений в соглашения о реструктуризации законом не предусмотрено, следовательно, используется общий порядок, установленный для рассмотрения заявлений о реструктуризации долгов. Этот порядок установлен главами 5 и 6 закона N 83-ФЗ и предусматривает на основе представленных должником документов выбор варианта реструктуризации, извещение об этом кредиторов, рассмотрение вопроса о реструктуризации на заседании комиссии с участием кредиторов должника с последующим голосованием, заключение соглашения о реструктуризации; то есть установленный порядок принятия решения о включении долгов в состав реструктуризации направлен на гарантирование прав кредиторов, несоблюдение данного порядка будет нарушать их права.
Суд первой инстанции обязал территориальную комиссию включить в реструктуризируемую задолженность суммы налога, штрафа и пени по НДФЛ, однако решение данного вопроса по мотивам, изложенным выше, возможно только путем соблюдения установленной законом процедуры.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части на основании п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Читинской области от 23 декабря 2008 г., принятое по делу N А78-5262/08, отменить в части. Принять в этой части новое решение.
В удовлетворении заявленных требований в обязании Межведомственной Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Читинской области включить в реструктуризацию задолженность сельскохозяйственного кооператива "Соктуй" по налогу на доходы физических лиц в сумме 836754,09 руб. отказать.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Т.О.Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5262/08
Заявитель: СК "Соктуй"
Ответчик: Межрайонная ИФНС РФ N4 по ЗК, Межведомственная Территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей по Читинской области
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-427/09