г. Томск |
Дело N 07АП- 403/09 |
13 февраля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Журавлевой В.А.., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Новоильинском районе г.Новокузнецка Кемеровской области
на Решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 07.11.2008г. по делу N А27-10438/2008-5 (судья Обухова Г.П.)
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Новоильинском районе г.Новокузнецка Кемеровской области
к индивидуальному предпринимателю Кольцовой Людмиле Евстафьевне
о взыскании штрафа в размере 137,10 рублей,
УСТАНОВИЛ
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Новоильинском районе г.Новокузнецка Кемеровской области (далее по тексту ГУ УПФР, фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Кольцовой Людмиле Евстафьевне (далее по тексту ИП Кольцова, предприниматель) о взыскании 137,10 рублей штрафных санкций за непредставление в установленный законом срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07.11.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- из того, что в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о государственной регистрации Кольцовой Л.Е. по адресу: г. Новокузнецк, Кемеровская область, ул. Новоселов, 57-117, а адресом регистрации (местожительства) Кольцовой Л.Е., согласно данным УФМС России по Кемеровской области является г. Новокузнецк, ул. Рокоссовского, 9-35 , следует, что при перемене места жительства Кольцовой Л.Е. соответствующие сведения не были сообщены ею в регистрирующий орган; акт камеральной проверки N 186 от 04.05.2008г., решение от 03.06.2008г. N 163 и требование N 164 от 03.06.2008 г. Управлением ПФР направлены страхователю по адресу: г. Новокузнецк, Кемеровская область, ул. Новоселов, 57-117 на основании выписки ЕГРИП; ГУ-УПФР в Новоильинском районе г. Новокузнецка не
нарушил процедуру привлечения к ответственности индивидуального предпринимателя Кольцовой Л.Е.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства , в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч.1 ст.266, ч.1, ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.11.2008г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Кольцова является страхователем по обязательному пенсионному страхованию как индивидуальный предприниматель, самостоятельно уплачивающий страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Согласно акта N 186 от 04.05.2008г. органом Пенсионного фонда установлен факт непредставления ИП Кольцовой в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год на обязательное пенсионное страхование, на основании чего решением N163 от 03.06.2008г. она привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N27-ФЗ) в виде штрафа в размере 137,10 руб.
Требование N 164 от 03.06.2008г. об уплате санкций предпринимателем в добровольном порядке не исполнено, что послужило основанием для обращения Фонда в Арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций в размере 137,10 руб. с предпринимателя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из непринятия фондом мер к надлежащему извещению страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки, нарушения им процедуры привлечения к ответственности.
В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее Закон N 167-ФЗ), страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели.
На основании п.2 ст. 14 указанного закона страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Сведения о страховом стаже и страховых взносах, которые представляют о себе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, в органы Пенсионного фонда РФ определены пунктами 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.
Согласно статье 19 Закона N 27-ФЗ Правительством РФ утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Во исполнение положений указанной статьи Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997г. N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция), в пункте 38 которой установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся и физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (пункт 2 Инструкции).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Специальными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Исходя из положений статьи 2 Закона N 167-ФЗ, правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии со статьей 101 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. При этом неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
В материалы дела Фондом не представлены доказательства надлежащего извещения предпринимателя о времени и месте рассмотрения материалов проверки, а представленные копии реестров исходящей корреспонденции таким доказательством не являются, поскольку из них не следует факт получения или неполучения адресатом почтовой корреспонденции.
Кроме того, как установлено судом и следует из материалов дела, акт, равно как и решение о привлечении к ответственности, требование об уплате штрафных санкций, направлены по адресу, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отличному от адреса фактического места проживания и регистрации Кольцовой, при этом других мер к надлежащему извещению предпринимателя о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки фондом в данном случае не принималось; доказательства получения акта и других ненормативных актов Кольцовой по адресу, указанного в Едином реестре, отсутствуют.
Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Исходя из указанных норм права и фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что неисполнение ГУ УПФР требований, установленных ст. 101 Кодекса, и лишение лица, привлекаемого к ответственности, права на представление возражений на акт проверки является существенным нарушением порядка вынесения решения о привлечении к ответственности.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований Фонда о взыскании с ИП Кольцовой штрафа, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины на основании положений пп.1 п.1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ судом не разрешается.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 07 ноября 2008 года по делу N А27-10438/2008-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
В.А.Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10438/2008-5
Истец: ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Новоильинском р-не г. Новокузнецка Кемеровской обл.
Ответчик: Кольцова Людмила Евстафьевна
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-403/09